Весь сайт Вход
Регистрация
Избранное (0)

Изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ март 2016

01.04.2016

В марте 2016 г. приняты новые нормативные акты, изменяющие правила проведения закупок в контрактной системе. Предлагаем Вашему вниманию обзор последних новостей в сфере регулирования закупок по закону № 44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые антикризисные постановления, изменения порядка оценки заявок, новая редакция перечня товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, важные разъяснения Минфина и ФАС.


1. Федеральный закон от 02.03.2016 № 47-ФЗ

Урегулирование споров

Федеральным законом от 02.03.2016 № 47-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" предусмотрено, что с 01.06.2016 г. устанавливается обязательный досудебный порядок урегулирования споров по любым договорам (контрактам), заключаемым по результатам закупок по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

В статью 4 АПК «Право на обращение в арбитражный суд» введена новая редакция части 5, согласно которой «спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором».

В Арбитражный процессуальный кодекс также добавлены нормы в отношении приказного производства, упрощенного производства, судебного приказа, частных определений.

 

2. Постановление Правительства от 17.03.2016 № 202

Стоимостные и нестоимостные критерии при проведении конкурсов

Постановлением Правительства от 17.03.2016 № 202 "О внесении изменения в Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменены предельные уровни значимости стоимостных и нестоимостных критериев при проведении конкурсов в целях определения исполнителя аудиторских услуг, в том числе услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчётности, которые согласно требованиям федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» должны проводиться в соответствии с законом о контрактной системе.

Теперь значимость нестоимостных критериев при проведении таких конкурсов может быть установлена заказчиком в объеме до 70%, значимость критерия «Цена контракта» не должна быть менее 30%.

Проект постановления был подготовлен Минфином во исполнение решений по итогам 29-го заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России 19 октября 2015 года (№ ДМ-П13-7296 от 26 октября 2015 года). Согласно информации с официального сайта Правительства, принятые изменения позволят лишить участников закупки услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчётности организаций возможности манипулировать результатами закупки путём установления необоснованно низких цен на услуги.

 

3. Постановление Правительства от 18 марта 2016 года № 211

Задолженность коммерческих банков

Постановлением Правительства от 18 марта 2016 года № 211 "Об утверждении Правил осуществления заказчиком в 2016 году реструктуризации задолженностей коммерческих банков, возникших в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения контрактов" установлен порядок применения в 2016 году антикризисных мер в отношении коммерческих банков, предоставляющих банковские гарантии в целях обеспечения исполнения контрактов по закону № 44-ФЗ.

Постановление разработано Минэкономразвития в целях реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и практически полностью по содержанию правового регулирования копирует действовавшее в 2015 году аналогичное постановление Правительства РФ от 28.04.2015 № 405.

Правилами определяются порядок и случаи установления графика поэтапного погашения задолженности коммерческих банков по банковским гарантиям в течение 2016 года равными долями, перечисляемыми заказчику ежемесячно, за исключением задолженностей, компенсирующих размер выплаченного аванса.

Согласно информации с официального сайта Правительства, постановление позволит снизить риски потери коммерческим банком ликвидности в связи с исполнением требований по банковским гарантиям в крупном размере.

 

4. Постановление Правительства от 11.03.2016 № 182

Снижение финансовой нагрузки

Постановление Правительства от 11.03.2016 № 182 "О случаях и об условиях, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта" – еще один документ, реализующий продленные на 2016 год антикризисные меры, предусмотренные законом № 44-ФЗ. В Постановлении определяются случаи и условия, при которых заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, которые аналогичны правилам, действующим в 2015 году (Постановление от 06.03.2015 № 199).

К таким случаям относятся:

  • проведение закупок, в которых участвуют только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации
  • проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта
  • проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счёт, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта Федерации, муниципального образования в учреждениях Банка России
  • участник закупки – бюджетное или автономное учреждение, и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25% начальной (максимальной) цены контракта

Постановление действует в 2016 году.

Согласно информации с официального сайта Правительства, постановление будет способствовать снижению финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации при исполнении ими контрактов, поддержанию стабильности системы государственных закупок в 2016 году.

 

5. Постановление Правительства от 11.03.2016 № 183

Редакционные поправки в постановлении

Постановлением Правительства от 11.03.2016 № 183 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" изменен порядок нормирования закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе внесены поправки редакционного характера в ранее принятые постановления Правительства.

В постановлении Правительства от 13 октября 2014 г. № 1047 "Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов" слова "требованиями к определению" заменены словами "правилами определения", слово "Затраты" заменено словами "Группа затрат", внесены другие исправления в используемые термины.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. № 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений», в частности, устанавливаются нормативы цены и количества товаров (работ, услуг) для сотрудников федеральных государственных органов и федеральных казённых учреждений.

Установлено, что значения нормативов цены и нормативов количества товаров, работ и услуг для руководителей органов управления территориальными государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и руководителей казенных учреждений не могут превышать (если установлено верхнее предельное значение) или быть ниже (если установлено нижнее предельное значение) нормативов цены и нормативов количества соответствующих товаров, работ и услуг, предусмотренных методикой, для государственного гражданского служащего, замещающего должность руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения федерального государственного органа, относящуюся к высшей группе должностей гражданской службы категории «руководители».

По тексту постановления слово "Правила" заменено на слово "методика"; слова "в том числе подведомственных им казенных учреждений" заменены словами "включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения".

Изменены нормативы мощности арендуемого и приобретаемого автомобиля, нормативы количества служебного легкового автотранспорта для территориальных органов федеральных государственных органов, исполняющих контрольные (надзорные) полномочия.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. № 926 "Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)" изменены критерии отбора отдельных видов товаров, работ, услуг, применяемые при формировании ведомственного перечня.

Установлено, что значения характеристик (свойств) отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), включенных в обязательный перечень, закупаемых для руководителей учреждений науки, образования, культуры, здравоохранения, являющихся наиболее значимыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, не могут превышать (если установлено верхнее предельное значение) или быть ниже (если установлено нижнее предельное значение) значений характеристик (свойств) соответствующих отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), установленных правилами определения требований, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, для государственного гражданского служащего, замещающего должность руководителя или заместителя руководителя федерального агентства, относящуюся к высшей группе должностей гражданской службы категории "руководители».

В постановлении Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. № 927 "Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)" в таблице Приложения № 2 с Обязательным перечнем товаров изменена редакция наименований должностей государственной гражданской службы.

 

6. Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р

Электронный аукцион

Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» утвержден соответствующий перечень с указанием кодов ОКПД2 взамен утратившего силу перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р.

Сравнение текстов перечня из разных распоряжений Правительства показало, что в новом варианте перечня появились ранее не встречавшиеся формулировки:

  • 09 – Услуги в области добычи полезных ископаемых
  • 37 – Услуги по водоотвведению; шлам сточных вод
  • 38 – Услуги по сбору, обработке и удалению отходов услуги по утилизации отходов
  • 56 – услуги общественного питания (с установленными ранее исключениями)
  • 58 – услуги издательские (ранее было наименование «Печатная продукция»)

При этом сами объекты закупки, включенные в указанные разделы нового классификатора, были и в прежнем перечне, но с другими формулировками.

Формулировки в части исключений для обязанности проведения аукционов при закупках строительных работ остались без изменений: по-прежнему можно проводить открытые конкурсы, если объектом закупки являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работы, включенные в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей. Против данной формулировки исключения активно выступала Федеральная антимонопольная служба, однако в утвержденной редакции перечня сохранен ранее действовавший порядок закупки строительных работ.

 

7. Приказ Минфина России от 25.12.2015

Целевые расходы

Приказом Минфина России от 25.12.2015 № 213н "О Порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения" утвержден соответствующий порядок для казначейского сопровождения контрактов. Ранее порядок и случаи казначейского сопровождения контрактов в 2016 году были утверждены постановлением Правительства РФ от 04.02.2016 № 70.

Санкционирование целевых расходов осуществляется органами Федерального казначейства на основании представленных организацией сведений о направлении расходов, соответствующих предмету государственного контракта (контракта, договора) при осуществлении организацией расходов, источником финансового обеспечения которых являются предусмотренные условиями государственного контракта авансовые платежи.

Приказом № 213н определены:

I. Обязательные требования по санкционированию целевых расходов
II. Особенности санкционирования целевых расходов
III. Сроки санкционирования целевых расходов и представления информации

Приказ содержит приложения:

1. Перечень направлений расходования целевых средств (выплаты персоналу, закупка работ и услуг, закупка непроизводственных, нематериальных активов, материальных запасов и основных средств, уплата налогов, сборов и др.)

Приложение № 2. Сведения о направлениях расходования целевых средств

Приложение № 3. Сведения об исполнителях (соисполнителях) государственных контрактов (договоров (соглашений) о предоставлении целевой субсидии, контрактов, договоров, соглашений)

При санкционировании целевых расходов организации орган Федерального казначейства не вправе принимать к исполнению платежные поручения организации на перечисление средств:

  • на счета, открытые организации в кредитной организации (за исключением случаев оплаты обязательств организации в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации, оплаты труда с учетом начислений и социальных выплат, иных выплат в пользу работников, а также лицам, не состоящим в штате организации, если это связано с достижением цели, определенной при предоставлении целевых средств, оплаты фактически выполненных организацией работ, оказанных услуг, поставленных товаров, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при предоставлении документов, подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров или факт оплаты организацией указанных расходов, возмещения произведенных организацией расходов (части расходов), если нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственными контрактами (договорами (соглашениями) о предоставлении целевых субсидий, контрактами, договорами, соглашениями) предусмотрено такое возмещение расходов (части расходов)
  • в качестве взноса в уставный (складочный) капитал другой организации, если положениями нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок предоставления целевых средств, не предусмотрена возможность их перечисления указанной организации
  • в целях размещения целевых средств на депозиты, в иные финансовые инструменты, если федеральными законами не установлено иное, с последующим возвратом указанных средств на лицевые счета для учета операций неучастника бюджетного процесса, включая средства, полученные от их размещения

При санкционировании целевых расходов организации информационный обмен между главным распорядителем средств федерального бюджета (государственным заказчиком, организацией) и органом Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с применением средств электронной подписи в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - в электронном виде).

Если у главного распорядителя средств федерального бюджета (государственного заказчика, организации) отсутствует техническая возможность информационного обмена в электронном виде, обмен информацией с органом Федерального казначейства осуществляется с применением документооборота на бумажном носителе с одновременным представлением документов на машинном носителе.

 

8. Приказ Казначейства России от 30.12.2015 № 26н

Файл

Приказ Казначейства России от 30.12.2015 № 26н "Об утверждении Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок" регламентирует правила пользования ЕИС ее субъектами и пользователями официального сайта, в том числе в целях участия в общественном обсуждении крупных закупок.

Предусмотрено, что в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещаемого в единой информационной системе файла не должен превышать 50 Мб.

Порядок включает также требования к обмену информацией, сведениями и документами, способам, срокам (периодичности) передачи информации по телекоммуникационным каналам в рамках такого обмена между региональными и муниципальными информационными системами в сфере закупок и единой информационной системой.

 

9. Письмо Минфина России от 17.02.2016 № 02-02-06/8815

План-график закупок

В письме Минфина России от 17.02.2016 № 02-02-06/8815 даны важные разъяснения вопросов применения норм закона № 44-ФЗ о нормировании, обосновании и планировании в сфере закупок.

Департамент бюджетной методологии Минфина разъяснил, что использование нормативных затрат при формировании планов означает, что нормативные затраты будут применяться в закупках начиная с 2017 года, поскольку нормы статьи 17 закона № 44-ФЗ вступают в силу с 2016 года и предусматривают, что планы закупок формируются в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (часть 7 статьи 17 Федерального закона № 44-ФЗ).

Вместе с тем из указанного правила есть исключения, связанные с использованием высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами муниципальных районов и городских округов своего права на досрочное введение планирования. Таким образом, если планирование закупок введено досрочно, например с 2015 года, то нормативные затраты будут использоваться при формировании планов закупок на 2016 год.

Требования к товарам, в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона № 44-ФЗ, должны применяться всеми заказчиками, начиная с планов-графиков на 2016 год.

Сроки формирования планов-графиков определяются статьями 21, 112, 114 закона № 44-ФЗ и включают переходный период, который, однако, не исключает обязанности вносить в план-график описание объекта закупки, включающее его характеристики.

 

10. Письмо ФАС России от 19.02.2016 № ИА/10439/16

Закупка лекарственных препаратов

Письмом ФАС России от 19.02.2016 № ИА/10439/16 "По вопросу применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 № 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" расставлены акценты в части применения заказчиками постановления Правительства об ограничениях и условиях допуска лекарств, входящих в перечень ЖНВЛП.

1. В письме разъяснены действия заказчика в случае закупки нескольких лекарственных препаратов, для которых участниками указаны в заявке разные страны происхождения товара.

Ограничение, установленное Постановлением № 1289, применяется только при наличии всех условий, установленных пунктом 1 Постановления № 1289, в совокупности. При этом должно быть не менее двух удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые содержат предложения в отношении всех торговых наименований предлагаемых лекарственных препаратов в рамках одного МНН, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза.

ФАС России подчеркивает: при наличии двух заявок, соответствующих положениям пункта 1 Постановления № 1289, и содержащих документ, подтверждающий страну происхождения лекарственного препарата, иные заявки участников закупки, содержащие предложения о поставке иностранного лекарственного препарата, а также лекарственного препарата, страной происхождения которого является государство-член Евразийского экономического союза, но не содержащие документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, признаются не соответствующими требованиям и подлежат отклонению.

Вместе с тем, в случае подачи двух и более заявок, содержащих предложение о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза, но при отсутствии в таких заявках документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, а также, если такой документ содержится только в одной из поданных заявок, то ограничение, установленное Постановлением № 1289, не применяется.

При этом, если на участие в определении поставщика подана одна заявка, ограничение, установленное Постановлением № 1289 не применяется, в связи с чем отсутствие в заявке единственного участника закупки документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, не является основанием для отклонения заявки.

2. Действие Постановления № 1289 распространяется только на случаи закупок по одному международному непатентованному наименованию или при отсутствии такого наименования — с химическим или группировочным наименованием в рамках одного контракта.

3. При осуществлении закупок лекарственных препаратов путем электронного аукциона отклонение заявок, содержащих предложение о поставке лекарственного препарата иностранного происхождения (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с пунктом 1 Постановления № 1289 возможно только по результатам рассмотрения вторых частей заявок.

 

Руководитель направления по государственным и коммерческим закупкам
Специализированной организации «ФинКонт Торги»,
преподаватель Учебного центра «ФинКонт»,
к.э.н. Богацкая Софья Германовна

К списку новостей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Похожие новости: