Изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ августа-сентября 201720.09.2017 В августе – сентябре 2017 года произошли важные изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые правила начисления неустоек, запрет на закупку иностранной мебели, штрафы за нарушение сроков оплаты по контракту и многое другое.
Установлено, что заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. При установлении требований к банкам Правительство устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены ЦБ РФ в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для РФ в соответствии с методологией, соответствие которой установленным требованиям подтверждено ЦБ РФ. Перечень банков будет размещен на официальном сайте Минфина. Изменения вступят в силу с 1 января 2018 года.
Статьей 7.32.5 КоАП предусмотрено, что в случае нарушения должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнения обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, возможно применение административного штрафа в размере от 30000 руб. до 50000 руб. Повторное совершение соответствующего правонарушения влечет дисквалификацию должностного лица заказчика на срок от одного года до двух лет.
С 9 сентября 2017 года заказчикам при подготовке проекта контракта необходимо учитывать новые правила расчета неустойки, предусмотренные Постановлением № 1042. Штрафы за нарушение условий контрактов поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не связанные с нарушением сроков исполнения обязательств, теперь нужно устанавливать и определять по новой шкале, а требование об уплате штрафа выставлять за каждый факт нарушения поставщиком обязательства. Проблему несоразмерных неустоек частично удастся решить благодаря установленной возможности и обязанности расчета штрафа в процентах от цены этапа, а не от цены контракта, как было предусмотрено утратившим силу Постановлением Правительства от 25 ноября 2013 г. № 1063. При этом этапы исполнения обязательства должны быть предусмотрены в контракте, что налагает на заказчика дополнительные обязанности по выделению соответствующих этапов и представлению отчетности по ним. Особые правила расчета штрафа предусмотрены для случая осуществления закупок с участием только СМП и СОНКО, а также случая, когда победитель предложил наиболее высокую цену за право заключения контракта (участвовал в аукционе на повышение цены). Для случая нарушения обязательств, которые не имеют стоимостного выражения, в проект контракта нужно включить отдельные штрафы в фиксированном размере от 1000 руб. до 100 000 руб. (с учетом возможной цены контракта). Штрафы за нарушение обязательства по контракту заказчиком определяются теперь в твердой сумме, а не в процентах от цены контракта, в размере от 1000 руб. до 100 000 руб. Расчет пени за нарушение поставщиком сроков исполнения обязательств по контракту в Постановлении № 1042 упрощен: за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению к Постановлению № 1072, установлен на период с 1 декабря 2017 г. до 1 декабря 2019 г. Исключения сделаны для товаров, которые созданы в соответствии со специальным инвестиционным контрактом; для товаров, которые соответствуют требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719, а также если страной происхождения товаров является государство - член Евразийского экономического союза. В качестве подтверждающего страну происхождения товара документа участникам закупки необходимо будет предоставлять в составе заявки один из документов, перечисленных в пунктах 2-4 Постановления Правительства РФ от 10.05.2017 № 550 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719". Возможными документами, подтверждающими страну происхождения товара, являются сертификат по форме СТ-1 или Акт экспертизы ТПП РФ. Кроме того, Постановлением № 1072 установлено дополнительное требование к участникам закупки товаров, указанных в позициях 3 - 29 приложения к Постановлению № 1072 – это использование при производстве таких товаров плит древесно-стружечных и аналогичных плит из древесины или других одревесневших материалов, плит древесно-волокнистых из древесины или других одревесневших материалов, страной происхождения которых является Российская Федерация или государство - член Евразийского экономического союза. Как указано на сайте Правительства РФ, решение принято в целях загрузки производственных мощностей отечественных предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности и направлено на повышение конкурентоспособности российской продукции. Информацию об установленном запрете необходимо указывать в планах-графиках закупок и в извещениях, размещенных в ЕИС, начиная с 1 декабря 2017 года.
При проведении конкурсов с ограниченным участием на поставку пищевых продуктов и услуг общественного питания заказчики определенных в Постановлении № 99 категорий обязаны с 16 августа 2017 года устанавливать дополнительное требование к участникам закупки в новой редакции: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с законом № 44-ФЗ или законом № 223-ФЗ за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе. В качестве подтверждения наличия опыта участник закупки должен предоставить в составе заявки не просто копию исполненного контракта (договора) и актов о приемке; установлено условие о том, что сведения о контракте должны быть включены в реестр контрактов ЕИС либо сведения о договоре должны содержаться в реестре договоров ЕИС. Внесение указанных изменений было инициировано в связи с неоднозначной ситуацией, сложившейся при участии в конкурсе Департамента города Москвы по конкурентной политике компании "ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН", формально не соответствующей требованиям Постановления № 99. Опыт поставки молочной продукции торговой марки «Агуша» был подтвержден в составе заявки копией договора с ГУП «Столичные аптеки» (не с государственным или муниципальным заказчиком, не с бюджетным учреждением), в связи с чем Комиссия ФАС выдала уполномоченному органу и заказчику предписание отменить протокол предквалификационного отбора и осуществить предквалификационный отбор с учетом решения Комиссии ФАС от 10.01.2017 по делу № К-10/17. Однако государственный контракт был заключен АО "ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН", и Арбитражный суд города Москвы отказал другому участнику конкурса в удовлетворении иска о признании конкурса недействительным (решение по делу № А40-47257/17-111-433).
Согласно информации с официального сайта Правительства РФ, Минпромторгу России были направлены бюджетные ассигнования в объёме 3 млрд. рублей из резервного фонда Правительства России на закупку в 2017 году школьных автобусов для организаций, определённых Минобрнауки России в субъектах Федерации. Распоряжением № 1921-р предусмотрена поставка в 2017 году 1549 школьных автобусов в 77 субъектов Российской Федерации. Школьные автобусы будут приобретены без проведения конкурентных процедур, у единственных поставщиков – российских производителей: ООО «Автомобильный завод "ГАЗ"», ООО «Форд Соллерс Холдинг», ООО «Павловский автобусный завод», ООО «Курганский автобусный завод», ООО «Волгабас».
Согласно информации с официального сайта Правительства РФ, Минпромторгу России были направлены бюджетные ассигнования в объёме 3 млрд рублей из резервного фонда Правительства России на закупку в 2017 году автомобилей скорой медицинской помощи для организаций, определённых Минздравом России в субъектах Федерации, в соответствии с потребностями регионов. Распоряжением № 1922-р предусмотрена поставка в 2017 году 1150 автомобилей скорой медицинской помощи в 75 субъектов Российской Федерации. Автомобили скорой медицинской помощи будут приобретены у единственных поставщиков – российских производителей: ООО «Автомобильный завод "ГАЗ"», ООО «Ульяновский автомобильный завод».
В письме подчеркиваются исключительные полномочия ФАС России и ее территориальных органов в отношении субъектов контроля в период проведения электронного аукциона. По мнению Минфина России и ФАС России, не допускается проведение плановых и внеплановых проверок контрольными органами регионального и муниципального уровня с момента размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона (в том числе проводимого для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд) до момента заключения контракта по итогам его проведения. Контрольные органы регионального и муниципального уровня вправе проводить проверки до момента размещения извещения о проведении электронного аукциона в ЕИС и после заключения контракта. Если такой контрольный орган получит информацию о нарушении заказчиком или комиссией требований закона № 44-ФЗ в период проведения электронного аукциона, региональный и муниципальный органы должны в максимально короткий срок передать указанную информацию в контрольный орган федерального уровня. Кроме того, в письме подчеркнуто, что правом рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований закона № 44-ФЗ, наделены только должностные лица федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок. Контрольные органы муниципального уровня не наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, рассмотрению дел об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 23.66 КоАП РФ.
Опираясь на нормы закона № 44-ФЗ и Бюджетного кодекса, Минфин подчеркнул, что личность поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту имеет существенное значение для государственного заказчика. С учетом Определений Верховного Суда РФ (от 04.07.2016 № 310-ЭС16-7423 и № 310-ЭС16-7341) Минфин разъяснил, что договор цессии в части уступки права требования по контракту противоречит нормам Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и является недействительной (ничтожной) сделкой.
Федеральное казначейство пояснило правила формирования информации об исполнении контракта, в том числе информации об оплате контракта, в реестре контрактов, с учетом порядка, утверждённого приказом Минфина России от 24.11.2014 № 136н. Первоначально необходимо указать сведения о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а именно:
Далее, после оплаты контракта (отдельных этапов исполнения контракта), размещается информация об оплате, включающая наименование, номер и дату платежного документа. Таким образом, в реестре контрактов размещается, в том числе, информация, включающая наименование, номер и дату платежного документа. Размещение копий платежных поручений в реестре контрактов при размещении информации об исполнении (расторжении) контрактов соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено. Также, Казначейство напомнило, что постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 443 приостановлено до 1 января 2018 года действие подпункта "в" пункта 14 Правил ведения реестра контрактов, в части проверки непротиворечивости содержащихся в представленных информации и документах данных о сроке исполнения контракта, количестве товара, объеме работ и услуг (при наличии) и единицах измерения, а также непротиворечивости содержащихся в представленных информации и документах данных об исполнении и расторжении контракта друг другу, а также условиям принимаемого (принятого) к учету бюджетного обязательства получателя средств соответствующего бюджета.
Федеральное Казначейство пояснило, что перерывы в работе ЕИС на технологические и регламентные работы предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. № 1414. Информация о сроках проведения регламентных и технологических работ, включая работы по восстановлению работоспособности ЕИС, размещается на официальном сайте ЕИС в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) в разделе "Новости и объявления". Сведения о размещении информации и документов по конкретным закупкам публикуются в разделе "Журнал событий" в карточке закупки. Учитывая данное обстоятельство, при применении статей 7.29 - 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Казначейство просит принимать во внимание информацию, размещенную в разделах "Новости и объявления ЕИС" и "Журнал событий". Комментарии 0Комментировать
Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий. Похожие новости:
|