Ходебщик на привале или Малая бухгалтерия для микропредпринимателей

Необыкновенно точен русский язык. И в нашем, частном, вопросе он блестяще справляется со своими обязанностями. Ходебщик – так называли на Руси мелких торговцев: разносчиков, коробейников, офеней. Тех самых, которые и сейчас составляют основу микропредпринимательства. Правда, ходебщики теперь, по крайней мере, моторизованы, но вот хождения по контролирующим инстанциям и банкам им не избежать. А надо ли это делать в том объёме, который ныне возлагается на скромного труженика предпринимательского образа жизни?

Необыкновенно точен русский язык. И в нашем, частном, вопросе он блестяще справляется со своими обязанностями. Ходебщик – так называли на Руси мелких торговцев: разносчиков, коробейников, офеней. Тех самых, которые и сейчас составляют основу микропредпринимательства. Правда, ходебщики теперь, по крайней мере, моторизованы, но вот хождения по контролирующим инстанциям и банкам им не избежать. А надо ли это делать в том объёме, который ныне возлагается на скромного труженика предпринимательского образа жизни?

Теперь по существу.

Есть довольно многочисленная категория предпринимателей, у которых выручка, полученная за год, не превышает нескольких миллионов рублей. Миллионерами их можно назвать лишь в шутку. Это не зарплата или дивиденды, используемые на собственные нужды. Из дохода (выручки) надо много чего извлечь, чтобы остаток положить в личный карман: затраты, непосредственно связанные с бизнес-процессом, налоговые и социальные платежи, оплата труда привлечённых наёмных работников… Перечень немалый, включающий, конечно, и различного рода откаты и коррупционные потери, их в официальные расходы не включишь, но тратиться необходимо. Так что относить такого рода предпринимателей к среднему классу можно только с поправкой на российские обстоятельства и нормативы.

Число таких предпринимателей, повторим, велико, хотя в последнее время количество их и сокращается по известным причинам фискального, законодательного и административного характера. Для властвующей элиты, к примеру, малый и средний бизнес – нередко лишь источник налогов и поборов. Опираясь на её поддержку, крупные торговые центры загоняют мелких торговцев под свою крышу, чтобы собирать арендную и прочую дань. С 2007 года в России закрыто 2000 розничных рынков, где на жизнь зарабатывали тысячи и тысячи людей. Только за 2011-12 гг. число торговых мест там уменьшилось на 12 %. Из-за двукратного роста фиксированных платежей, введённого с 2013 г., количество мелких предпринимателей ещё сократилось на несколько сот тысяч. Однако существование такого бизнеса – объективная данность, и было бы несправедливо не обращать внимание на факт его бытия. Конечно, не он определяет ёмкость налоговой кубышки государства, но эти люди, при определённых условиях, - питательная среда для произрастания более крупных фигур бизнеса, да и просто часть общества, обеспечивающая средствами на жизнь себя, своих близких и наёмных работников.

Что же для такого рода предпринимателей предлагает современная система налогообложения? Варианты упрощённой системы налогообложения: налог с доходов, налог с доходов минус расходы, патентная система налогообложения, единый налог на вменённый доход (в течение ближайших лет он полностью поглощается патентной системой), единый сельхозналог. Этот набор помогает законным способом отказаться от самых «трудоёмких» налогов: на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество, используемое в предпринимательской деятельности. Разнообразие приемлемых систем налогообложения вполне соответствует потребностям малого бизнеса, так как невозможно одним каким-то методом предусмотреть все нюансы реальной ситуации. При этом надо не забывать, что в случае возникновения потребности в наёмном работнике, появляется обязанность уплаты налога на доходы физических лиц (то есть прибавляется вся зарплатная часть бухгалтерии), а также начисления и перечисления в пенсионный фонд, социальное и медицинское страхование. Да и сам предприниматель тратится на уже упомянутые фиксированные платежи, которые позволяют ему зарабатывать пенсионный стаж и быть причисленным к медицинскому и социальному страхованию.

Есть ли в таком порядке элементы, имеющие «слабые» места с точки зрения предпринимателя мелкого и мельчайшего? По нашему мнению, предлагаемое разнообразие систем налогообложения всё-таки недостаточно в части взаимоотношений бизнесмена с государством. Надо прямо сказать, что эти варианты – и каждый из них – в определённой степени коррупциогенны. В основе этого утверждения лежит тот факт, что каждая из систем требует пусть и упрощённой, но бухгалтерии. Заведомо известно, что основной денежный поток у таких предпринимателей существует в виде наличности, причём фиксируемой очень относительно. И кассовые аппараты помогают здесь не совсем, поскольку существуют относительно легкие способы задействовать их ровно настолько, насколько это потребно предпринимателю.

Раз восходящие и нисходящие денежные потоки проявляются для контролирующих органов лишь отчасти, то и заработная плата наёмных работников не соответствует реальным выплатам. И вряд ли это лукавство можно окончательно пресечь. Выплаты физическим лицам практически всегда в 2-3 раза меньше в отчёте, чем в действительности (солидная экономия на зарплатных налогах и отчислениях – около 50 % от неучтённого), и как можно ближе они будут прислоняться к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), ниже которого уже законодательно опускаться нельзя. Правда, региональные власти периодически объявляют на своей территории несколько больший, чем общероссийский, МРОТ, и под этим административным нажимом микробизнесу невольно приходится брать под козырёк. Но надо понимать, что возможности установления высокой планки МРОТ на уровне региона, естественно, ограничены, так что реальные и отчётные зарплаты всё равно сильно разнятся.

Начисление и уплата в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования за наёмных работников заставляет делать ежемесячные расчёты и заполнять несколько платёжных документов. А ещё прибавляются квартальные отчёты в пенсионный фонд на электронном носителе с довольно вычурной программой. Социальное страхование, хотя там суммы поменьше и формы попроще, требуют своё.

Надо ясно осознавать также, что применение упрощённой системы налогообложения в обоих сегодняшних вариантах (доходы либо доходы минус расходы) понуждает предпринимателя нанимать специального работника, который будет заниматься бухгалтерией. В противном случае, желая сэкономить, самому бизнесмену придётся проводить немало «свободного» времени в обнимку с компьютером и папками документов, не считая часов, потраченных на хождения по учреждениям.

В результате, даже при соблюдении всех формальных требований, местный бюджет (а именно туда направляются основные налоговые средства от микропредпринимателей) однозначно не добирает. Но он никогда и не получит реальное при действующих правилах.

Существуют два самых объёмных и затратных аспекта жизнедеятельности мелкого бизнеса: упрощённый бухгалтерский учёт и начисления и перечисления платежей, возникающих при использовании наёмного труда. С первой частью справляется, хотя и в ограниченной мере, патентная система налогообложения (считаем ЕНВД «уходящей натурой»). А вот с «наёмниками» - сложнее (как правило, речь тут идёт о нескольких единицах, может быть, в отдельных случаях, двух-трёх десятках человек).

Границу применения (верхнюю) для применения наиболее упрощённой системы налогообложения, вполне вероятно, необходимо доверить региональной власти – слишком велики различия по стране, чтобы использовать универсальные нормы выручки, после которой надо переходить к более серьёзной учётной политике. Принципиально - фиксируется стабильная сумма, которая должна быть уплачена за календарный год, то есть используется патентная система налогообложения. Налог этот можно платить целиком сразу или по частям без каких-либо ограничений, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Если предпринимательская деятельность завершается раньше календарного года или начинается не с его начала, сумма налога пересчитывается пропорционально фактическому периоду деятельности (с даты конкретного уведомления налоговиков о применении этой системы). Частенько регистрация происходит в одном регионе, а занятие бизнесом в другом – всё равно налог должен доставаться региону регистрации. По месту фактического предпринимательства и так придётся, как минимум, платить за аренду и т.п. В идеале за год можно вообще ограничиться одним платёжным документом. И всё – никаких льгот, никаких бумаг (кроме свидетельства и уведомления об использовании соответствующей системы налогообложения), никаких документальных проверок, поскольку нечего проверять.

Теперь, что касается наёмных работников. Как известно, для предпринимателей без образования юридического лица существует такое понятие, как фиксированный платёж. Его надо распространить и на наёмных лиц. Для расчёта взять, например, одну вторую средней зарплаты (цифра для обсуждения), которая сложилась в данном регионе за предыдущий год. Отставание на год даст возможность статистике без спешки выдать реальные величины и не позволит властям сочинять заоблачные параметры. Зато объёмы платежей хорошо просчитываются, и они не будут чрезмерно низкими. С этой же условной зарплаты надо рассчитывать и НДФЛ – тоже пусть называется фиксированный платёж: начисление ежемесячное, а уплата – не реже одного раза в год. Сумма ведь стабильная. И реальная величина дохода наёмного работника, необходимая, например, при оформлении потребительского кредита или ипотеки, расчёте алиментов на несовершеннолетнего ребёнка и прочих нужд, весьма прозрачна. Тем более, некоторые банки принимают во внимание и, грациозно называемые, дополнительные доходы заёмщика.

И ещё один момент, облегчающий жизнь предпринимателя. Если мы, как говорили выше, поставили задачу свести к минимуму количество и виды финансово-бумажных обязательств, то стабильная в течение года величина фиксированного платежа вовсе не должна сопровождаться механическим заполнением платёжных документов по страховым выплатам различного направления. Достаточно совершить одну уплату (и заполнить один платёжный документ), а работники казначейства распределят поступившее по все нужным направлениям. Думается, составление программы для этого не требует чрезмерных усилий программистов. Правда, перечисления в накопительную и страховую часть пенсионного фонда внесут некоторые сложности, но при желании их также можно успешно преодолеть.

В результате, с одной стороны, реально упрощается система налогообложения. Она даёт возможность налогоплательщику сосредоточиться на своём мелком бизнесе. С другой, можно реально оценить налоговый потенциал в этой сфере при планировании доходов и расходов и сэкономить на налоговом администрировании, когда вложения в него не приносят существенную прибыль в виде доначислений, штрафных санкций и пеней.

Если же у предпринимателя и его сотрудников интересы дела требуют отказаться от системы фиксированных платежей, то это должно допускаться с очередного налогового периода в уведомительном порядке вне зависимости от величины выручки.

Предлагаемая рационализация системы налогообложения для микробизнеса (напомним, что мы наблюдаем его серьёзное сокращение, и это в любом случае плохой признак) делает упор на кардинальное уменьшение отчётности при наличии некоторого небольшого количества наёмных работников, у которых, в свою очередь, появится уверенность в сохранении страховых стажей при работе у мелкого предпринимателя. Модернизированная патентная система налогообложения – реальный шаг к поддержанию того слоя самостоятельно зарабатывающего себе на жизнь населения, которое желает легально начать свою бизнес-деятельность и в то же время опасается, и не без оснований, трудностей квазибухгалтерского её сопровождения.

Авторы

БАКИНА Светлана Валентиновна

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/khodebshchik-na-privale-ili-malaya-bukhgalteriya-dlya-mikropredprinimateley/