Изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ января-апреля 2018

03.05.2018

В период с января по апрель 2018 года шла планомерная работа по совершенствованию законодательства о государственных и муниципальных закупках. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: уголовная ответственность за «откаты» и другие нарушения в сфере закупок, формула цены для закупки бензина, новые правила установления обеспечения заявок с 1 июля 2018 года, изменения требований к банкам, выдающим банковские гарантии, правил казначейского контроля и сопровождения и многое другое.

Списание неустоек 1. Федеральным законом от 23.04.2018 № 108-ФЗ "О внесении изменения в статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена обязанность списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Обязанность списывать начисленные неустойки, если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышала 5 процентов цены контракта, действовала в 2015-2016 годах, когда Правительством были приняты специальные антикризисные меры. Однако не все заказчики успели осуществить списание неустоек в период действия антикризисных мер, и не все начисленные неустойки подлежали списанию. Принятый закон позволяет и обязывает заказчика осуществить списание неустоек за нарушения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), допущенные при исполнении контрактов в 2015-2016 годах. Напомним, что по правилам, действовавшим в 2015-2016 годах, списывать нужно было только не оплаченные и признанные поставщиками неустойки. Конкретные случае и порядок списания неустоек должно установить Правительство РФ.

Уголовная ответственность 2. Федеральным законом от 23.04.2018 № 99-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" введена уголовная ответственность за отдельные общественно-опасные деяния, распространенные в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок.
В частности, в Уголовный кодекс включены статьи 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок».
Статья 200.4 УК предусматривает уголовную ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб или особо крупный ущерб.
Согласно примечанию к статье 170.2 УК крупным ущербом признается ущерб в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - девять миллионов рублей.
Статья 200.5 УК предусматривает уголовную ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, то есть незаконную передачу работнику контрактной службы, контрактному управляющему, члену комиссии по осуществлению закупок, лицу, осуществляющему приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иному уполномоченному лицу, представляющему интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (части 1-3).
В этой же статье предусмотрена уголовная ответственность другого участника данного преступления: за незаконное получение лицами, указанными в части первой статьи 200.5 УК, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование ими услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию таких лиц имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Квалифицированные составы предусмотрены за подкуп в крупном (более 150 тыс. руб.) и особо крупном размере (более 1 млн. руб.).
В примечании к статье 200.5 УК предусмотрено освобождение лица, незаконно передавшего деньги или иное имущество, от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Кроме того, изменена редакция статьи 304 УК «Провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд», устанавливающей ответственность, среди прочего, за попытку передачи лицу, указанному в части первой статьи 200.5 УК, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа.
Закон вступит в силу 4 мая 2018 года.

Банк 3. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 № 440 "О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов", утверждены предусмотренные федеральным законом от 29.07.2017 № 267-ФЗ более жесткие требования к банкам, участвующим в работе контрактной системы.
Установлено, что с 1 июня 2018 года до 1 января 2020 года банки, осуществляющие выдачу заказчикам банковских гарантий для обеспечения заявок и исполнения контрактов, должны одновременно соответствовать следующим требованиям:
- наличие у банка собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн. рублей, рассчитываемых по методике ЦБ РФ, по состоянию на последнюю отчетную дату;
- наличие у банка кредитного рейтинга не ниже уровня "B-(RU)" по национальной рейтинговой шкале для России Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruB-" по национальной рейтинговой шкале для России кредитного рейтингового агентства Акционерное общество "Рейтинговое агентство "Эксперт РА".
С 1 января 2020 года требование к наличию кредитного рейтинга будет более жестким: не ниже уровня "BB-(RU)" по рейтингу АКРА и (или) не ниже уровня "ruBB-" по шкале Рейтингового агентства "Эксперт РА".
Перечень банков, соответствующих новым требованиям, будет размещен на официальном сайте Министерства финансов РФ.

Обеспечение заявки 4. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 № 439 "Об утверждении значения начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах", утверждено значение НМЦК, при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, в размере 1 млн. рублей.
Часть первая статьи 44 закона № 44-ФЗ определяет, что заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что НМЦК превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Постановление № 439 определяет дополнительные условия и требования к установлению обеспечения заявок, однако размер такого обеспечения в принятых поправках (федеральный закон № 504 от 31.12.2017 года) не определен.
Частью 16 статьи 44 предусмотрено, что размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять:
1) от ½% до 1% НМЦК, если размер НМЦК составляет от 5 млн. рублей до 20 млн. рублей;
2) от ½% до 5% НМЦК, если НМЦК составляет более 20 млн. рублей.
Случай установления обеспечения заявок, предусмотренный Постановлением Правительства № 439, требует внесения изменений или дополнений в часть 16 статьи 44 закона № 44-ФЗ.
Постановление вступает в силу с 1 июля 2018 года.

Цены на топливо 5. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2018 № 387 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 19», перечень случаев, когда в документации о закупке указывается формула цены и максимальное значение цены контракта, дополнен случаем закупки топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин.
Как было указано в пояснительной записке Минфина к проекту постановления Правительства, формульное ценообразование позволит учитывать сезонные колебания цены одного литра (килограмма) топлива, что позволит достичь положительного экономического эффекта, в особенности при заключении долгосрочных контрактов. У поставщиков топлива будет отсутствовать необходимость закладывать максимальную цену одного литра топлива при расчете своего ценового предложения.
Соответствующие изменения внесены в постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта".

Стент 6. Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2017 г. № 1469 «Об ограничениях и условиях допуска стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числе с нерассасывающимся полимерным покрытием и с рассасывающимся полимерным покрытием), катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики, катетеров аспирационных для эмболэктомии (тромбэктомии), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» введены новые временные правила закупки соответствующих медицинских изделий.
Постановлением № 1469 введен новый для госзакупок принцип «второй лишний» при определении поставщика вышеперечисленных видов медицинских изделий. Предусмотрено, что заказчик отклоняет все заявки по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке стентов для коронарных артерий и катетеров, происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее одной удовлетворяющей требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявки (окончательного предложения), которая содержит предложение о поставке стентов для коронарных артерий и катетеров, страной происхождения которых является Российская Федерация. Страна происхождения товара должна быть подтверждена одним из документов, перечисленных в Постановлении № 1469: сертификатом о происхождении товара, подтверждением или заключением Минпромторга.
При формировании лотов (определении объекта закупки) заказчикам запрещено объединять в одном лоте стенты для коронарных артерий и катетеры и иные виды медицинских изделий, а также 2 и более вида стентов и катетеров, указанных в пункте 1 Постановления № 1469.
Срок действия Постановления № 1469 ограничен: с 14 декабря 2017 года до 1 июля 2018 года.

Требование об уплате 7. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2018 № 11 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1005"внесены уточнения и дополнения в правила работы с банковскими гарантиями в рамках контрактной системы в сфере закупок.
В качестве дополнительного требования к банковской гарантии, обеспечивающей исполнение контракта, предусмотрено право заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком, но не превышающем размер обеспечения исполнения контракта. В прежней редакции уточнение о пропорциональном уменьшении суммы требования отсутствовало.
В новой редакции Постановления № 1005 четко предусмотрена возможность предъявить требование в банк об уплате денежной суммы по банковской гарантии на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, в Постановлении № 11 дифференцирован в зависимости от вида банковской гарантии (обеспечение заявки или обеспечение исполнения контракта) и сокращен.
Постановление № 1005 действует в новой редакции с 18 марта 2018 года.

Страны ЕЭС 8. Постановлением Правительства от 8 февраля 2018 г. № 125 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2017 г. № 1072» внесены уточнения в правила применения запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления государственных и муниципальных закупок.
Внесено дополнение в название Постановления № 1072: уточнено, что запрет не действует в отношении товаров, происходящих из государств – членов Евразийского экономического союза.
Перечень документов, подтверждающих производство товаров, изложен в полном объеме в новой редакции Постановления № 1072:
- копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;
- акт экспертизы, выдаваемый ТПП РФ в порядке, определенном ею по согласованию с Минпромторгом;
- заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Минпромторгом;
сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1.
Дополнительное требование к участникам закупки об использовании при производстве товаров мебельной промышленности плит ДСП и ДВП, страной происхождения которых является Российская Федерация или государство – член Евразийского экономического союза, распространяется теперь не на все товары, указанные в перечне, прилагаемом к Постановлению № 1072. В частности, это дополнительное требование не нужно устанавливать при закупке мебели металлической, матрасов и мебели из пластмассовых материалов.
Следует отметить, что по состоянию на 3 мая 2018 года соответствующее Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности Торгово-промышленной палатой России не утверждено.

Казначейство 9. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1722 "Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" утверждены новые правила казначейского сопровождения целевых средств, в том числе авансовых платежей и расчетов по контрактам (договорам).
Случаи осуществления казначейского сопровождения целевых средств предусмотрены частью 2 статьи 5 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов". Операции с целевыми средствами осуществляются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета денежных средств юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
В Постановлении № 1722 перечислены документы, являющиеся основанием для открытия лицевого счета в отделении ФК для неучастника бюджетного процесса, в том числе: государственные контракты на сумму 100 млн. руб. и более, предусматривающие авансовые платежи; государственные контракты, заключаемые в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ, а также контракты (договоры), заключаемые в целях исполнения указанных государственных контрактов; контракты (договоры) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемые на сумму 100 млн. рублей и более федеральными бюджетными или автономными учреждениями, источником финансового обеспечения которых являются средства, поступающие им в соответствии с законодательством Российской Федерации на лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства (далее - контракты учреждения).
Операции по списанию целевых средств по расходам юридических лиц, отраженных на лицевых счетах для учета операций неучастника бюджетного процесса, проводятся после осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов в порядке, установленном Минфином России, и проверки представленных документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств юридических лиц.
В государственные контракты, контакты учреждений, договоры, подлежащие казначейскому сопровождению, должны быть включены условия, предусматривающие запреты на отдельные виды перечислений целевых средств, и обязанности стороны контракта по открытию лицевого счета и предоставлению документов в органы Федерального казначейства, указанию в договорах (контрактах), в расчетных и платежных документах, документах-основаниях идентификатора государственного контракта, контракта учреждения.
В государственные контракты, заключенные с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании пункта 2 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ, и договоры в рамках исполнения указанных контрактов, дополнительно должно быть включено условие о согласовании сторонами размеры прибыли поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке перечисления целевых средств по контрактам (договорам) в соответствии с правилами, установленными Постановлением № 1722.
В случаях, установленных Правительством РФ, органы Казначейства осуществляют также проверки:
а) соответствия содержащейся в документах-основаниях информации о сроках поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и количестве товаров (объеме работ, услуг) условиям соглашений, государственных контрактов, договоров о капитальных вложениях, контрактов учреждений и договоров (контрактов, соглашений);
б) соответствия информации, содержащейся в документах-основаниях, фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), в том числе с использованием фото- и видеотехники в соответствии с регламентом, утвержденным Федеральным казначейством;
в) соответствия информации, содержащейся в документах-основаниях, данным раздельного учета затрат;
г) соответствия информации, содержащейся в документах-основаниях, и информации о структуре цены государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения и договора (контракта, соглашения) или о структуре суммы субсидии (взноса) по соглашению;
д) наличия в информационных системах Федерального казначейства и (или) единой информационной системе в сфере закупок документов-оснований.
В случае выявления нарушений в ходе указанной проверки органы Федерального казначейства уведомят стороны контракта и возвратят платежные документы без исполнения.

Запрет на авансирование 10. Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21-р «Об утверждении перечня товаров и услуг, в отношении которых при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров (оказании услуг) получателями средств федерального бюджета не предусматриваются авансовые платежи», утвержден новый перечень объектов закупки, в отношении которых заказчикам федерального уровня запрещено авансирование.
Перечень товаров и услуг не изменился по сравнению с аналогичным перечнем 2017 года, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2017 г. № 455-р. В него по-прежнему включены компьютеры, канцтовары, бумага, моющие средства, автомобили легковые и средства транспорта грузовые, услуги по ремонту автомобилей, компьютеров, мебели.

Плата за проезд 11. Приказом Минтранса России от 08.12.2017 № 513 "О Порядке определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» утвержден соответствующий специальный порядок расчета начальной (максимальной) цены контракта.
Порядок в соответствии с частью 21.2 статьи 22 закона № 44-ФЗ определяет специальные единые правила расчета заказчиками начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Порядком определены две основные формулы для расчета НМЦК: первая – на случай, когда плата за проезд пассажиров и провоз багажа подлежит перечислению государственному или муниципальному заказчику; вторая – на случай, если эта плата подлежит перечислению подрядчику.
Приказ учитывает особенности ценообразования в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа, такие как субсидии в целях компенсации недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров, предельные тарифы на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, вместимость транспортных средств различных классов, срок полезного использования транспортных средств и другие.
Для определения средней рыночной стоимости транспортных средств заказчик должен направить запросы поставщикам и получить не менее трех ответов, в которых стоимость транспортных средств соответствующего класса различается не более чем на 10%.
Для обоснования НМЦК заказчику необходимо определить по установленной методике максимальную себестоимость 1 км пробега автобусов, трамваев и троллейбусов каждого класса на каждый год срока действия контракта, учесть при этом максимальное из значений средней месячной оплаты труда водителя транспортного средства i-го класса, в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту или в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением по организациям городского наземного электрического транспорта Российской Федерации, с учетом коэффициентов, учитывающих у особенности рынка труда в городах с численностью населения свыше миллиона человек; размер средней месячной оплаты труда кондуктора, отчисления на социальные нужды, расходы на топливо, электроэнергию, смазочные и другие эксплуатационные материалы, расходы на износ и ремонт шин и другие.
Обязанность заключения государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядчиком работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в порядке, установленном законом № 44-ФЗ, предусмотрена федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Приказ вступит в силу с 1 июля 2018 года.

Финансовый контроль 12. Приказом Казначейства России от 12.03.2018 № 14н «Об утверждении Общих требований к осуществлению органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) (далее – органы контроля), контроля за соблюдением Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определены общие требования к проведению контрольных мероприятий органами финансового контроля субъектов РФ и местных администраций.
Сфера государственного и муниципального финансового контроля определена частью 8 статьи 99 закона № 44-ФЗ: это контроль соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере нормирования, обоснования закупок, обоснования НМЦК, исполнения контрактов, контроль своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги; соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
В отношении закупок для обеспечения федеральных нужд контроль регламентирован Постановлением Правительствам РФ от 28.11.2013 № 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере".
В отношении закупок для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд издан указанный приказ № 14н, определяющий общие требования к осуществлению контроля финансовых органов, с учетом которого должны быть изданы соответствующие региональные и муниципальные акты, определяющие порядок контроля.
Приказом № 14н предусмотрены возможные виды проверок: плановые и внеплановые; выездные и камеральные, а также встречные проверки; определены права и обязанности должностных лиц органов финансового контроля, в том числе обязанность размещать в ЕИС отчет о результатах выездной или камеральной проверки.
Определены общие требования к процедурам осуществления контрольного мероприятия, начиная с его назначения, проведения и заканчивая реализацией результатов проведения контрольного мероприятия. Установлены требования к оформлению актов по результатам выездной или камеральной проверки, принятию по результатам рассмотрения акта решения о выдаче предписания, проведении внеплановой выездной проверки или иного решения. Особое место в Общих требованиях уделено контролю за исполнением выданных органами финансового контроля предписаний.

ЕИС 13. Приказом Казначейства России от 22.02.2018 № 12н "О внесении изменений в Порядок регистрации в единой информационной системе в сфере закупок, утвержденный приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. № 27н" внесены соответствующие изменения, связанные с расширением функционала ЕИС и уточнением вопросов регистрации участников в системе.
Регистрация в ЕИС теперь осуществляется не только в соответствии с законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, но и с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
Приказом № 12н исключен код для включения специализированных организаций в сфере закупок в Сводный реестр, и добавлены коды новых субъектов - участников ЕИС:
19 - "орган местного самоуправления и (или) государственное, муниципальное бюджетное, казенное учреждение в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 182 Жилищного кодекса РФ, осуществляющее функции технического заказчика";
20 - "орган, уполномоченный на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций";
21 - "орган, уполномоченный на ведение реестра договоров об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме";
22 - "орган исполнительной власти, предоставляющий информацию и документы для включения в реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации";
23 - "орган, уполномоченный на формирование и ведение каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
24 - "орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций".
При регистрации в ЕИС предусмотрена возможность указания новых ролей юридического лица:
17 - специализированная некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональный оператор);
18 - организация, размещающая отчет о соблюдении стороной-инвестором специального инвестиционного контракта, заключенного на основании Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", или привлеченным такой стороной-инвестором иным лицом, осуществляющими создание или модернизацию и (или) освоение производства товара на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, требований пункта 5 части 1 статьи 111.3 закона № 44-ФЗ;
19 - оператор каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
20 - специализированная организация;
21 - организация, проводящая закупки на основании статьи 7.7 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации".
Изменены условия регистрации некоторых участников ЕИС. Например, регистрация банка осуществляется в случае его наличия в предусмотренном статьей 45 закона № 44-ФЗ перечне банков (норма вступит в силу с 1 июня 2018 года). Регистрация производителя товаров в соответствии со специальным инвестиционным контрактом осуществляется на основании информации о нем в реестре единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации, предусмотренном статьей 111.3 закона N 44-ФЗ.
Расширен перечень лиц, имеющих право предоставлять сведения при регистрации в ЕИС: таким правом, кроме руководителя организации, дополнительно наделяется иное лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Гособоронзаказ 14. Письмом Минфина России № 24-04-06/4970, Казначейства России N 14-00-06/1303, ФАС России N МО/5562/18 от 29.01.2018 "О позиции Минфина России, Федерального казначейства, ФАС России по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства" даны долгожданные разъяснения временных правил осуществления закрытых закупок, предусмотренных Постановлением № 1428.
По вопросу о выборе способа определения поставщика в письме указано на возможность выбора из конкурентных способов определения поставщиков закрытых конкурсов и закрытого аукциона, а также подтверждена невозможность использования в рамках Постановления № 1428 запросов котировок и запросов предложений.
Если товар, работ, услуга включены в перечень, утвержденный Распоряжением от 21 марта 2016 г. № 471-р, заказчики должны проводить закрытый аукцион в электронной форме. Поскольку специальных правил для такого аукциона в законе № 44-ФЗ не предусмотрено, ведомства указали на целесообразность применения в части, не противоречащей Постановлению № 1428, порядка проведения электронного аукциона, в том числе в части требований к порядку подачи заявок, рассмотрению первых частей заявок, проведения процедуры торгов, рассмотрению вторых частей заявок, заключения контракта.
В письме подчеркнуто, что в связи с неразмещением в ЕИС информации о закупках по Постановлению № 1428, должностные лица заказчиков по перечню согласно приложению к Постановлению № 1428 не могут быть привлечены в соответствии с КоАП к административной ответственности за неразмещение или нарушение срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в ЕИС в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку Постановлением № 1428 такое размещение не предусмотрено.
Контроль информации и документов, не подлежащих размещению в ЕИС согласно Постановлению № 1428, предусмотренный частью 5 статьи 99 закона № 44-ФЗ, осуществляется в сроки и в порядке, которые предусмотрены для осуществления контроля документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с постановлением Правительства от 12 декабря 2015 г. № 1367.

Административные правонарушения 15. В письме Казначейства России от 03.04.2018 № 07-04-05/09-5722 "Об отдельных вопросах осуществления производства по делам об административных правонарушениях в рамках Закона № 44-ФЗ" дано разъяснение должностным лицам территориальных органов Федерального казначейства о порядке возбуждения дел об административных правонарушениях в рамках осуществления контроля по части 5 статьи 99 закона № 44-ФЗ.
Полномочия органов Федерального казначейства по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях предусмотрены частью 1 статьи 23.7 и статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Должностным лицам территориальных органов ФК дано указание: в случае обнаружения признаков составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 23.7 КоАП, при проведении мероприятий по контролю в соответствии с частью 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, должностное лицо, выявившее вышеуказанные признаки, должно сформировать комплект документов, подтверждающий факт совершения административного правонарушения, и передать его должностному лицу соответствующего органа Федерального казначейства, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, в целях решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП.
Среди составов административных правонарушений, в отношении которых органы Казначейства уполномочены возбуждать и рассматривать дела, можно выделить следующие:
- Статья 7.29.3. «Нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок»;
- Части 8-10 статьи 7.32. «Нарушение порядка заключения, изменения контракта» (в части экспертизы и приемки товара (работы, услуги));
- Статья 15.14. «Нецелевое использование бюджетных средств»;
- Статья 19.7.2. «Непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» (часть 1).

Описание препарата 16. В письме ФАС России от 27.02.2018 г. № АК/12985/18 даны важные разъяснения по вопросам применения Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
ФАС России подчеркивает, что заказчики, помимо МНН лекарственного препарата, при описании лекарственных препаратов должны указать лекарственную форму, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве, а также в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта, и остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени. В письме приведены конкретные примеры описания лекарственных препаратов с учетом изложенных требований.
Кроме того, в письме подчеркнуто применяемое органами ФАС России при рассмотрении жалоб положение, согласно которому предложение участника закупки поставить товар в количестве, превышающем требования заказчика, не может служить основанием для признания заявки такого участника не соответствующей требованиям документации закупки.

Обзор подготовлен преподавателем АНО УМЦ Финконт:

Богацкой С.Г.

Преподаватель, аккредитованный в ЗАО "Сбербанк-АСТ". Кандидат экономических наук. Руководитель направления «Государственные (муниципальные) закупки», ведущий преподаватель-консультант УМЦ «Финконт» курсов и семинаров по государственным и муниципальным закупкам, корпоративным закупкам по ФЗ-223.

К списку новостей

Похожие новости:

В данном разделе опубликованы все важные последние изменения в 44-ФЗ. Обзоры изменений подготавливает руководитель направления по государственным и коммерческим закупкам специализированной организации «ФинКонт Торги», преподаватель Учебного центра «ФинКонт», к.э.н. Богацкая Софья Германовна.

Мы всегда следим за последними актуальными изменениями в федеральном законе 44 и публикуем их на сайте.

Посмотреть и скачать "44-ФЗ о закупках в последней редакции от 01.05.2019."

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/about/news/izmeneniya-v-regulirovanii-zakupok-po-zakonu-44-fz-yanvarya-aprelya-2018/