Важные изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ на ноябрь 2016 г.30.11.2016 В августе - ноябре 2016 года Правительством РФ принят ряд постановлений, изменяющих правила закупок по закону № 44-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: ограничения при закупках радиоэлектронной продукции, новый порядок оценки заявок при проведении конкурсов в целях закупки строительных работ, решение Верховного суда в отношении требований к участникам закупки при проведении аукционов на текущий ремонт и многое другое. 1. Постановлением Правительства от 22 августа 2016 г. № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» введены ограничения на закупки иностранных товаров при осуществлении закупок рыбы, мяса, молока, масла, сыра, риса, сахара, соли и некоторых других продуктов. ![]() Ограничение введены по принципу «третий лишний»: заказчик (созданная им комиссия) обязан отклонить от участия в конкурентных способах определения поставщиков все заявки на участие в определении поставщика, содержащие предложения о поставке пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые одновременно:
Участники закупки должны подтвердить страну происхождения предлагаемых пищевых продуктов путем предоставления в составе заявки декларации с указанием наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов, включенных в перечень Постановления №832. Наименование страны происхождения пищевых продуктов должно быть указано в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира. Если при определении поставщика были отклонены заявки участников в соответствии с требованиями Постановления № 832, то при исполнении заключенного контракта не допускается замена пищевого продукта на пищевой продукт, страной происхождения которого не является государство - член Евразийского экономического союза; а также на пищевой продукт другого производителя, предложение о поставке которого содержалось в заявках, которые не были отклонены в соответствии с ограничениями, установленными указанным постановлением. 2. Постановлением Правительства от 26 сентября 2016 г. № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» введены ограничения на закупки иностранных товаров при осуществлении закупок компьютеров, электронных цифровых вычислительных машин, их комплектующих и запчастей, принтеров, сканеров, мониторов, проекторов, средств связи, магнитофонов, диктофонов, видеокамер, ламп, светильников и других видов радиоэлектронной продукции. ![]() Порядок применения Постановления № 968 аналогичен указанному выше – действует принцип «третий лишний», при котором заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень Постановления № 968 и происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
Если комиссия не отклоняет заявки по указанному принципу, то она обязана применить условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные приказом Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155. Запрещено включать в один лот товары, включенные в перечень Постановления № 968, и не включенные в него. Для подтверждения того, что товар произведен в Российской Федерации, участники закупки должны предоставить в составе заявки копию одного из следующих документов:
В случае отклонения заявок в соответствии с Постановлением № 968 на стадии определения поставщика, при исполнении контракта запрещена замена отдельных видов радиоэлектронной продукции на отдельные виды радиоэлектронной продукции, не производимые на территории Российской Федерации, а также замена производителя отдельных видов радиоэлектронной продукции. В отношении товаров из государств – членов Евразийского экономического союза правила допуска (неотклонения заявок) вступят в силу с 1 сентября 2018 года. 3. Постановлениями Правительства от 20.10.2016 № 1075 и от 14.11.2016 № 1185 внесены изменения в перечни объектов закупки и подтверждающих документов, определенные Постановлением от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям". В Приложение № 2 с перечнем объектов закупки для проведения конкурсов с ограниченным участием введена позиция 9 «Оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению». Соответствие дополнительному требованию к опыту оказания услуг участник закупки может подтвердить только исполненным контрактом (договором), заключенным по законам № 44-ФЗ или № 223-ФЗ, и соответствующим актом. При закупках строительных работ, включенных в коды 41.2, 42, 43 ОКПД2, в случае, если НМЦК превышает 10 млн. рублей (поз.2 Приложения № 1), заказчики должны устанавливать требование к опыту участника в уточненной редакции: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. В качестве подтверждающих соответствие дополнительным требованиям документов участники должны будут представить в составе заявки:
Позиция 5 Приложения № 2 к Постановлению (для конкурсов с ограниченным участием) изложена в новой редакции: Выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн. рублей. Требования к опыту участника и перечень подтверждающих документов отредактированы по аналогии с поз.2 Приложения № 1. Дополнительное требование о наличии наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, из приложения № 2 исключено. 4. Постановлениями Правительства от 20.10.2016 № 1076 и от 14.11.2016 № 1184 внесены изменения в Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1085. Установлено, что при проведении конкурса (конкурса с ограниченным участием) в целях закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению, значимость критерия «Квалификация участников закупки…» должна составлять 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки." При проведении таких конкурсов значимость критерия «Цена контракта» не может быть менее 40%, значимость нестоимостных критериев должна быть не более 60%. При проведении конкурсов для определения подрядчика на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, значимость стоимостных критериев не может быть менее 80%, значимость нестоимостных критериев – не должна быть более 20%. 5. Постановлением Правительства РФ от 19.11.2016 № 1219 "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации" внесены изменения в Постановление Правительства от 17 марта 2015 г. № 238 "О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе…» и в Постановление Правительства от 2 июля 2014 г. № 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения". Обязанность готовить и размещать отчет о закупках у СМП и СОНКО предусмотрена теперь для всех заказчиков, осуществляющих закупки по закону № 44-ФЗ, включая государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также хозяйственные общества, возможность осуществления закупок которыми по 44-ФЗ предусмотрена статьей 15 закона. Действие типовых условий контрактов, разрабатываемых в соответствии с постановлением № 606, распространено на государственные и муниципальные унитарные предприятия. Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г. 6. Постановлением Правительства от 23.09.2016 № 959 "О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве" утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве". ![]() Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации поручено создать систему в срок до 1 марта 2017 г. Определены принципы создания и эксплуатации информационной системы:
По структуре информационная система будет включать следующие компоненты:
Доступ к общедоступной информации, содержащейся в информационной системе, будет обеспечиваться подведомственным Минстрою учреждением в сети "Интернет", в том числе в форме открытых данных. Доступ пользователей к информации будет свободным, не требующим идентификации и аутентификации пользователя в информационной системе. В системе должны быть обеспечены:
7. Приказом Минфина России от 22.07.2016 № 120н "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия при осуществлении контроля финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органов управления государственными внебюджетными фондами с субъектами контроля, указанными в пунктах 4 и 5 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1367" определены правила взаимодействия финансовых органов при осуществлении контроля за соответствием информации, размещенной в ЕИС. Приказом определены требования к порядку взаимодействия контрольных органов и субъектов контроля, в рамках которого органы контроля должны проверить соответствие информации, включенной в план закупок, в части объема финансового обеспечения закупок:
Порядок взаимодействия будет предусматривать положения о проверке контролируемой информации в части объема финансового обеспечения закупок, включаемого в план закупок:
В случае несоответствия контролируемой информации требованиям, установленным частью 5 статьи 99 закона № 44-ФЗ, субъекту контроля будет в установленный срок направлен протокол, содержащий, в том числе, условие о не размещении в ЕИС извещения об осуществлении закупки, проектов контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), или проставлении на сведениях о приглашении, сведениях о проекте контракта отметки о несоответствии включенной в них контролируемой информации до внесения соответствующих изменений в план закупок и план-график закупок. Приказ вступит в силу с 1 января 2017 г. и применяется к правоотношениям, связанным с размещением планов закупок на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов и планов - графиков закупок на 2017 год. 8. Верховным судом Российской Федерации размещен "Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Судебной практикой подтверждены следующие требования к осуществлению закупок по 44-ФЗ:
9. Решением Верховного суда Российской Федерации от 22.08.2016 № АКПИ16-574 признан недействующим абзаца четвертого подпункта 1.3 пункта 1 Письма Минэкономразвития России № 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/45739/15 от 28.08.2015 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" в части слов "(в том числе по текущему ремонту)". Согласно позиции 2 приложения N 1 к названному постановлению к участникам закупки выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, установлено дополнительное требование, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. Суд ответил, что по смыслу приведенного предписания во взаимосвязи с кодами 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2), такое дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектами закупки являются работы строительные, которые относятся к таким группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные. В то же время из содержания абзаца четвертого подпункта 1.3 пункта 1 Письма Минэкономразвития и ФАС следует, что к перечисленным работам строительным, в отношении которых устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, относятся и работы по текущему ремонту. Судом сделан вывод о том, что оспариваемое разъяснение, определяющее новый вид работ строительных, дано Минэкономразвития и ФАС с превышением полномочий и не соответствует требованиям закона. Опираясь на нормы Градостроительного кодекса, Суд отметил, что работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и работы по текущему ремонту отличаются друг от друга по содержанию и, соответственно, имеют различное правовое регулирование. Таким образом, при закупках работ по текущему ремонту дополнительные требования к участникам закупки из Постановления от 4 февраля 2015 г. № 99 применяться не должны. 10. В отдельных письмах Минэкономразвития даны важные разъяснения по применению законодательства о контрактной системе. 10.1. В Письме Минэкономразвития России от 06.10.2016 № Д28и-2686 дан ответ на вопрос «О действии договоров, заключенных ГУП (МУП) до 01.01.2017». Минэкономразвития указало, что договоры, заключенные государственными (муниципальными) унитарными предприятиями в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", сохраняют свою силу до окончания срока их действия. 10.2. В Письме Минэкономразвития России от 05.10.2016 № Д28и-2722 в ответ на вопрос «О регистрации филиалов, обособленных подразделений в ЕИС» дано разъяснение о том, что филиалы, обособленные подразделения не наделены полномочиями субъекта ЕИС. 10.3. В письме Минэкономразвития России от 30.09.2016 № Д28и-2640 дано разъяснение по вопросу «Об определении параметров и характеристик товара при описании объекта закупки и содержании первой части заявки на участие в электронном аукционе». Минэкономразвития считает, что при формировании технического задания заказчику в рамках Закона № 44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. В документации заказчик вправе указать параметры, соответствующие определенному ГОСТу. Заказчик также вправе указать при описании объекта закупки ссылку на конкретный ГОСТ. Если заказчик указал в документации об электронном аукционе необходимость соответствия товара конкретному ГОСТу, участнику в первой части заявки достаточно предоставить согласие на поставку товара, указанного в данной документации. В случае если заказчик в документации об электронном аукционе указал параметры, соответствующие определенному ГОСТу, то участник такого электронного аукциона в первой части заявки должен указать характеристики товара в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, который он предполагает поставить. 10.4. В письме Минэкономразвития России от 08.09.2016 № Д28и-2353 дан ответ на вопрос «О включении в план-график размещения заказов 2016 г. информации о закупках, которые будут финансироваться из лимитов 2017 г.». Минэкономразвития подтвердило возможность размещения в 2016 году извещения об осуществлении закупок, которые будут финансироваться из лимитов 2017 года, такие закупки включаются в план-график размещения заказов 2016 года. При этом в плане закупок и в плане-графике закупок 2017 года такие закупки не отображаются. 10.5. В письме Минэкономразвития России от 19.08.2016 № Д28и-2160 дано разъяснение по вопросу «Об обеспечении исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту». В разъяснении указано, что банковская гарантия обеспечивает ненадлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). Возникновение обязательства исполнителя по выплате неустойки, которое не является основным обязательством, возникает из ненадлежащего исполнения или неисполнения основного обязательства, предусмотренного контрактом. По мнению Минэкономразвития, неустойка не может быть оплачена за счет средств банковской гарантии, так как является не основным обязательством по контракту, исполнение которого обеспечено банковской гарантией. 10.6. В письме Минэкономразвития России от 05.08.2016 № ОГ-Д28-9345 дан ответ на вопрос «О действиях заказчика в случае изменения названия улицы места оказания услуг». По мнению Минэкономразвития, в случае если изменение названия улицы связано с местом оказания услуг и является существенным в рамках контракта, то заказчику необходимо расторгнуть такой контракт по соглашению сторон (часть 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ) и осуществить новую закупку в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
10.7. В письме Минэкономразвития России от 05.09.2016 № Д28и-2400 дан ответ на вопрос «О действиях заказчика в случае необходимости продления срока при исполнении контракта». В случае необходимости продления срока исполнения обязательств по контракту, учитывая, что продление срока при исполнении контракта Законом № 44-ФЗ не предусмотрено, заказчик может расторгнуть контракт по соглашению сторон и заключить новый контракт с учетом требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок. По мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития, целесообразно рассмотреть возможность заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (пункт 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ) либо путем запроса котировок (часть 2 статьи 72 Закона № 44-ФЗ). Источник специализированная организация по торгам "Финконт Торги" Комментарии 0Комментировать
Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий. Похожие новости:
|