Весь сайт Вход
Регистрация
Избранное (0)

В сфере гособоронзаказа введены государственный контроль (надзор) и банковское сопровождение

13.07.2015

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ внесены важные изменения в федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе". Соответствующие поправки внесены также в законы "О банках и банковской деятельности", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации” предусмотрены следующие важные изменения в регулировании гособоронзаказа.

В сферу регулирования федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее – закон № 275-ФЗ) включен государственный контроль (надзор) в сфере государственного оборонного заказа.

Введено понятие банковского сопровождения сделки, включающее: проведение банком мониторинга расчетов; информирование Министерства обороны и иных лиц о расчетах по гособоронзаказу, совершение иных действий, предусмотренных законодательством и договором о банковском сопровождении. Требования к уполномоченным банкам определены статьей 8.1 закона № 275-ФЗ, в т.ч. банк должен иметь собственные средства (капитал) по состоянию на первое число отчетного месяца в размере не менее 100 миллиардов рублей.

Каждому контракту в сфере гособоронзаказа будет присвоен идентификатор – уникальный номер, присваиваемый конкретному государственному контракту и подлежащий указанию во всех контрактах, а также в распоряжениях, составляемых государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями при осуществлении расчетов по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки.

Информация о расчетах по гособоронзаказу и иная необходимая информация будет включена в Единую информационную систему государственного оборонного заказа.

Законодательное закрепление получила кооперация в сфере гособоронзаказа: под кооперацией головного исполнителя в законе понимается совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.

Государственные заказчики в сфере гособоронзаказа получили новое право: на увеличение предусмотренного ему в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на сумму дохода, полученного вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, и средств по возмещению ущерба, причиненного Российской Федерации в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, перечисленных в федеральный бюджет головным исполнителем, исполнителем (п.4 ст. 6.2 закона № 275-ФЗ).

Головные исполнители и исполнители обязаны вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту.

Запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, в том числе действия (бездействие), направленные:

  1. на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией)

  2. на установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке

  3. на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа

В случае прекращения поставок продукции по государственному оборонному заказу на очередной год и на плановый период головной исполнитель не вправе ликвидировать или перепрофилировать без согласования с государственным заказчиком производственные мощности, обеспечивающие поставки такой продукции.

Для расчетов по государственным контрактам в большинстве случаев реализации государственного оборонного заказа необходимо будет использовать отдельный счет, открытый в уполномоченном банке.

Статья 8.3 закона № 275-ФЗ устанавливает режим использование отдельного счета. В частности, установлено, что прибыль может быть перечислена с отдельного счета только в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг).

Статьей 8.4 закона № 275-ФЗ установлен перечень операций, проведение которых по отдельному счету не допускается. К недопустимым операциям, среди прочего, отнесены: взаимозачеты, операции с использованием электронных денежных средств, списание денежных средств на иные счета.

Права и обязанности контролирующего органа в сфере гособоронзаказа определены главой 5.1. закона № 275-ФЗ. Помимо традиционных полномочий контролирующего органа, предусмотрено его право давать предписания о перечислении в федеральный бюджет средств по возмещению ущерба, причиненного Российской Федерации в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, осуществлять контроль за соблюдением порядка ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, формированием и применением государственных регулируемых цен на такую продукцию при размещении и выполнении государственного оборонного заказа.

Должностные лица контролирующего органа при проведении проверок в сфере гособоронзаказа наделены правом производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица, с осуществлением в необходимых случаях фото- и киносъемки, видеозаписи, снятия копий с документов и электронных носителей информации.

В закон № 275-ФЗ введена глава 5.2, регламентирующая процессуальные вопросы рассмотрения дел о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа.

Установлено, что решение и (или) выданное на его основании предписание контролирующего органа по делу о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение девяноста календарных дней со дня принятия решения или выдачи предписания. При этом обжалование предписания не исключает обязанность его исполнения.

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введены составы, предусматривающие ответственность за неисполнение обязанностей в сфере гособоронзаказа:

  • статья 7.29.2. «Отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу»
  • статья 14.55.1. «Ликвидация или перепрофилирование головным исполнителем без согласования с государственным заказчиком производственных мощностей, обеспечивающих поставки продукции по государственному оборонному заказу»
  • статья 14.55.2. «Действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу»
  • статья 15.37. «Нарушение требования о ведении раздельного учета результатов финансово- хозяйственной деятельности»
  • статья 15.40. «Совершение уполномоченным банком операций, проведение которых не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа»
  • статья 19.4.2. «Воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, или должностных лиц его территориальных органов»

Административное наказание в виде дисквалификации должностного лица возможно за следующие правонарушения:

  • грубое нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу (ч.3 ст. 7.29.2)
  • грубое нарушение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (ч.2 ст. 15.7)

Новые правила в гособоронзаказе применяются:

  • с 1 сентября 2015 года в отношении государственных контрактов, государственным заказчиком по которым является Министерство обороны Российской Федерации, включая государственные контракты, которые заключены до 1 сентября 2015 года и расчеты по которым будут осуществляться Министерством обороны Российской Федерации после 1 сентября 2015 года
  • с 1 января 2017 года в отношении государственных контрактов иных государственных заказчиков государственного оборонного заказа, включая государственные контракты, которые заключены до 1 января 2017 года и расчеты по которым будут осуществляться такими государственными заказчиками после 1 января 2017 года

В отношении действующих государственных контрактов по государственному оборонному заказу, государственным заказчиком по которым является Министерство обороны Российской Федерации, головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу обязан раскрыть всю информацию о своей кооперации не позднее 1 сентября 2015 года.

Руководитель направления по государственным и коммерческим закупкам СО «Финконт Торги», к.э.н. Богацкая С.Г.

Внимание!

В Учебном центре "Финконт" проходит обучение по Гособоронзаказу, в ближайшие даты в Москве состоится семинар для руководителей и специалистов, участвующих в исполнении государственного оборонного заказа "Государственный оборонный заказ: новое в нормативно-правовом регулировании, актуальные вопросы ценообразования, ответственность за неисполнение контрактов".

В Санкт-Петербурге проходит аналогичный семинар: "Гособоронзаказ: правовое регулирование, ответственность за неисполнение контрактов".

К списку новостей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Похожие новости: