Весь сайт Вход
Регистрация
Избранное (0)

Решение сложных вопросов по НДС при аренде и выкупе государственного или муниципального имущества

28.11.2013

Если организация арендует или выкупает имущество у государства, она признается налоговым агентом по НДС. Но есть ряд случаев, когда такой обязанности можно избежать.

Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ арендатор должен исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДС с суммы арендной платы по госимуществу, а покупатель - с его выкупной стоимости. От исполнения этих обязанностей не освобождаются даже те организации, которые не являются плательщиками НДС, а именно:

  • применяющие "упрощенку" (п. 5 ст. 346.11 НК РФ и Письмо Минфина России от 29.04.2010 N 03-07-14/30)
  • уплачивающие ЕСХН или ЕНВД (п. 4 ст. 346.1 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ, Письма Минфина России от 05.10.2011 N 03-07-14/96 и от 28.06.2010 N 03-07-14/44)
  • освобожденные от уплаты НДС на основании ст. 145 или ст. 145.1 НК РФ

Удерживать или нет НДС при аренде госимущества?

Это зависит от условий договора аренды

Заключение договора аренды госимущества еще не означает, что арендатор автоматически признается налоговым агентом по НДС в отношении арендной платы (см. врезку ниже). Все зависит от того, кто в договоре указан в качестве арендодателя и каким образом прописана стоимость аренды - с учетом НДС или без этого налога.

Обратите внимание! Если арендодателем является казенное учреждение, то арендатор не признается налоговым агентом по НДС

Начиная с 2012 г. организации и предприниматели, арендующие госимущество у казенных учреждений, не являются налоговыми агентами по НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ). Дело в том, что с начала текущего года операции по выполнению работ и оказанию услуг казенными учреждениями не облагаются НДС (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 27.03.2012 N 03-07-11/86.

Поскольку обязанность по удержанию НДС при аренде казенного имущества была введена только в 2011 г., получается, что просуществовала она всего лишь один год (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ и п. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ).

Договор аренды заключен с территориальным управлением Росимущества. При таком варианте оформления договора в качестве арендатора выступают непосредственно органы государственной власти. Поэтому организация-арендатор признается налоговым агентом в отношении НДС с арендной платы (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Примечание. Если договор аренды заключен непосредственно с территориальным управлением Росимущества, то организация-арендатор признается налоговым агентом по НДС.

Договор аренды заключен с ГУПом или МУПом. Чаще всего арендодателем по договору выступает не сам собственник госимущества, а его балансодержатель, то есть государственное или муниципальное унитарное предприятие, у которого арендуемое имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении. Это предприятие должно само перечислить в бюджет НДС с арендной платы и выставить арендатору счет-фактуру с выделенной в нем суммой НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ). Значит, в данной ситуации арендатор не является налоговым агентом по НДС. Он обязан перечислить арендодателю всю сумму арендной платы, включая этот налог.

Так же считают и Минфин России (Письма от 23.08.2010 N 03-07-11/360, от 28.07.2010 N 03-07-11/314 и от 23.06.2010 N 03-07-11/266), и суды (Определение КС РФ от 02.10.2003 N 384-О, Постановления ФАС Волго-Вятского от 25.08.2010 по делу N А29-12544/2009 и Северо-Западного от 15.07.2010 по делу N А56-54098/2009 округов).

Арендодатель самостоятельно уплачивает в бюджет НДС с арендной платы даже в том случае, когда арендатор вносит эту плату не на счет арендодателя - балансодержателя госимущества, а непосредственно в бюджет или на специально открытый для этих целей счет в органах казначейства.

Заключен трехсторонний договор аренды. Нередко при аренде госимущества сторонами договора являются его собственник в лице территориального управления Росимущества, балансодержатель в лице ГУПа или МУПа и арендатор. Несмотря на то что законодательством такая форма договора не предусмотрена, налоговики рассматривают его как договор с собственником госимущества. Поэтому они считают, что арендатор все равно признается налоговым агентом и, значит, должен перечислять в бюджет НДС с арендной платы (Письмо ФНС России от 24.11.2006 N 03-1-03/2243@). С налоговиками соглашаются и суды некоторых округов (Постановления ФАС Уральского округа от 21.10.2008 N Ф09-7682/08-С2 и от 25.06.2008 N Ф09-4562/08-С2).

Примечание. Если договор аренды заключен с балансодержателем, то есть с государственным или муниципальным учреждением, то арендатор не является налоговым агентом по НДС. Этот налог в бюджет должно уплачивать ГУП или МУП.

Тем не менее арендатор не всегда является налоговым агентом по трехстороннему договору аренды. Чтобы решить, какая из сторон такого договора должна заплатить НДС, необходимо проанализировать его условия.

Если в договоре указано, что арендатор обязан перечислить ГУПу или МУПу всю сумму арендной платы, включая НДС, а учреждение должно самостоятельно уплатить налог в бюджет, то арендатор не является налоговым агентом. К аналогичным выводам приходят и суды (Постановления ФАС Московского от 17.09.2006, 28.09.2006 N КА-А40/7292-06 и Западно-Сибирского от 22.11.2006 N Ф04-7859/2006(28685-А45-41) округов).

В трехсторонний договор аренды может быть включено условие о том, что именно арендатор обязан перечислить НДС в бюджет. При таком оформлении последний признается налоговым агентом по НДС (Постановления ФАС Московского от 22.03.2011 N КА-А40/1434-11, Центрального от 22.05.2009 по делу N А68-802/07-23/13 и Поволжского от 14.11.2006 по делу N А65-41609/05-СА1-32 округов).

Еще один вариант - в договоре ничего не сказано о том, на кого возложены обязанности по уплате в бюджет НДС с арендной платы. Если в качестве арендодателя выступают органы государственной власти или местного самоуправления, то есть территориальное управление Росимущества, то организация-арендатор признается налоговым агентом по НДС. Если арендодателем является ГУП или МУП, то у арендатора не возникает обязанностей по перечислению в бюджет НДС с арендной платы.

Отметим, что отсутствие в договоре аренды условия о необходимости удерживать НДС из доходов арендодателя не может быть основанием для освобождения арендатора от обязанностей налогового агента (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.09.2007 N Ф04-6501/2007(38740-А27-42)).

НДС рассчитывают либо по ставке 18%, либо по ставке 18/118. При аренде госимущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы, включающая этот налог (п. 3 ст. 161 НК РФ). И если в договоре плата установлена с учетом НДС, арендатор исчисляет налог по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Другая ситуация - в договоре указана арендная плата без учета налога. При этом предусмотрена обязанность арендатора самостоятельно исчислить НДС согласно требованиям ст. 161 НК РФ. В этом случае арендатор должен начислить НДС по общей ставке 18% сверх арендной платы, установленной в договоре. Правомерность такого порядка расчета НДС подтвердил Президиум ВАС РФ (Постановление от 13.01.2011 N 10067/10).

Если госимущество передано в аренду на безвозмездной основе, то налоговую базу по НДС следует определять исходя из рыночных цен с учетом налога (Письмо Минфина России от 02.04.2009 N 03-07-11/100). При этом используется расчетная ставка НДС 18/118.

НДС с арендной платы нужно перечислить в общеустановленные сроки. Срок уплаты "агентского" НДС отдельно в гл. 21 НК РФ не установлен. Значит, налоговый агент должен перечислить его в бюджет в общем порядке, то есть по окончании квартала, в котором он вносил арендную плату за госимущество.

Налог уплачивается равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом (п. 1 ст. 174 НК РФ). Против этого не возражают ни Минфин России (Письма от 03.08.2010 N 03-07-11/337 и от 07.07.2009 N 03-07-14/64), ни ФНС России (Письмо от 13.09.2011 N ЕД-4-3/14814@).

Чтобы НДС с арендной платы принять к вычету, его нужно перечислить в бюджет. Для принятия НДС к вычету организация-арендатор должна:

  • состоять на учете в налоговых органах и являться плательщиком НДС (абз. 2 п. 3 ст. 171 НК РФ). Если арендатор госимущества уплачивает ЕНВД или ЕСХН, применяет "упрощенку" либо освобожден от уплаты НДС, то перечисленный с арендной платы НДС он не сможет принять к вычету
  • использовать арендованное имущество для деятельности, которая облагается НДС (абз. 3 п. 3 ст. 171 НК РФ)
  • иметь надлежащим образом оформленный счет-фактуру на сумму аренды, выписанный самим налоговым агентом от имени продавца (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ)
  • принять услуги по аренде госимущества к учету (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ)
  • уплатить НДС в бюджет и подтвердить это соответствующими платежными документами (абз. 3 п. 3 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ)

Получается, что если арендатор перечисляет НДС одновременно с внесением арендной платы, то НДС он может принять к вычету в том же квартале, в котором уплатил его в бюджет.

Примечание. Суды подтверждают, что если арендатор перечисляет одновременно и арендную плату арендодателю, и НДС с нее в бюджет, то налог он может принять к вычету в том же квартале, в котором уплатил его в бюджет.

Однако налоговики на местах часто с этим не соглашаются. Они считают, что даже в указанной ситуации НДС принимается к вычету не раньше квартала, следующего за кварталом отражения уплаченного налога в декларации по НДС. Арбитражные суды в основном отклоняют эти требования (Постановления ФАС Московского от 19.01.2011 N КА-А40/17001-10 и Северо-Кавказского от 21.08.2008 N Ф08-4930/2008 округов).

НДС с предоплаты за аренду принять к вычету нельзя (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@). Дело в том, что одним из условий вычета НДС с авансов является наличие счета-фактуры на сумму внесенного аванса, который должен быть выставлен продавцом. Но налоговые агенты не могут выполнить это условие, поскольку оформляют счета-фактуры в одном экземпляре только для себя.

Даже если договор аренды госимущества расторгнут, налоговый агент вправе принять к вычету НДС, который он уже перечислил в бюджет (см. врезку ниже).

Обратите внимание! Расторжение договора аренды не является препятствием для вычета НДС

В случае расторжения договора аренды госимущества бывший арендатор имеет право не только на возврат арендной платы, перечисленной авансом, но и на вычет НДС, который он успел правомерно уплатить в бюджет (п. 5 ст. 171 НК РФ). Для принятия НДС к вычету необходимо, чтобы в учете арендатора была проведена корректировка в связи с расторжением договора аренды и отражен возврат имущества арендодателю (п. 4 ст. 172 НК РФ). Вычет НДС в подобной ситуации возможен не позднее одного года с момента возврата арендованного госимущества арендодателю (п. 4 ст. 172 НК РФ).

При расчетах за аренду неденежными средствами суды разрешают не платить НДС. Нередко в счет арендной платы собственник засчитывает стоимость ремонта, проведенного арендатором. В этом случае последний не имеет реальной возможности исчислить, удержать из арендной платы и перечислить в бюджет НДС.

По мнению Минфина России, в НК РФ не предусмотрено никаких исключений для арендаторов, рассчитывающихся за аренду госимущества неденежными средствами. Значит, они все равно обязаны перечислить в бюджет НДС с арендной платы (Письма от 18.03.2011 N 03-07-11/60 и от 16.04.2008 N 03-07-11/147).

У судов нет единой позиции по данному вопросу. В некоторых федеральных округах разделяют мнение Минфина России (Постановления ФАС Северо-Кавказского от 26.03.2008 N Ф08-1401/2008-512А, от 15.03.2007 N Ф08-409/2007-187А и Северо-Западного от 18.04.2006 по делу N А26-8363/2005-28 округов).

Однако в большинстве случаев суды приходят к выводу, что при внесении арендной платы в неденежной форме у арендатора не возникает обязанностей налогового агента (Постановления ФАС Восточно-Сибирского от 18.04.2007 N А33-11479/06-Ф02-579/07-С1 и Поволжского от 15.08.2006 по делу N А55-29380/05-43, от 04.04.2006 по делу N А65-15431/2005-СА1-29 округов).

Примечание. По мнению большинства арбитражных судов, в случае внесения арендной платы неденежными средствами у арендатора не возникает обязанностей налогового агента по НДС.

Значит, если арендатор не проводил денежных расчетов с арендодателем, он не обязан перечислять НДС с арендной платы. В подобной ситуации он лишь должен письменно в произвольной форме уведомить инспекцию по месту своего учета о невозможности удержать НДС и о сумме задолженности арендодателя. Сделать это необходимо в течение месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о том, что он не может удержать сумму налога (пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ). Аналогичные разъяснения для судов приведены в п. 10 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41 и Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999.

Есть еще одна точка зрения по данному вопросу. Некоторые суды считают, что если по условиям договора аренды НДС не входит в сумму арендной платы, то при ее уплате в неденежной форме у арендатора возникают обязанности налогового агента. Ведь возможность неденежных расчетов распространяется только на саму арендную плату, а НДС с нее арендатор должен вносить непосредственно в бюджет отдельно от арендных платежей (Постановления ФАС Уральского от 02.09.2010 N Ф09-7182/10-С2 и Восточно-Сибирского от 06.10.2009 по делу N А19-5436/09 округов).

До принятия решения - перечислять НДС или нет, необходимо проанализировать судебную практику по своему округу. И принять во внимание не только постановления ФАС, но и решения судов первой и апелляционной инстанций.

В договоре на выкуп госимущества безопаснее сразу выделить сумму НДС

Организация, которая выкупает у государства имущество, признается налоговым агентом по НДС в отношении этого имущества, если одновременно выполнены два условия (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ):

  • в качестве продавца выступает территориальное управление Росимущества
  • выкупаемое госимущество составляет казну Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за каким-либо ГУПом или МУПом. Если у приобретаемого госимущества есть балансодержатель - ГУП, МУП или иное учреждение, то независимо от того, кто является его продавцом, у покупателя не возникает обязанностей налогового агента

В случае выкупа имущества, реализация которого не облагается НДС, например муниципального земельного участка или ценных бумаг, приобретатель не признается налоговым агентом по НДС (Письма Минфина России от 13.01.2010 N 03-07-11/03 и от 14.05.2009 N 03-07-07/42).

Организации - субъекты малого или среднего бизнеса вообще освобождены от уплаты НДС при выкупе госимущества (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Но эта льгота действует с существенными ограничениями (см. врезку ниже).

Буква закона. Какое имущество выгоднее выкупать у государства малому и среднему бизнесу

Чтобы организация смогла выкупить у государства имущество без перечисления НДС в бюджет, необходимо выполнить следующие условия (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Во-первых, компания должна являться субъектом малого или среднего предпринимательства, то есть соответствовать критериям, приведенным в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ".

Во-вторых, она должна арендовать имущество, которое собирается выкупить. Причем речь идет только о недвижимости (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ).

В-третьих, предметом сделки может быть только государственная или муниципальная недвижимость, которая составляет казну субъекта РФ или муниципального образования и не закреплена на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за каким-либо ГУПом или МУПом. Положения пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ не распространяются на операции по реализации имущества, составляющего государственную казну РФ (Письмо ФНС России от 12.05.2011 N КЕ-4-3/7618@).

Получается, что организации, выкупающие у государства недвижимость, поставлены в неравные условия. Если они арендуют и выкупают имущество, находящееся в федеральной собственности, то они признаются налоговыми агентами, а значит, обязаны удержать НДС и уплатить его в бюджет. Только в случае аренды недвижимости у собственника на уровень ниже - начиная с субъекта РФ - они смогут воспользоваться льготой по НДС при его выкупе.

В-четвертых, переход права собственности на указанную недвижимость к организации малого или среднего бизнеса должен быть зарегистрирован 1 апреля 2011 г. или позднее. Дата оплаты выкупаемого имущества значения не имеет (Письма Минфина России от 08.11.2011 N 03-07-11/305, от 29.08.2011 N 03-07-14/88, от 29.07.2011 N 03-07-07/40 и ФНС России от 16.09.2011 N ЕД-2-3/753).

Если свидетельство о государственной регистрации права собственности датировано ранее 1 апреля 2011 г., а расчеты производятся уже после указанной даты, покупатель недвижимости признается налоговым агентом и должен перечислить НДС в бюджет. Аналогичные разъяснения содержатся в Письме ФНС России от 12.05.2011 N КЕ-4-3/7618@.

Организация малого или среднего бизнеса, которая выполнила все четыре условия, не обязана составлять счет-фактуру по данной сделке. Однако ей необходимо заполнить разд. 7 декларации по НДС (утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н).

Примечание. Субъекты малого и среднего бизнеса не уплачивают НДС при выкупе государственной или муниципальной недвижимости, если право собственности на нее перешло к ним не ранее 1 апреля 2011 г.

Есть основания не включать проценты по рассрочке в налоговую базу по НДС. В Минфине России считают, что налоговую базу по НДС следует увеличить на сумму процентов, выплачиваемых покупателем за рассрочку или отсрочку платежа (Письма от 09.09.2010 N 03-07-11/380 и от 29.07.2010 N 03-07-11/320). Такого же мнения придерживается и ФНС России (Письмо от 12.05.2010 N ШС-37-3/1426@).

Однако указанная позиция не является бесспорной. Арбитражные суды приходят к выводу, что проценты, начисленные на сумму денежных средств, по уплате которой предоставлена рассрочка, не являются объектом обложения НДС (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2012 по делу N А26-4056/2011 и от 13.01.2012 по делу N А42-1693/2011). Ведь проценты представляют собой плату за коммерческий кредит, а не за реализованное имущество. Следовательно, они не являются доходом продавца от реализации этого имущества, а относятся к его внереализационным доходам, не связанным с реализацией. Данный вывод основан на разъяснениях, приведенных в п. 14 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13 и Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998.

Примечание. При покупке госимущества в рассрочку Минфин России требует включить сумму начисленных процентов в налоговую базу по НДС. Арбитражные суды с этим не согласны.

Если сумма НДС не выделена в договоре выкупа, суды могут потребовать начислить ее сверху. Покупатель госимущества обязан определить НДС расчетным методом, удержать его из выплачиваемых продавцу доходов и уплатить удержанную сумму в бюджет (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). То есть он должен использовать расчетную ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ). Но это применимо только в случаях, когда стоимость продаваемого имущества определена с учетом НДС.

Предположим, в договоре сумма НДС в выкупной стоимости госимущества не выделена. Минфин России неоднократно отмечал, что в таком случае цена имущества, которая рассчитана исходя из рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, уже включает в себя НДС (Письма от 25.07.2011 N 03-07-14/71, от 13.10.2010 N 03-07-11/410 и от 03.08.2010 N 03-07-11/334).

Такого же мнения и некоторые суды (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.11.2010 по делу N А33-4791/2010 и от 07.10.2010 по делу N А33-4172/2010). Ведь определение рыночной стоимости без включения в нее НДС повлечет для покупателя увеличение стоимости имущества, что является неправомерным.

Правда, указанные решения были приняты до появления Постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.2011 N 13661/10. В нем отмечено, что гражданское законодательство не предусматривает возможности уменьшения согласованной сторонами договорной цены имущества на сумму НДС. Значит, если в договоре НДС не выделен, то налоговый агент должен начислить сумму налога сверх договорной цены по ставке 18%.

Примечание. Если в договоре о выкупе госимущества НДС не выделен, то налоговый агент должен начислить сумму налога сверх договорной цены по ставке 18%.

Последующая судебная практика в основном опирается на правовую позицию Президиума ВАС РФ (Постановления ФАС Центрального от 19.09.2011 по делу N А62-6185/2010, Северо-Западного от 19.07.2011 по делу N А05-12693/2010, Восточно-Сибирского от 08.07.2011 по делу N А33-19184/2010 и Поволжского от 30.05.2011 по делу N А12-15976/2010 округов).

Автор:

ЧЕРЕВАДСКАЯ Ольга Ефимовна

К списку статей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.