Вход
Регистрация
Избранное (0)
Подпишитесь на рассылку

Изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ сентября-декабря 2019

23.12.2019

В период с сентября по декабрь 2019 года Правительство продолжило активную работу по совершенствованию законодательства о контрактной системе. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «Финконт Торги»: типовые формы заявок на участие в электронных процедурах, новые требования к ведению реестра контрактов, порядок взаимодействия участников закупки с операторами электронных площадок, новые правила обязательного общественного обсуждения крупных закупок и многое другое.

1. Постановлением Правительства РФ от 05.11.2019 № 1401 "О типовых формах заявок на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, требованиях к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке и внесении изменения в дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок" утверждены типовые формы заявок для всех видов открытых и закрытых электронных процедур, а также установлены требования к разработке типовой документации о закупке.

Формулировки «Согласия», «Деклараций» по всем видам электронных процедур (конкурсы, аукционы, запросы котировок, запросы предложений) приведены к единообразию в соответствии с требованиями закона № 44-ФЗ.

Типовыми формами предусмотрено, что в первую часть заявки на участие в конкурсах в электронной форме и в электронном аукционе включается (при наличии) эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение товара, закупка которого осуществляется.

Для конкурсов предусмотрены специальные приложения в составе первой части заявки: предложение о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки (в случае установления заказчиком соответствующего критерия); в составе второй части заявки: документы, подтверждающие квалификацию участника закупки.

В декларацию о соответствии участника установленным законом требованиям для всех электронных процедур помимо обязательных пунктов из ч.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ включается заявление об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности – только в случае, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на результаты интеллектуальной деятельности (участник должен сделать соответствующий выбор из вариантов включения или невключения этого пункта на электронной площадке).

В состав заявки на все электронные процедуры, кроме электронного аукциона, включается предложение о цене контракта или предложение о сумме цен единиц товара, работы, услуги.

Кроме того, постановлением № 1401 утверждены требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке (включая запрос котировок в электронной форме, видимо, по ошибке). Предусмотрено, что типовая документация разрабатывается путем установления единой формы документации о закупке в единой информационной системе в сфере закупок.

Поскольку отдельные заказчики начали самостоятельную разработку типовой документации, Минфин России в письме от 19.11.2019 № 24-06-05/89376 разъяснил, что типовая документация не подлежит разработке заказчиками. Такая типовая документация подлежит утверждению Минфином России путем установления единой формы документации о закупке, которая впоследствии будет автоматизирована для обеспечения формирования и размещения заказчиками в ЕИС документации о конкретной закупке в электронной форме.

Соответственно, обязанность применения типовой документации о закупке на основании части 5 статьи 24.1 Закона № 44-ФЗ наступит после ее утверждения соответствующим приказом Минфина России.

Пока типовая документация не утверждена, заказчики должны самостоятельно включить инструкцию по заполнению типовой формы заявки в свою документацию о закупке.

Постановление вступило в силу с 15 ноября 2019 года и реализовано в рамках функционала электронных площадок.

2. Постановлением Правительства РФ от 14.09.2019 № 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки" определен порядок действий оператора электронной площадки при размещении участником закупки на электронной площадке информации и электронных документов о своем соответствии дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ в Постановлении от 04.02.2015 г. № 99.

Предусмотрено, что для участия в электронном аукционе, в отношении объекта которого Правительством установлены дополнительные требования, участник закупки должен на каждой электронной площадке, включенной в перечень для проведения электронных процедур по закону № 44-ФЗ, где планируется участие в закупке, разместить информацию и электронные документы (или их копии), предусмотренные постановлениями Правительства от 04.02.2015 г. № 99 и от 14.09.2019 г. № 1202. Среди прочего участник должен разместить на площадке:

  • номер позиции приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 (функционал площадок предусматривает выделение всех позиций соответствующего приложения);
  • копии документов (с указанием даты их составления), предусмотренные постановлением от 04.02.2015 г. № 99; такие копии представляются в форме электронной копии документа на бумажном носителе, созданной посредством его сканирования, или копии электронного документа;
  • цену исполненного контракта (договора) в случае его представления, которая не должна превышать цену представленного участником контракта (договора), что проверяется оператором при рассмотрении документов.

Оператор площадки кроме проверки в части непревышения указанной участником цены контракта (договора) осуществляет также проверку соответствия перечня представленных документов требованиям Правительства и наличия в этих документах информации об участнике.

В случае нарушения требований к размещению информации и документов оператор принимает решение об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке. Участник, получивший отказ, вправе внести изменения в документы, размещенные в реестре участников закупок, направив оператору электронной площадки новые электронные документы в установленном порядке. Участие в закупке с установленными заказчиком дополнительными требованиями возможно только после размещения участником «правильных» документов в реестре на электронной площадке.

При формировании извещения о проведении закупки заказчик с использованием ЕИС указывает на соответствующую позицию приложения № 1 к Постановлению от 04.02.2015 г. № 99 (необходимые изменения внесены в Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. № 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок").

Требования к операторам электронных площадок дополнены правилом о том, что оператор электронной площадки обеспечивает невозможность подачи заявки на участие в электронном аукционе посредством возврата такой заявки участнику закупки, в отношении которого в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, не размещены электронные документы (или их копии), предусмотренные соответствующей позицией приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 (изменения внесены в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 656).

3 Постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635 "Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден новый порядок общественного обсуждения крупных закупок, который вступит в силу с 1 января 2020 года.

По-прежнему, под общественное обсуждение подпадают закупки с НМЦК, оставляющей или превышающей 1 млрд. рублей, однако перечень исключений изложен в новой редакции. Исключены из сферы общественного обсуждения закупки с применением закрытых способов определения поставщиков; в рамках государственного оборонного заказа; закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в случае, если НМЦК не превышает 2 млрд. руб.; закупки способом повторного конкурса или электронного аукциона в случае признания первой процедуры несостоявшейся.

Общественное обсуждение начинается с размещения в ЕИС плана-графика и заканчивается не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.

В новом постановлении отсутствует перечень вопросов, которые могут быть предметом обсуждения; не предусмотрены этапы общественного обсуждения, исключены очные публичные слушания.

Участники общественного обсуждения, зарегистрированные в ЕИС, размещают замечания и (или) предложения в отношении обсуждаемой закупки в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" официального сайта ЕИС. Заказчик обязан разместить ответ в специализированном разделе ЕИС в течение 2 рабочих дней.

Возможные результаты общественного обсуждения: изменения плана-графика, извещения, документации о закупке или отмена закупки.

4. Федеральным законом от 16.10.2019 № 336-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей" установлены новые требования к исполнителям услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению, которые необходимо будет включать в извещение и документацию о проведении закупки с 1 июня 2020 года.

Федеральным законом № 336-ФЗ предусмотрено установление новых требований к организации и проведению в природной среде мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий.

В федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" введено новое понятие организации отдыха детей и их оздоровления, дополнен перечень обязанностей таких организаций в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей, в том числе введена обязанность представлять сведения о своей деятельности в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления.

С 1 июня 2020 года организации, не включенные в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, не вправе оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей.

Законом определены основания для включения организаций в реестр и исключения из него. Вести реестры будут уполномоченные органы в сфере организации отдыха и оздоровления детей в субъектах Российской Федерации.

5. Федеральным законом от 02.12.2019 № 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" не только утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2020 год, 2021-2022 годы, но и определены случаи казначейского сопровождения контрактов по 44-ФЗ.

Статьей 5 федерального закона № 380-ФЗ «Особенности использования средств, предоставляемых отдельным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в 2020 году» определены случаи и общие требования к казначейскому сопровождению, в том числе контрактов, заключенных по результатам закупок по закону № 44-ФЗ.

Предусмотрено, что при казначейском сопровождении целевых средств юридические лица в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком ведут раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному (муниципальному) контракту (контракту, договору) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Среди прочего, казначейскому сопровождению подлежат следующие целевые средства, направляемые в том числе на реализацию национальных проектов:

3) авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым получателями субсидий и бюджетных инвестиций, а также получателями взносов (вкладов), с исполнителями по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются такие субсидии, бюджетные инвестиции и взносы (вклады);

4) авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации ГОЗ), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более;

5) расчеты по государственным контрактам, заключаемым в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ на сумму 300,0 тыс. рублей и более, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов на сумму 300,0 тыс. рублей и более;

6) авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более федеральными бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставляемые в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса РФ;

7) расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа на сумму более 300,0 тыс. рублей, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 300,0 тыс. рублей;

8) авансовые платежи по государственным (муниципальным) контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более государственными заказчиками для обеспечения государственных нужд субъекта РФ (муниципальными заказчиками для обеспечения муниципальных нужд), субсидии юридическим лицам, бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъекта РФ (муниципальной собственности);

9) авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных в вышеперечисленных пунктах 3, 4, 6 и 8 части 2 статьи 5 федерального закона № 380-ФЗ государственных (муниципальных) контрактов (контрактов, договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Условие о казначейском обеспечении обязательств включается в условия соответствующих государственных контрактов, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения.

6. Постановлением Правительства РФ от 15.10.2019 № 1326 "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99" введены новые дополнительные требования к участникам закупки конкретных товаров по государственному оборонному заказу.

Если объектом закупки являются салютные орудия, сигнальные орудия, катапультные установки отстрела, пистолетные ракетницы, бесствольные и замаскированные стреляющие устройства, газовые пистолеты и револьверы, электрошоковые средства, холодное оружие и другие перечисленные в п.6 (1) приложения № 1 постановления № 99 объекты в случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей, то заказчик обязан установить при проведении аукционов или конкурсов в электронной форме следующие дополнительные требования к участникам закупки:

  • отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 201.1, 238, 285, 285.4 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята) – подтверждается справкой, выданное не ранее чем за 90 дней до окончания срока подачи заявки на участие в закупке;
  • наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на поставку товаров из группы товаров по Единому кодификатору предметов снабжения (ЕК 001-2014), соответствующей предмету закупки. При этом суммарная стоимость ранее исполненных контрактов (договоров) должна составлять не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключения которого проводится закупка.

В отличие от других пунктов Приложения № 1 в данной позиции опыт можно подтверждать контрактами с различной ценой в любом количестве, главное, чтобы предмет контракта соответствовал группе поставляемых товаров и суммарная стоимость исполненных контрактов (договоров) за 3 года была не меньше установленной суммы (подтверждением являются копии контрактов и документов о приемке по таким контрактам). При этом допускается предоставлять копии договоров, по которым были начислены неустойки, главное, чтобы требования об их уплате были исполнены.

Для участия в электронном аукционе поставщику необходимо заранее загрузить подтверждающие соответствие дополнительным требованиям документы в реестры участников на электронных площадках.

7. Постановлением Правительства РФ от 05.11.2019 № 1400 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084" внесены изменения в правила ведения реестра контрактов по закону № 44-ФЗ.

В частности, изменения предусматривают, что в реестр контрактов сразу при формировании сведений должна включаться информация о наименовании страны происхождения товара в случае установления при осуществлении закупки условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 закона № 44-ФЗ. При размещении информации об исполнении контракта по-прежнему требуется указать страну или производителя товара (при закупке любых товаров), а если были установлены условия, запреты и ограничения допуска иностранных товаров – наименование страны происхождения товара, подтвержденное в рамках исполнения контракта.

Добавлено требование о внесении в реестр контрактов информации о признании судом контракта недействительным (при наличии) – в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда.

Исключена обязанность размещать в реестре контрактов информацию о физическом лице, с которым заключен контракт в соответствии с пунктами 13 и 17 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ (аналогичные изменения 01.05.2017 года были внесены в закон № 44-ФЗ).

Скорректирован пункт о гарантийных обязательствах: теперь в реестре контрактов должна отражаться информация о гарантийных обязательствах, предусмотренных частью 4 статьи 33 закона № 44-ФЗ, и о сроках их предоставления (при наличии), об обеспечении таких гарантийных обязательств (при наличии) и их размере.

В части раздела об исполнении контрактов добавлены требования о размещении информации не только о начислении, но и об оплате неустоек (штрафов, пеней); об исполнении гарантийных обязательств.

Внесены изменения в перечень проверяемой информации и порядок осуществления проверки Федеральным казначейством. В частности, проверки будут осуществляться в отношении страны происхождения товара, кода (кодов) позиции (позиций) каталога ТРУ, количества товара, объема работы, услуги (при наличии информации) и единицы измерения. Федеральное казначейство осуществляет проверку непротиворечивости соответствующих данных друг другу, а также условиям принимаемого (принятого) к учету бюджетного обязательства получателя средств соответствующего бюджета. В случае представления информации об изменении контракта осуществляется проверка непротиворечивости информации, размещенной ранее в реестре контрактов, за исключением изменяемой информации.

Часть изменений вступила в силу 7 ноября 2019 года, о чем размещена соответствующая информация в новостях ЕИС.

Дополнительные пояснения по внесению сведений о стране происхождения товара даны Федеральным казначейством в письме от 10.12.2019 № 07-04-05/14-26674.

Проверка информации о стране происхождения товара при установлении условий допуска, запретов и ограничений в отношении иностранных товаров, внесение сведений о признании контракта судом недействительным, проверка непротиворечивости информации при внесении сведений о заключенном контракте будут осуществляться с 1 января 2020 года.

Проверка в части соответствия информации об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), о расторжении контракта условиям контракта (изменениям, внесенным в контракт) будет осуществляться с 1 июля 2021 года.

8. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 № 1270 "О внесении изменения в Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета" внесены изменения в Постановление Правительства от 9 декабря 2017 г. № 1496, в том числе в части сроков проведения закупок (принятия бюджетных обязательств) в конце финансового года.

Предусмотрено, что получатели средств федерального бюджета в случае, если бюджетные обязательства возникают из государственных контрактов, заключаемых в текущем финансовом году в целях достижения результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ) и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, обеспечивающих достижение целей и целевых показателей, выполнение задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", принимают соответствующие бюджетные обязательства, связанные с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не позднее 15 ноября текущего финансового года или последнего рабочего дня до указанной даты в соответствии с доведенными до них лимитами бюджетных обязательств.

Определены случаи, когда возможно принятие бюджетных обязательств после 15 ноября текущего финансового года, среди которых перечислены случаи:

  • если извещения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг размещены в ЕИС или проекты контрактов на закупки товаров, работ, услуг направлены поставщикам (подрядчикам, исполнителям) до 15 ноября;
  • указанные в пунктах 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 29, 33, 42, 46, 50, 51 и 52 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ, при условии, что информация о соответствующих контрактах включена в план-график закупок;
  • если закупка таких товаров, работ, услуг осуществляется путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме;
  • если бюджетные обязательства возникают из государственных контрактов, заключаемых в текущем финансовом году в связи с расторжением ранее заключенных государственных контрактов по соглашению сторон, решению суда или одностороннему отказу стороны государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

9. Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2019 № 2013-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р» введены новые исключения в части проведения обязательных закупок малого объема с использованием единого агрегатора торговли.

Предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения могут осуществлять закупки без использования агрегатора при отсутствии в едином агрегаторе торговли товаров, работ, услуг, соответствующих потребностям таких органов и учреждений.

Для Федеральной службы войск национальной гвардии, ФСО и подведомственных им казенных учреждений предусмотрено право осуществлять закупки без использования единого агрегатора в объеме, не превышающем 20% годового объема закупок, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ, для нужд войск национальной гвардии и органов государственной охраны соответственно.

10. Приказом Минфина России от 19.07.2019 № 113н "О Порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками" утвержден новый порядок внесения информации в реестр контрактов взамен ранее действовавшего приказа от 24 ноября 2014 г. № 136н.

Приказом № 113н предусмотрено, что формирование информации в реестре контрактов осуществляется с использованием системы «Электронный бюджет» и ЕИС.

Коды, наименования и описание оснований (для единственного поставщика) способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), наименования протоколов приведены в соответствие с изменившейся редакцией соответствующих статей закона № 44-ФЗ.

При формировании информации об объекте закупки предусмотрено размещение в реестре контрактов сведений из каталога товаров, работ, услуг (при наличии), включая наименования, характеристики объекта закупки, их единицы измерения и количественные значения. При этом информация из КТРУ должна переноситься в реестр контрактов автоматически.

Добавлены требования о размещении в реестре контрактов информации о цене отдельного этапа контракта, ориентировочном значении цены контракта либо формуле и максимальном значении цены контракта; размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа (если это предусмотрено контрактом); о цене единицы товара, работы, услуги, в том числе ставке налога на добавленную стоимость.

Предусмотрены особенности при размещении сведений об энергосервисных контрактах, контрактах с указанием цены за право их заключения (по результатам электронных аукционов на повышение).

В реестр контрактов должна вноситься информация о наличии условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком (далее - уменьшение суммы, подлежащей уплате заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) (при наличии).

В отношении информации о поставщике добавлены пункты:

  • адрес пользователя услугами почтовой связи в информационной системе организации федеральной почтовой связи (при наличии);
  • наименование объекта почтовой связи и номер ячейки абонементного почтового шкафа (при наличии).

Предусмотрены новые коды для оснований изменений контрактов, вступивших в силу в 2019 году; размещение сведений о признании контракта недействительным; договорах с субподрядчиками (соисполнителями) – СМП и СОНО.

Введено требование о размещении информации о возврате заказчику излишне уплаченной суммы оплаты контракта, а также о номере документа, являющегося основанием и результатом приемки товаров, работ, услуг, предусмотренных контрактом или определяющего ненадлежащее исполнение контракта или неисполнение контракта (с указанием допущенных нарушений) или наступление гарантийного случая, предусмотренного контрактом, или исполнение обязательств по гарантии качества товаров, работ, услуг, а также являющегося основанием для возврата заказчику излишне уплаченной суммы оплаты контракта (при наличии).

11. Приказом Минфина России от 14.10.2019 № 165н "О внесении изменения в приложение к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. № 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" добавлены новые товары, в отношении которых устанавливаются условия допуска иностранных товаров.

С 12 ноября 2019 года заказчики должны устанавливать условия допуска в отношении более чем 140 групп новых товаров, в числе которых:

  • Автобусы, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 5 т;
  • Средства автотранспортные грузовые;
  • Средства автотранспортные специального назначения;
  • Корабли, суда и плавучие конструкции;
  • Локомотивы железнодорожные и подвижной состав;
  • Двигатели турбореактивные;
  • Вертолеты;
  • Самолеты и прочие летательные аппараты;
  • Мебель;
  • Лыжи;
  • Ботинки лыжные;
  • Сооружения по охране окружающей среды и рациональному природопользованию;
  • Дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги;
  • Электростанции;
  • Учебники печатные общеобразовательного назначения;
  • Книги, брошюры, листовки печатные прочие;
  • Обеспечение программное прикладное для загрузки.

12. Приказом Минфина России от 09.10.2019 № 162н "О внесении изменений в Порядок формирования идентификационного кода закупки, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2019 г. № 55н "Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки" изменены с учетом изменений с 1 октября 2019 года правил планирования закупок требования к формированию идентификационного кода закупки (ИКЗ).

Предусмотрено, что ИКЗ может формироваться не только заказчиком, но и иным лицом, осуществляющим закупку.

В приказ включены формулировки, позволяющие включать в план-график агрегированные позиции, из которых впоследствии будет создаваться несколько извещений (будет заключено несколько контрактов с единственным поставщиком).

23 - 26 разряды ИКЗ – это номер закупки, включенной план-график (ранее – в план закупок).

27 - 29 разряды - порядковый номер закупки, сформированный в пределах номера, указанного в 23 - 26 разрядах идентификационного кода закупки (уникальные значения от 001 до 999 присваиваются в пределах порядкового номера закупки в плане-графике) – т.е. номер извещения или контракта из одной позиции плана-графика.

При формировании ИКЗ теперь не используется код из каталога ТРУ ЕИС.

С 1 апреля 2020 года вступит в силу обязанность бюджетных и автономных учреждений указывать в разрядах 34 - 36 ИКЗ код вида расходов по бюджетной классификации РФ. Унитарные предприятия по-прежнему проставляют в этих разрядах нули.

13. Приказами федеральных органов власти утверждены новые типовые контракты:

Приказ Минтранса России № 163, Минздрава России № 342н от 30.05.2019 "Об утверждении типового контракта на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации и информационной карты типового контракта на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации" (на 20.12.2019 г. в ЕИС не размещен);

Приказ Минкультуры России от 10.06.2019 № 745 "Об утверждении типовых контрактов в сфере культуры". Утверждены следующие типовые контракты:

  • типовой контракт на оказание услуг по организации и проведению форумов, семинаров, съездов, премий, конференций, конгрессов, конкурсов/мастер-классов, творческих школ, концертов, фестивалей, культурно-просветительских акций/программ, дней российской культуры в зарубежных странах, по обеспечению визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств, по обеспечению участия российских деятелей культуры и искусства в зарубежных мероприятиях, по созданию экспозиций;
  • типовой контракт на оказание услуг по проведению научного/аналитического исследования, мониторинга и разработки в области общественных и гуманитарных наук;
  • типовой контракт на выполнение работ по реставрации музейных предметов;
  • типовой контракт на оказание услуг по поддержке исполнительских искусств;
  • типовой контракт на оказание услуг по кинотеатральному прокату национального фильма;
  • типовой контракт о государственной финансовой поддержке производства национального игрового фильма;
  • типовой контракт о государственной финансовой поддержке производства национального неигрового фильма;
  • типовой контракт на оказание прочих услуг для нужд кинематографии.

Типовые контракты в сфере культуры размещены в ЕИС 30 октября 2019 года.

Приказ Минтруда России от 11.03.2019 № 144н "Об утверждении типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и информационной карты типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" (на 20.12.2019 г. в ЕИС не размещен);

Приказ Минсельхоза России от 26.08.2019 № 501 "Об утверждении типовых условий контрактов на поставку лекарственных средств или препаратов для ветеринарного применения" (размещены в ЕИС 06 декабря 2019 года).

14. ФАС России в письме от 28.08.2019 № ИА/74989/19 "О порядке возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснила, когда заказчик не подлежит привлечению к административной ответственности.

В частности, ФАС России указывает в письме, что объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.32.5 КоАП, состоит в нарушении должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд.

При отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств отсутствует объект административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП, в связи с чем должностное лицо заказчика не подлежит привлечению к административной ответственности за данное правонарушение.

В случае нарушения срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок за счет собственных средств бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием в соответствии с Законом о контрактной системе, в том числе неисполнения обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, должностные лица заказчика подлежат привлечению к административной ответственности по статье 7.32.5 КоАП.

15. ФАС России в письме от 14.11.2019 № ИА/100041/1 "О порядке применения пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" разъяснила свой подход к установлению наличия нарушения законодательства в случае неоднократного осуществления малых закупок.

По мнению ФАС России, само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, не является нарушением требований Закона о контрактной системе (например, заключение трех договоров от 25.10.2019 на поставку бумаги формата A4 с единственным поставщиком на сумму 290 000 рублей каждый), если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения (статья 16 Закона о защите конкуренции).

В случае заключения соответствующих договоров по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ с превышением установленного годового объема таких закупок, действия заказчика будут являться нарушением Закона о контрактной системе.

При этом ФАС России обращает внимание, что действия заказчиков по заключению нескольких контрактов на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в целях закупки работ/услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, выполнение которых предусмотрено единой проектной документацией, либо в рамках конкретного раздела проектной документации, фактически являются уходом от проведения конкурентных процедур и нарушают требования Закона о контрактной системе, а также могут быть квалифицированы как нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.

16. В письме Казначейства России от 30.09.2019 № 14-00-06/20797 даны разъяснения «По вопросу отсутствия технической возможности в ЕИС заключения контракта в электронной форме в случаях, предусмотренных частью 17.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"».

В соответствии с частью 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ в случае расторжения контракта, заключенного по результатам электронной процедуры, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя электронной процедуры.

При этом положения части 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ не устанавливают форму заключения такого контракта и не содержат отсылки к порядку заключения контракта, предусмотренному статьей 83.2 Закона № 44-ФЗ.

При возникновении у заказчика необходимости заключения контракта с участником электронной процедуры, заявке которого присвоен второй номер, по основанию, предусмотренному частью 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, такой контракт может быть заключен без использования ЕИС, в том числе на бумажном носителе.

Полезно

Об этих и других изменения законодательства более подробную информацию можно получить на семинаре Учебного центра «Финконт»:

Изменения в регулировании закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2019-2020 годах. Семинар в Москве + Онлайн-трансляция

Обзор подготовлен преподавателем АНО УМЦ Финконт:

Богацкой С.Г.

Руководитель направления по государственным и корпоративным закупкам ООО СО "Финконт Торги", доцент Учебного центра «Финконт», к.э.н.

К списку новостей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Похожие новости:

В данном разделе опубликованы все важные последние изменения в 44-ФЗ. Обзоры изменений подготавливает руководитель направления по государственным и коммерческим закупкам специализированной организации «ФинКонт Торги», преподаватель Учебного центра «ФинКонт», к.э.н. Богацкая Софья Германовна.

Мы всегда следим за последними актуальными изменениями в федеральном законе 44 и публикуем их на сайте.

Посмотреть и скачать "44-ФЗ о закупках в последней редакции от 01.05.2019."