Вход
Регистрация
Избранное (0)
Подпишитесь на рассылку

Изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ августа-сентября 2017

20.09.2017

В августе – сентябре 2017 года произошли важные изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые правила начисления неустоек, запрет на закупку иностранной мебели, штрафы за нарушение сроков оплаты по контракту и многое другое.

Организации для детей-сирот 1. Федеральным законом от 29.07.2017 № 231-ФЗ "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена возможность закупки товаров у единственного поставщика на сумму до 400 тыс. руб. на основании п.5 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор.

Банковская гарантия 2. Федеральным законом от 29.07.2017 № 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 45 закона № 44-ФЗ о банковских гарантиях.

Установлено, что заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

При установлении требований к банкам Правительство устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены ЦБ РФ в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для РФ в соответствии с методологией, соответствие которой установленным требованиям подтверждено ЦБ РФ.

Перечень банков будет размещен на официальном сайте Минфина.

Изменения вступят в силу с 1 января 2018 года.

Срок исполнения контракта 3. Федеральным законом от 26.07.2017 № 189-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в КоАП РФ введена статья, предусматривающая новый состав административного правонарушения для должностного лица заказчика в случае неисполнения условий заключенного контракта.

Статьей 7.32.5 КоАП предусмотрено, что в случае нарушения должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнения обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, возможно применение административного штрафа в размере от 30000 руб. до 50000 руб.

Повторное совершение соответствующего правонарушения влечет дисквалификацию должностного лица заказчика на срок от одного года до двух лет.

Просрочка исполнения контракта 4. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063" введены новые правила расчета неустойки в случаях нарушения условий заключенных контрактов.

С 9 сентября 2017 года заказчикам при подготовке проекта контракта необходимо учитывать новые правила расчета неустойки, предусмотренные Постановлением № 1042.

Штрафы за нарушение условий контрактов поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не связанные с нарушением сроков исполнения обязательств, теперь нужно устанавливать и определять по новой шкале, а требование об уплате штрафа выставлять за каждый факт нарушения поставщиком обязательства.

Проблему несоразмерных неустоек частично удастся решить благодаря установленной возможности и обязанности расчета штрафа в процентах от цены этапа, а не от цены контракта, как было предусмотрено утратившим силу Постановлением Правительства от 25 ноября 2013 г. № 1063. При этом этапы исполнения обязательства должны быть предусмотрены в контракте, что налагает на заказчика дополнительные обязанности по выделению соответствующих этапов и представлению отчетности по ним.

Особые правила расчета штрафа предусмотрены для случая осуществления закупок с участием только СМП и СОНКО, а также случая, когда победитель предложил наиболее высокую цену за право заключения контракта (участвовал в аукционе на повышение цены). Для случая нарушения обязательств, которые не имеют стоимостного выражения, в проект контракта нужно включить отдельные штрафы в фиксированном размере от 1000 руб. до 100 000 руб. (с учетом возможной цены контракта).

Штрафы за нарушение обязательства по контракту заказчиком определяются теперь в твердой сумме, а не в процентах от цены контракта, в размере от 1000 руб. до 100 000 руб.

Расчет пени за нарушение поставщиком сроков исполнения обязательств по контракту в Постановлении № 1042 упрощен: за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Деревообрабатывающая промышленность 5. Постановлением Правительства РФ от 05.09.2017 № 1072 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены новые ограничения для применения национального режима при осуществлении закупок.

Запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению к Постановлению № 1072, установлен на период с 1 декабря 2017 г. до 1 декабря 2019 г.

Исключения сделаны для товаров, которые созданы в соответствии со специальным инвестиционным контрактом; для товаров, которые соответствуют требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719, а также если страной происхождения товаров является государство - член Евразийского экономического союза.

В качестве подтверждающего страну происхождения товара документа участникам закупки необходимо будет предоставлять в составе заявки один из документов, перечисленных в пунктах 2-4 Постановления Правительства РФ от 10.05.2017 № 550 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719". Возможными документами, подтверждающими страну происхождения товара, являются сертификат по форме СТ-1 или Акт экспертизы ТПП РФ.

Кроме того, Постановлением № 1072 установлено дополнительное требование к участникам закупки товаров, указанных в позициях 3 - 29 приложения к Постановлению № 1072 – это использование при производстве таких товаров плит древесно-стружечных и аналогичных плит из древесины или других одревесневших материалов, плит древесно-волокнистых из древесины или других одревесневших материалов, страной происхождения которых является Российская Федерация или государство - член Евразийского экономического союза.

Как указано на сайте Правительства РФ, решение принято в целях загрузки производственных мощностей отечественных предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности и направлено на повышение конкурентоспособности российской продукции.

Информацию об установленном запрете необходимо указывать в планах-графиках закупок и в извещениях, размещенных в ЕИС, начиная с 1 декабря 2017 года.

Поставка продуктов питания 6. Постановлением Правительства РФ от 04.08.2017 № 937 "О внесении изменений в приложение № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99" внесены дополнения в требования к участникам закупок пищевых продуктов и услуг общественного питания с НМЦК свыше 500 тыс. руб.

При проведении конкурсов с ограниченным участием на поставку пищевых продуктов и услуг общественного питания заказчики определенных в Постановлении № 99 категорий обязаны с 16 августа 2017 года устанавливать дополнительное требование к участникам закупки в новой редакции: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с законом № 44-ФЗ или законом № 223-ФЗ за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе.

В качестве подтверждения наличия опыта участник закупки должен предоставить в составе заявки не просто копию исполненного контракта (договора) и актов о приемке; установлено условие о том, что сведения о контракте должны быть включены в реестр контрактов ЕИС либо сведения о договоре должны содержаться в реестре договоров ЕИС.

Внесение указанных изменений было инициировано в связи с неоднозначной ситуацией, сложившейся при участии в конкурсе Департамента города Москвы по конкурентной политике компании "ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН", формально не соответствующей требованиям Постановления № 99. Опыт поставки молочной продукции торговой марки «Агуша» был подтвержден в составе заявки копией договора с ГУП «Столичные аптеки» (не с государственным или муниципальным заказчиком, не с бюджетным учреждением), в связи с чем Комиссия ФАС выдала уполномоченному органу и заказчику предписание отменить протокол предквалификационного отбора и осуществить предквалификационный отбор с учетом решения Комиссии ФАС от 10.01.2017 по делу № К-10/17. Однако государственный контракт был заключен АО "ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН", и Арбитражный суд города Москвы отказал другому участнику конкурса в удовлетворении иска о признании конкурса недействительным (решение по делу № А40-47257/17-111-433).

Школьные автобусы 7. Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2017 № 1921-р «О закупке школьных автобусов российского производства» предусмотрены закупки транспортных средств у единственных поставщиков, осуществляемые в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 и частью 1 статьи 111 закона № 44-ФЗ.

Согласно информации с официального сайта Правительства РФ, Минпромторгу России были направлены бюджетные ассигнования в объёме 3 млрд. рублей из резервного фонда Правительства России на закупку в 2017 году школьных автобусов для организаций, определённых Минобрнауки России в субъектах Федерации.

Распоряжением № 1921-р предусмотрена поставка в 2017 году 1549 школьных автобусов в 77 субъектов Российской Федерации.

Школьные автобусы будут приобретены без проведения конкурентных процедур, у единственных поставщиков – российских производителей: ООО «Автомобильный завод "ГАЗ"», ООО «Форд Соллерс Холдинг», ООО «Павловский автобусный завод», ООО «Курганский автобусный завод», ООО «Волгабас».

Скорая помощь 8. Распоряжением Правительства РФ от 06.09.2017 № 1922-р «О закупке автомобилей скорой помощи российского производства» предусмотрены закупки у единственных поставщиков, осуществляемые в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 и частью 1 статьи 111 закона № 44-ФЗ.

Согласно информации с официального сайта Правительства РФ, Минпромторгу России были направлены бюджетные ассигнования в объёме 3 млрд рублей из резервного фонда Правительства России на закупку в 2017 году автомобилей скорой медицинской помощи для организаций, определённых Минздравом России в субъектах Федерации, в соответствии с потребностями регионов.

Распоряжением № 1922-р предусмотрена поставка в 2017 году 1150 автомобилей скорой медицинской помощи в 75 субъектов Российской Федерации.

Автомобили скорой медицинской помощи будут приобретены у единственных поставщиков – российских производителей: ООО «Автомобильный завод "ГАЗ"», ООО «Ульяновский автомобильный завод».

ФАС 9. В письме Минфина России и Федеральной антимонопольной службы от 25 августа 2017 г. №№ 24-04-06/55025, РП/59080/17 “О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении контроля в сфере закупок” дано разъяснение по вопросам об осуществлении контроля при проведении электронных аукционов по 44-ФЗ и рассмотрении дел об административных правонарушениях.

В письме подчеркиваются исключительные полномочия ФАС России и ее территориальных органов в отношении субъектов контроля в период проведения электронного аукциона. По мнению Минфина России и ФАС России, не допускается проведение плановых и внеплановых проверок контрольными органами регионального и муниципального уровня с момента размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона (в том числе проводимого для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд) до момента заключения контракта по итогам его проведения.

Контрольные органы регионального и муниципального уровня вправе проводить проверки до момента размещения извещения о проведении электронного аукциона в ЕИС и после заключения контракта. Если такой контрольный орган получит информацию о нарушении заказчиком или комиссией требований закона № 44-ФЗ в период проведения электронного аукциона, региональный и муниципальный органы должны в максимально короткий срок передать указанную информацию в контрольный орган федерального уровня.

Кроме того, в письме подчеркнуто, что правом рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований закона № 44-ФЗ, наделены только должностные лица федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок. Контрольные органы муниципального уровня не наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, рассмотрению дел об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 23.66 КоАП РФ.

Организации для детей-сирот 10. В письме Минфина России от 21.07.2017 № 09-04-04/46799 «О санкционировании оплаты денежных обязательств по договору цессии» дано разъяснение о невозможности переуступки права требования по государственным контрактам, включая возмещение судебных расходов.

Опираясь на нормы закона № 44-ФЗ и Бюджетного кодекса, Минфин подчеркнул, что личность поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту имеет существенное значение для государственного заказчика.

С учетом Определений Верховного Суда РФ (от 04.07.2016 № 310-ЭС16-7423 и № 310-ЭС16-7341) Минфин разъяснил, что договор цессии в части уступки права требования по контракту противоречит нормам Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и является недействительной (ничтожной) сделкой.

Реестр контрактов ЕИС 11. Федеральным казначейством 17 августа 2017 года даны разъяснения по вопросу о размещении в реестре контрактов ЕИС копий платежных поручений.

Федеральное казначейство пояснило правила формирования информации об исполнении контракта, в том числе информации об оплате контракта, в реестре контрактов, с учетом порядка, утверждённого приказом Минфина России от 24.11.2014 № 136н.

Первоначально необходимо указать сведения о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а именно:

  • код и наименование документа(ов) о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в том числе в ходе отдельных этапов исполнения контракта;
  • реквизиты документа(ов) о приемке товаров, работ, услуг, предусмотренных контрактом, а также определяющего(их) ненадлежащее исполнение контракта или неисполнении контракта (с указанием допущенных нарушений);
  • количество поставленного товара, объем выполненной работы или оказанной услуги, предусмотренные контрактом, в соответствии с документом(ами) о приемке товаров, работ, услуг, предусмотренных контрактом, а также определяющим(ими) ненадлежащее исполнение контракта или неисполнении контракта (с указанием допущенных нарушений).

Далее, после оплаты контракта (отдельных этапов исполнения контракта), размещается информация об оплате, включающая наименование, номер и дату платежного документа.

Таким образом, в реестре контрактов размещается, в том числе, информация, включающая наименование, номер и дату платежного документа. Размещение копий платежных поручений в реестре контрактов при размещении информации об исполнении (расторжении) контрактов соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено.

Также, Казначейство напомнило, что постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 443 приостановлено до 1 января 2018 года действие подпункта "в" пункта 14 Правил ведения реестра контрактов, в части проверки непротиворечивости содержащихся в представленных информации и документах данных о сроке исполнения контракта, количестве товара, объеме работ и услуг (при наличии) и единицах измерения, а также непротиворечивости содержащихся в представленных информации и документах данных об исполнении и расторжении контракта друг другу, а также условиям принимаемого (принятого) к учету бюджетного обязательства получателя средств соответствующего бюджета.

Тех.работы 12. В письме Казначейства России от 12.05.2017 № 07-04-05/14-418 "О перерывах на технологические и регламентные работы" дано разъяснение по вопросам работы ЕИС.

Федеральное Казначейство пояснило, что перерывы в работе ЕИС на технологические и регламентные работы предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. № 1414.

Информация о сроках проведения регламентных и технологических работ, включая работы по восстановлению работоспособности ЕИС, размещается на официальном сайте ЕИС в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) в разделе "Новости и объявления". Сведения о размещении информации и документов по конкретным закупкам публикуются в разделе "Журнал событий" в карточке закупки.

Учитывая данное обстоятельство, при применении статей 7.29 - 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Казначейство просит принимать во внимание информацию, размещенную в разделах "Новости и объявления ЕИС" и "Журнал событий".

К списку новостей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Похожие новости:

  • 05 09.17

    В 2017 году принято несколько нормативных актов, вносящих изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: изменения правил закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и требований к заполнению отчета о закупках у СМиСП; дополнение перечней конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки подлежат оценке соответствия; мониторинг применения закона № 223-ФЗ в первом полугодии 2017 года от Минфина и др.

  • 31 07.17
    В мае – июле 2017 года произошли очередные изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые основания для закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), изменения правил закупок проектных и строительных работ, обзор практики применения закона о контрактной системе Президиума Верховного суда РФ, разъяснения Минфина и многое другое
  • 05 06.17

    Федеральный закон от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 223-ФЗ) довольно нестандартен для правовой системы России, связанной с установлением особенностей расходования бюджетных средств.