Внеплановые проверки по 44-ФЗ показали: заявки единственных участников закупок необоснованно признаются соответствующими установленным требованиям

29.04.2014

Работа комиссий антимонопольных органов по согласованию заключения контрактов с единственными участниками закупок и проведению внеплановых проверок в январе – апреле 2014 г. показала большое количество выявленных нарушений требований федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон о контрактной системе) предусматривает возможность проведения внеплановой проверки действий заказчика, комиссии по осуществлению закупок при поступлении любой информации о нарушении законодательства, в том числе обращения самого заказчика в целях согласования заключения контракта с единственным участником конкурентной процедуры определения поставщика.

Работа комиссий антимонопольных органов по согласованию контрактов с единственными участниками закупок в январе – апреле 2014 г. показала большое количество выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

Среди основных нарушений заказчиков, комиссий по осуществлению закупок, руководителей контрактной службы и контрактных управляющих можно отметить следующие.

  1. Неправомерные требования к составу заявки на участие в закупке.
  2. Неуказание заказчиками в извещении об осуществлении закупки, конкурсной документации, документации об аукционе исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками закупки в составе заявки на участие в конкурсе (второй части заявки на участие в аукционе), в частности, документов, подтверждающих правомочность участника закупки заключить контракт.
  3. Неустановление порядка оценки заявок на участие в конкурсе или его несоответствие требованиям закона о контрактной системе и (или) Постановления Правительства № 1085 от 28.11.2013 г.
  4. Отсутствие в документации об аукционе или неполнота инструкции участникам аукциона.
  5. Необъективное описание объекта закупки, установление нестандартных показателей при описании объекта закупки (например, решение комиссии Санкт-Петербургского УФАС от 28.92.2014 г. по делу № 44-32/14); отсутствие в документации значений показателей, позволяющих определить потребность заказчика.
  6. Нарушение требований законодательства о контрактной системе при обосновании начальной (максимальной) цены контракта: неправомерное использование сметного метода; использование коммерческих предложений, не соответствующих требованиям заказчика.
  7. Допуск к участию в аукционе (признание соответствующими, надлежащими) заявок, не соответствующих установленным требованиям: при отсутствии в составе заявки декларации о соответствии установленным требованиям, отсутствии наименования места происхождения товара и наименования производителя товара
  8. Несоответствие условий проекта контракта, прилагаемого к конкурсной документации, документации об аукционе, требованиям закона о контрактной системе: в частности, в отношении возможности изменения условий контракта, размера пени и штрафа, взыскиваемых с заказчика и поставщика в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта, предоставления обеспечения контракта, срока действия контракта (например, решение Комиссии УФАС по Челябинской области от 18.04.2014 г. № 62-СО-ВП/2014).

Практика работы контрольных органов в январе – апреле 2014 г. по согласованию заключения контракта с единственным участником конкурса, электронного аукциона показала, что при проведении внеплановых проверок выявляется существенное количество нарушений требований закона о контрактной системе, большинство из которых обнаруживают комиссии Территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы, в связи с чем принимается решение об отказе в согласовании заключения контракта. Пострадавшей стороной в этой ситуации является не только заказчик, не получивший запланированного результата, но и поставщик (единственный участник закупки), который понес расходы на подготовку заявки и участие в закупке, оформление банковской гарантии, закупку товара и др.

Большое количество выявленных нарушений закона о контрактной системе связано, прежде всего, со следующими объективными и субъективными причинами:

  • несовершенство закона о контрактной системе и начальный этап формирования практики его применения
  • непрофессионализм работников контрактной службы, контрактных управляющих
  • несовершенство функционала официального сайта www.zakupki.gov.ru, что не позволяет предупреждать совершение заказчиками элементарных нарушений требований закона: несоответствие содержания извещения об осуществлении закупки, сроков размещения информации требованиям закона
  • отсутствие необходимых подзаконных актов, типовых контрактов, типовой конкурсной документации, официальных разъяснений вопросов, на которые заказчикам невозможно найти однозначный ответ в законе о контрактной системе

К списку новостей

Похожие новости:

  • .

    В 2018 году принято несколько законов и подзаконных актов, вносящих важные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые исключения из сферы регулирования закона № 223-ФЗ; правила проведения закупок проектных и изыскательских работ, согласование закупок определенных товаров с координационным органом Правительства, изменения правил ведения реестра договоров, новый функционал ЕИС и электронных площадок для закупок с участием субъектов МиСП и многое другое.

  • .

    В декабре 2017 года принято несколько законов, вносящих существенные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые правила проведения конкурентных закупок с 1 июля 2018 года, закупки у СМиСП на электронных площадках, работающих по 44-ФЗ, ограничения на использование товарных знаков в описании предмета договора, новые полномочия ФАС России и многое другое.

  • .

    В декабре 2017 года подписаны несколько законов, вносящих существенные изменения в правила закупок по закону № 44-ФЗ, в том числе реализующих долгожданный перевод всех конкурентных процедур в электронную форму. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: конкурсы, запросы котировок, запросы предложений и закрытые закупки в электронной форме; изменения требований к участникам закупки и заявкам, сроков размещения информации в реестре контрактов и правил отчетности о закупках и многое другое.

Нужна помощь с подбором обучающей программы?

Оставьте заявку на обратный звонок, и наш специалист свяжется с вами в кратчайшие сроки.

Свяжитесь с нами по телефону: +7 (495) 698-63-64

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/about/news/vneplanovye-proverki-po-44-fz/