Вход
Регистрация
Избранное (0)
Подпишитесь на рассылку

Важные изменения в регулировании закупок по закону № 223-ФЗ

05.09.2017

В 2017 году принято несколько нормативных актов, вносящих изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: изменения правил закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и требований к заполнению отчета о закупках у СМиСП; дополнение перечней конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки подлежат оценке соответствия; мониторинг применения закона № 223-ФЗ в первом полугодии 2017 года от Минфина и др.

1. Федеральным законом от 07.06.2017 № 108-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и статьи 15 и 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменены правила осуществления закупок для унитарных предприятий, являющихся аптечными организациями.

В часть 2 статьи 1 закона № 223-ФЗ внесено дополнение о праве государственных, муниципальных унитарных предприятий, являющихся аптечными организациями, осуществлять закупки по закону № 223-ФЗ без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Установлено, что до 1 сентября 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки для осуществления соответствующих закупок в 2017 году.

2. Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 г. № 608 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены существенные изменения в правила осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Постановлением от 11 декабря 2014 г. № 1352, а также в постановление Правительства от 29 октября 2015 г. № 1169 "О порядке проведения мониторинга соответствия...».

Постановлением предусмотрены новые виды заказчиков, обязанных при осуществлении закупок поддерживать субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Постановлением № 1352. Среди них дочерние общества, более 50% долей в уставном капитале которых принадлежат государственным компаниям, их дочерние общества (независимо от размера их выручки); хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ и муниципального образования превышает 50%, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн. рублей, при условии, что такие заказчики сами не являются субъектами малого или среднего предпринимательства, а также их дочерние общества, дочерние общества их дочерних обществ, имеющие соответствующий объем выручки (величину активов).

Установлено, что для новых категорий заказчиков общий объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая закупки с привлечением субподрядчиков из числа СМиСП, за период с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года должен составлять не менее 9% совокупного объема договоров, а объем закупок с участием только СМиСП должен быть не менее 5%.

С 1 января 2018 года меняется форма годового отчета о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства: в отчете появятся новые строки, в которых нужно будет отразить закупки только у субъектов малого предпринимательства, а также новые графы о количестве и стоимостном объеме оплаты в отчетном году договоров, срок исполнения которых превышает один календарный год.

Новая форма годового отчета включает 14 строк (в действующей пока редакции отчет включает 8 строк).

Изменениями, внесенными в Постановление № 1169, предусмотрено, что на новые виды заказчиков распространяются правила о проведении мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке. Также указанные правила распространяются и на федеральные государственные унитарные предприятия, которые продолжают осуществлять закупки по 223-ФЗ, перечень которых утвержден распоряжением Правительства от 31 декабря 2016 г. №2931-Р.

Кроме того, предусмотрено, что мониторинг соответствия будет осуществляться в отношении заказчиков федерального уровня, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 40 млрд. рублей (в ранее действовавшей редакции – 50 млрд. руб.), и в отношении заказчиков регионального и муниципального уровней, годовой объем выручки которых от продажи продукции, величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 10 млрд. рублей.

3. Распоряжениями Правительства от 25.01.2017 № 87-р, от 23.02.2017 № 345-р, от 02.03.2017 № 381-р, от 16.03.2017 № 471-р, от 08.04.2017 № 649-р, от 27.06.2017 № 1340-р, от 28.08.2017 № 1829-р внесены изменения в Распоряжение Правительства от 31.12.2016 N 2931-р, которыми дополнен перечень федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, в связи с чем для них предусмотрена обязанность осуществлять закупки по закону № 223-ФЗ, а не по закону № 44-ФЗ.

В первоначальной редакции Распоряжения № 2931-р перечень включал 64 ФГУП, в редакции на 01.09.2017 г. – 117 ФГУП.

Среди ФГУП, вновь работающих по 223-ФЗ, можно выделить следующие:

  • "Творческо-производственное объединение "Киностудия "Союзмультфильм", г. Москва;
  • "Российская государственная цирковая компания", г. Москва;
  • "Киноконцерн "Мосфильм", г. Москва;
  • "Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского", г. Москва;
  • "Дирекция единого заказчика", г. Москва
  • "Почта России", г. Москва
  • "Почта Крыма", г. Симферополь.

4. Распоряжением Правительства от 04.08.2017 № 1688-р «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации» дополнены перечни конкретных заказчиков федерального и регионального уровней, в отношении которых в 2017 году АО «Корпорация «МСП» и органы власти (организации) субъектов РФ будут проводить оценку соответствия проектов планов, проектов изменений планов закупки в части поддержки СМиСП.

В перечень конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения подлежат проводимой акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" оценке соответствия (утвержден распоряжением от 6 ноября 2015 г. № 2258-р) теперь включены, с учетом ранее исключенных, 104 заказчика, осуществляющих закупки по 223-ФЗ (в первоначальной редакции было 35 заказчиков), в том числе:

  • Акционерное общество "Авиакомпания "Россия", г. Санкт-Петербург;
  • Акционерное общество "Гражданские самолеты Сухого", г. Москва,
  • Публичное акционерное общество "Туполев", г. Москва,
  • Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго", г. Санкт-Петербург,
  • ФГУП "Почта России", г. Москва.

Перечень конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения подлежат проводимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданными ими организациями оценке соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 717-р, также дополнен новыми заказчиками.

В первоначальной редакции в перечень, утвержденный Распоряжением № 717-Р, было включено 135 региональных заказчиков, в редакции от 04.08.2017 г. – 235 заказчиков.

5. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2017 № 663 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" отдельные полномочия Минэкономразвития в сфере регулирования закупок переданы Минфину.

Соответствующие изменения внесены в нормативные акты:

  • Правила подготовки и принятия актов Правительства Российской Федерации об определении конкретной закупки, перечней и (или) групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 591;
  • Положение о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 908;
  • Положение о размещении в единой информационной системе информации об объеме выручки отдельных видов юридических лиц и требованиях к такой информации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 494;
  • Правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. № 1132.

6. Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2017 № 90 "Об утверждении Требований к содержанию программ партнерства, утверждаемых конкретными и отдельными заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации в целях проведения оценки соответствия и мониторинга соответствия, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" утверждены соответствующие дополнительные требования к программам партнерства, принятие которых предусмотрено Постановлением № 1352.

Основные требования к содержанию программы партнерства определены пунктом 15 (2) Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением № 1352. Дополнительные требования утверждены Приказом Минэкономразвития № 90, с учетом предложений АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

В частности, программа партнерства, с учетом Приказа Минэкономразвития № 90, должна содержать:

  • порядок присоединения субъектов МСП к программе партнерства;
  • порядок прекращения участия субъекта МСП - участника программы партнерства в программе партнерства по инициативе субъекта МСП, по инициативе заказчика;
  • перечень прав и обязанностей заказчика и субъекта МСП - участника программы партнерства;
  • порядок изменения условий программы партнерства.

7. С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в отношении деятельности саморегулируемых организаций в сферах проектирования и строительства, внесенные федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ.

Допуски СРО отменены. В документации о закупке необходимо устанавливать требование о наличии членства в соответствующей саморегулируемой организации, а не допуска СРО, с учетом исключений, установленных Градостроительным кодексом.

Исключение сделано для унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, организаций с государственным участием, но только по видам договоров, описанных в ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч.2.2. ст. 52 ГрК РФ.

Для участников закупок любых работ по строительству, реконструкции, капремонту предусмотрены еще два исключения: для подрядчиков, выполняющих строительно-монтажные работы по договорам на сумму не более 3 млн. руб., а также для субподрядчиков, которые состоять в СРО не обязаны.

СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. В составе заявки участник должен представить действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58. Выписка должна быть выдана не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ).

8. В Определении Верховного Суда от 11 апреля 2017 г. по делу № 304-КГ16-17592 озвучено важное решение по спору заказчика, работающего по закону № 223-ФЗ, с УФАС по Кемеровской области по вопросу о порядке сравнения ценовых предложений участников закупки (с НДС или без учета НДС), а также о полномочиях ФАС при рассмотрении жалоб.

Верховный Суд согласился с решением Арбитражного суда Кемеровской области от 16.03.2016, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016, о том, что решение и предписание УФАС, обязывающие заказчика производить оценку ценовых предложений с учетом НДС, являются недействительными.

По мнению судов первой и апелляционной инстанций, применение обществом уменьшения ценового предложения участника закупки, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость (далее - НДС), на сумму учтенного в нем НДС, при неизменном ценовом предложении участников, применяющих упрощенную систему налогообложения, не может создавать неравные условия участникам закупки.

Кроме того, Судебная коллегия Верховного Суда отметила, что в силу части 10 статьи 3 Закона о закупках № 223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в пункте 9 статьи 3 Закона о закупках и не ограничено какими-либо условиями.

9. 2 августа 2017 г. на официальном сайте Минфина по адресу https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/purchases/ размещен доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в первом полугодии 2017 года, подготовленный новым регулятором в сфере закупок – Министерством финансов Российской Федерации.

В докладе Минфин делает вывод о том, что более 94% закупок по закону № 223-ФЗ осуществляется на неконкурентной основе. Только 5,8% закупок осуществляется путем проведения торгов в соответствии с гражданским законодательством.

«Рамочная регламентированность положений Закона № 223-ФЗ, не устанавливающая требования к способам осуществления закупок, привела к тому, что заказчиками применяется более 4 788 способов определения поставщика, которые зачастую сводятся к закупкам у единственного поставщика», -указывает Минфин.

Сокращение объема закупок у единственного поставщика характеризуется соразмерным ростом объема закупок, осуществляемых «иными способами», - на 26,3% по сравнению с I полугодием 2016 г. Данная тенденция негативным образом отражается на обеспечении прозрачности закупок и добросовестной конкуренции между участниками закупок, создает предпосылки для сговора недобросовестных заказчиков с поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Мониторинг показал, что общий объем заключенных договоров, отражаемых заказчиками в ежемесячной отчетности, превышает общий объем договоров, внесенных в реестр договоров, на 19%. «Информация, содержащаяся в ежемесячной отчетности о договорах, не является в полной мере достоверной», - указывает Минфин.

По состоянию на 1 июля 2017 г. с ЕИС интегрирована 181 электронная торговая площадка (далее – ЭТП), обеспечивающая проведение закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Наибольшие объемы электронных закупок проведены на трех площадках: ЭТП «ТЭК-Торг», «Электронная торгово-закупочная площадка ОАО «РЖД», ЭТП ГПБ.

Как отмечает Минфин, сложившаяся ситуация в сфере функционирования электронных площадок не позволяет обеспечить оптимальный контроль за соблюдением требований Закона № 223-ФЗ уполномоченным контрольным органом. Неограниченное число электронных площадок вынуждает потенциальных участников закупок проходить аккредитацию на значительном количестве таких площадок, что приводит к возникновению дополнительных временных и финансовых затрат. Указанные факторы также создают предпосылки для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков. Данную проблему планируется решить посредством ограничения количества операторов электронных площадок и установления к ним единых требований.

В I полугодии 2017 г. среднее количество поданных заявок на участие в закупке составило 1,73, что на 5% превышает показатель 2016 г.

В I полугодии 2017 г. центральным аппаратом и территориальными органами ФАС России рассмотрено 4366 жалоб, из которых обоснованными признаны около 40% (1692 жалобы). По результатам рассмотрения жалоб выдано 1575 предписаний, 532 жалобы оставлены без рассмотрения.

Обжалование участниками закупок в ФАС России действий (бездействия) заказчиков связано с:

  • неправомерным отказом в допуске участнику в закупочной процедуре - 7%;
  • установлением заказчиком в закупочной документации требований, противоречащих принципам, установленным частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ – 78%;
  • установлением некорректного порядка и критериев оценки заявок участников закупочной процедуры – 9%;
  • отсутствием в составе закупочной документации объемов закупаемых товаров, работ, услуг – 4%;
  • сокращением срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе № 223-ФЗ и Федеральном законе от 26.07.2005 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа – 2%.

Следует отметить, что доклад акцентирует внимание на недостатках практики осуществления закупок по закону № 223-ФЗ, содержит, в основном, негативные оценки закупочной деятельности заказчиков, и тем самым в очередной раз предпринимается попытка обосновать необходимость ужесточения законодательства о закупках отдельных видов юридических лиц.

10. 26 июня 2017 года на официальном сайте ФАС России размещены Методические рекомендации по внедрению внутреннего контроля соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о государственном оборонном заказе и законодательства, регулирующего закупочную деятельность.

Методические рекомендации разработаны в целях внедрения внутреннего контроля соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о государственном оборонном заказе и законодательства, регулирующего закупочную деятельность, формирования у хозяйствующих субъектов единого подхода к организации внутреннего контроля соблюдения требований федеральных законов "О защите конкуренции", "О государственном оборонном заказе", "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - сводное законодательство), а также в целях предупреждения нарушения сводного законодательства.

В рекомендациях определены:

  • цели, задачи и принципы внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства;
  • вопросы организации внутреннего контроля соблюдения сводного законодательства;
  • механизмы контроля;
  • формы обучения основам сводного законодательства;
  • функции органа внутреннего контроля организации, осуществляющей деятельность в сфере оборонно-промышленного комплекса и (или) являющейся головным исполнителем (исполнителем) государственного оборонного заказа, внедряющей у себя внутренний контроль соблюдения сводного законодательства

К рекомендациям приложена Методика выявления и оценки регулируемых рисков.

С полным текстом документа можно ознакомиться по ссылке http://fas.gov.ru/documents/documentdetails.html?id=15246.

К списку новостей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Похожие новости: