Вход
Регистрация
Избранное (0)
Подпишитесь на рассылку

Практика контроля заказчиков, работающих по 223-ФЗ

05.06.2017

Федеральный закон от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 223-ФЗ) довольно нестандартен для правовой системы России, связанной с установлением особенностей расходования бюджетных средств.

Одно из основных отличий ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ от Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 44-ФЗ) заключается в том, что он, носит диспозитивный характер, то есть заказчикам, работающим по 223-ФЗ, разрешено все, что не запрещено, заказчики же, работающие в правовом поле ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 44-ФЗ, обязаны соблюдать иной принцип - запрещено все, что напрямую не разрешено законом о контрактной системе.

Практика контроля заказчиков, работающих по 223-ФЗ

В связи с иллюзорной, по большей части, «свободой» в регулировании деятельности заказчиков при реализации положений ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ год от года растет количество обжалований действий (бездействия) заказчиков в УФАСы субъектов РФ, ФАС России и судебные инстанции. Активнейшую деятельность по выявлению и пресечению различных видов нарушений в деятельности заказчиков, в том числе и при размещении закупок по 223-ФЗ, осуществляют органы прокуратуры.

Так же очень важным моментом в целях повышения ответственности заказчиков за осуществление своей деятельности в рамках правового поля ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ было принятие Федерального закона от 05 мая 2014 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым были введены меры административной ответственности за нарушения требований ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ.

Рассмотрим примеры нарушений, выявленных прокуратурами субъектов РФ, которые заказчики, работающие по ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ № 223-ФЗ, допускали в 2015 и 2016 году, то есть по истечении почти 3 лет с момента принятия данного федерального закона.

I. НЕРАЗМЕЩЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАКУПКЕ, ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАКУПКЕ, ПОДЛЕЖАЩИХ РАЗМЕЩЕНИЮ В ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ.

  1. 1. Прокуратура Плюсского района Псковской области провела проверку исполнения МУП «Сервис» требований ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ.

В ходе проверки выявлены нарушения норм ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ, связанные с ненадлежащим исполнением заказчиком обязанности по информационному обеспечению организуемых и осуществляемых закупок. Предприятием не были размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС) Положение о закупках товаров, работ, услуг и сведения об отдельных заключенных договорах. План закупок на 2015 год опубликован лишь в декабре 2015 года.

По данным фактам нарушений закона прокуратурой Плюсского района в отношении должностного лица заказчика возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ (неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ № 223-ФЗ).

По результатам рассмотрения материалов дела федеральная антимонопольная служба привлекла должностное лицо заказчика к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 тыс. рублей.

  1. По итогам проверок, проведенных районными прокуратурами Тульской области было выявлено значительное число нарушений действующего ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ, в частности:

Прокуратурой Ясногорского района Тульской области при проведении проверки деятельности МУП МО Иваньковское Ясногорского района «Жилищно-коммунальное хозяйство» в части соблюдения норм действующего законодательства в сфере размещения закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц было выявлено нарушение данным заказчиком обязанности, предусмотренной ст. 4 ч. 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ.

По состоянию на 2015 год МУП МО Иваньковское Ясногорского района «Жилищно-коммунальное хозяйство» не были опубликованы в ЕИС Положение, регламентирующее закупочную деятельность, а также план закупок товаров, работ, услуг учреждения.

По данному факту прокуратурой Ясногорского района Тульской области материалы прокурорской проверки были переданы в суд.

Решениями Ясногорского районного суда Тульской области рассмотрены и удовлетворены исковые требования прокурора Ясногорского района о признании незаконным бездействия заказчика МУП МО Иваньковское Ясногорского района «Жилищно-коммунальное хозяйство» в части исполнения обязанности по размещению в ЕИС Положения о закупке и плана закупок товаров, работ, услуг учреждения заказчика.

  1. Так же в Тульской области прокуратура Чернского района сразу у трех предприятий - МУП «Черньтеплосервис», МУП «Черньагропроммехмонтаж», МУП «Черньсервис бытовых услуг» выявила отсутствие обязательных нормативных документов, регламентирующих осуществление процедур закупок унитарными предприятиями.

Данными предприятиями в ЕИС не были опубликованы Положения о закупках, в соответствии с требованиями ст. 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ являющиеся основным документом, регламентирующим деятельность заказчиков при размещении закупок.

Прокуратурой руководителям унитарных предприятий были вынесены представления об устранении выявленных нарушений.

  1. В г. Колпашевске Томской области в результате проведенной городской прокуратурой проверки были выявлены, в том числе и нарушения сроков публикации изменений, внесенных заказчиком в Положение о закупках.

Прокурором города было установлено, что в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №7», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» и МАОУ «Чажемтовская средняя общеобразовательная школа», вопреки требованиям ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ, изменения, внесенные в положения о закупках, более полугода не размещены в ЕИС в сфере закупок.

По результатам рассмотрения мер прокурорского реагирования нарушения закона устранены, 3 виновных должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, 4 образовательных учреждения – к административной ответственности с назначением каждому наказания в виде административного штрафа в размере 10 тысяч рублей.

  1. Прокуратура Чойского района Алтайской области в ходе проверки установила, что МАУ «Чойские жилищно-коммунальные услуги» не соблюдаются требования ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ.

Так, принятое учреждением Положение о закупках в ЕИС размещено с нарушением установленных сроков только в период проведения проверки; план закупки на 2016 г. не размещался, несмотря на то, что автономное учреждение осуществляет закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.

Положение о закупках принято с нарушением компетенции и противоречит требованиям законодательства в сфере закупок, в связи с чем, опротестовано прокуратурой.

Прокурор района возбудил дело об административном правонарушении по ч.4 ст. 7.32.3 КоАП РФ (нарушение сроков размещения в ЕИС информации о закупке) в отношении директора учреждения и направил материалы проверки в УФАС Алтайской области.

Кроме того, 21.03.2016 г. директор учреждения за отказ предоставить в прокуратуру Чойского района на проверку копии договоров, заключённых на поставку товаров, работ, услуг, привлечён к административной ответственности по ч.1 ст. 17.7 КоАП РФ (умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом). Ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.

  1. Проверкой прокуратуры города Горно-Алтайска установлено, что положения о закупках для обеспечения нужд муниципальных бюджетных учреждений г. Горно-Алтайска, осуществляющих свою деятельность в сфере культуры, утверждены неуполномоченными лицами, кроме того содержали противоречия требованиям ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ, ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 44-ФЗ о контрактной системе в части установления обязательных требований к участникам закупки.

Протесты прокуратуры удовлетворены, незаконные акты отменены.

II. НЕРАЗМЕЩЕНИЕ ПЛАНОВ ЗАКУПОК, ОТЧЕТОВ, ДОГОВОРОВ, НАРУШЕНИЕ СРОКОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

  1. Прокуратурой Почепского района Брянской области проведена проверка исполнения законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц, в результате которой было установлено, что ФГУП «Первомайское» - организацией, подведомственной Федеральному агентству научных организаций, не исполняются требования законодательства, регламентирующего порядок информационного обеспечения закупок товаров, работ, услуг.

ПРАКТИКА КОНТРОЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ, РАБОТАЮЩИХ ПО 223-ФЗ

Было установлено, что планы закупок товаров на 2014 - 2016 годы в установленном порядке не формировались и в сети Интернет не размещались, равно как и ежемесячные отчеты о произведенных закупках.

В нарушение требований ст. 73 Бюджетного кодекса РФ в 2014 – 2016 годах реестры закупок, осуществляемых без заключения муниципальных контрактов, не велись и не ведутся.

Утвержденное директором предприятия еще 01 июня 2015 года Положение о закупках товаров, работ услуг размещено в сети Интернет только в ходе проверки (26.02.2016), то есть по истечении 15 дней со дня его утверждения.

По результатам проверки прокурор района в отношении руководителя предприятия возбудил административные производства по ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ (не размещение в ЕИС информации о закупке товаров, работ, услуг) и ч.4 ст.7.32.3 КоАП РФ (нарушение сроков размещения в ЕИС информации о закупке товаров, работ, услуг), которые направлены для рассмотрения по существу в УФАС России по Брянской области.

В целях устранения выявленных нарушений в ФГУП «Первомайское» внесено представление.

  1. Прокуратурой Урмарского района Чувашии была проведена проверка соблюдения законодательства в деятельности администрации МУП Умарского района «Урмарский рынок» (далее – МУП «Умарский рынок»).

Администрацией МУП «Урмарский рынок» сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам проведенных закупок у единственного поставщика, были размещены в единой информационной системе по истечении срока, установленного ч. 19 ст. 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем).

В этой связи прокуратурой района в отношении директора МУП «Урмарский рынок» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ (нарушение предусмотренных законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в ЕИС информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством).

По результатам рассмотрения административного материала директор предприятия привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 2 тыс. рублей.

  1. Прокуратурой города Брянска в результате проведенной проверки деятельности ОАО «Чистая планета» выявлены нарушения требований ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ.

Данная организация осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.

Проведенной проверкой установлено, что ОАО «Чистая планета» с января по ноябрь 2015 года с различными поставщиками были заключены договоры, сведения о которых в ЕИС в нарушение требований пункта 19 ст. 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ ОАО «Чистая планета» в установленные сроки не разместило.

В этой связи прокуратурой города Брянска в отношении генерального директора ОАО «Чистая планета» возбуждено 10 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ, которые для рассмотрения по существу направлены в Брянский УФАС России.

За неразмещение в ЕИС информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ установлена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Прокуратурой города Брянска в целях устранения выявленных нарушений и недопущения их впредь в адрес генерального директора ОАО «Чистая планета» внесено представление.

  1. Проверкой прокуратуры города Новотроицка Оренбургской области при проведении проверки размещения закупок заказчиком ГАУЗ «Детская городская клиническая больница» установлено, что заказчиком в нарушение установленных ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ № 223-ФЗ требований, не размещались в ЕИС извещения и документация о закупках, проекты договоров, в том числе, при осуществлении закупок лекарственных средств, изделий медицинского назначения.

По результатам проверки прокуратурой города в отношении члена комиссии по закупкам учреждения возбуждено административное дело по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП (неразмещение в ЕИС в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц).

Постановлением УФАС по Оренбургской области должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 тыс. руб.

Решение антимонопольного органа вступило в законную силу.

  1. В результате проверки прокуратуры Кировского района города Казани деятельности МУП «Городское благоустройство» было установлено, что на протяжении 2015 года предприятием были нарушены сроки размещения ежемесячных отчетов о количестве и общей стоимости заключенных заказчиком договоров, которые заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в ЕИС.

Прокуратура района возбудила в отношении инженера отдела материально-технического снабжения МУП «Городское благоустройство» дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ (нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц).

Так же, в адрес директора предприятия внесено представление об устранении нарушений ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ и привлечении к дисциплинарной ответственности виновных.

Постановление с материалами проверки направлено в УФАС по Республике Татарстан для рассмотрения по существу.

  1. Проверкой прокуратуры Константиновского района Амурской области в ГАУЗ АО «Константиновская больница» установлено, что в нарушение требований ч. 1 ст. 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ Положение о закупках для нужд ГАУЗ АО «Константиновская больница», утвержденное наблюдательным советом данного учреждения 06.10.2015, в единой информационной системе размещено с нарушением установленного законодательством срока (спустя более 2-х месяцев после его утверждения).

В связи с выявленными нарушениями закона, прокурором района 09.02.2016 в отношении главного врача ГАУЗ АО «Константиновская больница» возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ, которое для рассмотрения по существу было направлено в Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области. Требования прокурора удовлетворены в полном объеме, главный врач учреждения признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.

  1. В ходе проверки деятельности ФГБНУ «Ставропольский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» прокуратурой района установлено, что в нарушение требований ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ ежемесячный отчёт за декабрь 2015 года в ЕИС размещен лишь 17.02.2016.

В связи с этим, прокурором района в отношении ответственного должностного лица возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ, которое направлено для рассмотрения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю.

  1. Останкинская межрайонная прокуратура провела проверку соблюдения требований ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ в ГБУ «Жилищник Алексеевского района» Москвы.

Установлено, что за период с января по сентябрь 2015 года организация не разместила в ЕИС отчеты о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам проведенных закупок у единственного поставщика, у субъектов малого и среднего предпринимательства.

По результатам проверки прокурор возбудил в отношении начальника отдела закупок ГБУ «Жилищник Алексеевского района» дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа.

  1. Проверкой прокуратуры Железнодорожного района города Самары.

установлено, что государственное казённое предприятие Самарской области «Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области» (далее - ГКП «АСАДО») в нарушение требований ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ, Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 №1132, направило в Федеральное казначейство информацию о заключенном договоре с субподрядчиком с нарушением установленного законодательством трёхдневного срока в девяти случаях.

Так, проверка показала, что по результатам конкурса ГКП «АСАДО» заключен договор на поставку ленточного транспортера от 07.05.2015. Окончательным сроком для размещения информации о заключенном договоре является 12.05.2015. Вместе с тем необходимые сведения в отношении указанного договора размещены лишь 10.06.2015.

В связи с выявленным нарушением, а также восемью аналогичными фактами прокуратурой района в адрес руководителя предприятия внесено представление, возбуждено 9 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения постановлений прокурора организация привлечена к административной ответственности в форме штрафа общей суммой в 90 тысяч рублей.

  1. Прокуратурой города Белогорска Амурской области в ходе надзорной проверки исполнения ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ в государственном автономном образовательном учреждении «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат №10 г. Белогорск», установлено, что в нарушение пункта 19 ст. 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ учреждением в ЕИС сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) за декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, август, июль, июнь, май 2015 года размещены только 02 февраля 2016 года.

По данному факту прокурор города Белогорска в отношении главного бухгалтера ГАОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №10 г. Белогорск» возбудил дело об административном правонарушении ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ (нарушении сроков размещения в ЕИС информации о закупке), которое для рассмотрения по существу направлено в УФАС по Амурской области.

Требования прокурора удовлетворены, главный бухгалтер признана виновной в совершении административного правонарушения и ей назначено наказание в виде штрафа.

  1. Прокуратурой Чернского района Тульской области в результате проверки МАУ МО Чернский район «Физкультурно-оздоровительный комплекс», установлено нарушение учреждением ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ и п.14 постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908.

Так, план закупки товаров, работ, услуг для нужд на 2016 год утвержден директором 11 января 2016 года, а в ЕИС размещен 10 марта 2016 года, то есть с нарушением установленного законом срока.

По результатам проведенной проверки в отношении директора МАУ МО Чернский район «Физкультурно-оздоровительный комплекс» возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ч.4 ст.7.32.3 КоАП РФ, которое направлено для рассмотрения в Контрольный комитет Тульской области.

III. НАРУШЕНИЯ, ДОПУЩЕННЫЕ ЗАКАЗЧИКАМИ В ПОЛОЖЕНИЯХ О ЗАКУПКЕ И ДОКУМЕНТАЦИИ ЗАКАЗЧИКОВ

  1. Прокуратурой города Набережные Челны республики Татарстан проведена проверка деятельности в закупках в соответствии с требованиями ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ трех организаций: МКП «Дирекция муниципального заказа», МУП «Городские бани», МУП «Управление контроля качества жилищно-коммунальных и транспортных услуг».

В результате проведенной проверки установлено, что в Положениях о закупках данных заказчиков имеются ссылки на Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который утратил силу с 01.01.2014.

По результатам проверки в адрес руководителей организаций на Положения о закупках принесены протесты, которые удовлетворены.

  1. Прокуратурой Саратовской области проведена проверка соответствия законодательству приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области «О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 24 декабря 2013 года № 80», которым утверждена новая редакция Положений о закупках товаров, работ, услуг для нужд восьми областных государственных учреждений (лесхозов).

В результате проверки установлено, что отдельные нормы указанных положений противоречат ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ № 223-ФЗ.

Положениями о закупках предусматривается право заказчика отказаться от проведения процедуры закупки, при этом отсутствует исчерпывающий перечень случаев, при которых заказчик вправе отказаться от проведения процедуры закупки, что прямо противоречит целям, принципам и задачам ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ.

На указанный правовой акт прокуратурой области принесен протест.

  1. Прокуратура города Советска Калининградской области в муниципальных учреждениях города проверила соблюдение требований ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ.

По результатам проверки были выявлены нарушения закона в Положениях о закупках в следующих образовательных учреждениях: гимназия №1, лицей №5, детских садах «Колокольчик» №5, «Счастливое детство» №2, «Почемучка» №3.

Так данные Положения вопреки требованиям закона не предусматривали обязанность заказчика размещать на официальном сайте заказчика и в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 400 тысяч рублей, тогда как закон такой порядок установил только для стоимости товаров, работ, услуг до 100 тысяч рублей.

Проверкой в установлены многочисленные нарушения установленного законом срока (3 рабочих дня) для внесения информации о заключении по результатам конкурсов договоров в соответствующие реестры.

По результатам вынесенных прокурором города Советска представлений 5 работников, ответственных за осуществление закупок, привлечены к дисциплинарной ответственности. Положения о закупках образовательных учреждений приведены в соответствие с федеральным законодательством.

  1. Прокуратурой Саратовской области проведена проверка соответствия действующему законодательству Положения о закупках ОГУ «Государственный архив Саратовской области», утверждённого приказом Управления делами Правительства Саратовской области.

Положением о закупках данного заказчика предусматривается право заказчика отказаться на любом этапе размещения закупки от проведения процедуры закупки.

При этом в положении о закупках отсутствует исчерпывающий перечень случаев, при которых заказчик вправе отказаться от проведения процедуры закупки, что является нарушением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренных ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ № 223-ФЗ.

Подобное противоречие выявлено и в положении о закупке ОГУ «Государственный исторический архив немцев Поволжья в г. Энгельсе», утверждённом приказом Управления делами Правительства области.

На указанные правовые акты прокуратурой области принесены протесты. Результаты рассмотрения взяты на контроль.

  1. Прокуратура города Казани по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах провела проверку соблюдения требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами. Проверка проводилась в акционерном обществе «Научно-исследовательский институт развития соединителей и изделий специальной электроники» (далее - АО «НИИРС и ИСЭ»).

Установлено, что исследовательским институтом в ЕИС (www.zakupki.gov.ru) размещено 7 извещений о закупке способом запроса котировок на изготовление комплектующих деталей и оснастки для их изготовления.

Проверка показала, что в нарушение требований законодательства в

указанных извещениях отсутствуют сведения о количестве поставляемого товара, дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Так же в документации отсутствуют сведения:

  • о порядке формирования цены договора,
  • дате начала срока подачи заявок на участие в закупке,
  • дате начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке,
  • дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

По результатам проверки прокуратура возбудила в отношении юридического лица - АО «НИИРС и ИСЭ» дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст. 7.32.3 КоАП РФ (несоблюдение предусмотренных ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ № 223-ФЗ требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг). По тем же основаниям возбуждено административное дело и в отношении заместителя генерального директора по инвестициям и развитию Артура Шайдуллина.

Кроме того, в адрес руководителя АО «НИИРС и ИСЭ» внесено представление об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

  1. Колпашевская городская прокуратура Томской области при проведении проверки выявила нарушения требований ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ.

Так, вопреки требованиям закона в положениях о закупках МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №7», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №3» и других учреждениях в качестве критериев оценки и сопоставления заявок участников закупки устанавливались надежность участника и заявленных соисполнителей (субподрядчиков), а также юридическая привлекательность условий, представленных участником.

Так как указанные критерии являются неизмеряемыми и могут повлечь при осуществлении закупок необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки, городской прокурор принес 11 протестов с целью приведения в соответствие с требованиями закона положений о закупках в указанных муниципальных учреждениях. Протесты прокурора рассмотрены и удовлетворены.

По итогам проверки прокурор внес руководителям перечисленных образовательных организаций представления. Кроме того, в отношении этих организаций прокурором возбуждено 4 дела об административном правонарушении по ч.6 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения мер прокурорского реагирования нарушения закона устранены, 3 виновных должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, 4 образовательных учреждения – к административной ответственности с назначением каждому наказания в виде административного штрафа в размере 10 тысяч рублей.

IV. ИНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКУПОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ

  1. Прокуратурой города Бодайбо Иркутской области в рамках проверки деятельности МУП «ТВСК п. Кропоткин» выявлены три договора поставки угля, его перевозки в п. Кропоткин, на общую сумму более 22 млн. рублей, заключенные директором предприятия, вопреки требованиям ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ, без проведения торгов способом у единственного поставщика.

По инициативе прокуратуры города Бодайбо и УФАС по Иркутской области руководитель предприятия трижды привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 тыс. рублей за каждое правонарушение.

  1. Прокуратура Новгородского района Новгородской области провела проверку соблюдения муниципальным унитарным сельскохозяйственным предприятием «Вяжищи» требований ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ.

В результате проверки установлено, что в 2015 году в нарушение требований ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ МУСП «Вяжищи» трижды закупило для нужд предприятия комбикорм, кормовую гранулированную смесь у фирм - поставщиков на суммы, превышающие 100 тыс. рублей, без проведения процедур конкурентных закупок.

По данному факту прокуратура района в отношении руководителя предприятия возбудила три дела об административных правонарушениях по ч.3 ст. 7.32.3 КоАП РФ - нарушение порядка осуществления закупки товаров отдельными видами юридических лиц.

Постановлением УФАС по Новгородской области должностное лицо заказчика привлечено к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 60 тыс. рублей.

  1. По результатам проверки прокуратуры Ярославского района Ярославской области ФГУП «Григорьевское» выявлены нарушения ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ в части информационного обеспечения закупок, в связи с чем в отношении должностного лица предприятия, отвечающего за организацию процедур закупок, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Кроме того, при осуществлении закупок для собственных нужд в нарушение требований Федерального закона «О защите конкуренции» и положения о закупках, утвержденного на предприятии, все договоры в 2015 году на сумму выше 1 млн. рублей заключены с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Представленный предприятием план – график размещения заказов на 2016 год не соответствует по форме требованиям законодательства.

Таким образом, заказчиком нарушены принципы открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, положения Федерального закона «О противодействии коррупции» и Федерального закона «О защите конкуренции».

Нарушение конкуренции среди участников товарного рынка путем заключения контракта с единственным поставщиком при наличии оснований для проведения аукциона в силу антимонопольного законодательства является недопустимым.

По результатам проверки в адрес руководителя ФГУП «Григорьевское» внесено представление об устранении нарушений законодательства.

  1. В соответствии с поручением прокуратуры республики Чечня прокуратурой Октябрьского района г. Грозного проведена проверка исполнения требований ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ, а также законодательства о противодействии коррупции в деятельности МУП «Грозненские электрические сети» (далее – Заказчик).

Проверкой установлено, что директор предприятия Заказчика вопреки требованию закона одновременно занимает должности директоров нескольких обществ с ограниченной ответственностью и является их единственным учредителем.

С целью устранения выявленных нарушений, их причин и условий, им способствующих, прокурором района в адрес мэра г. Грозного внесено представление.

Так в деятельности предприятия Заказчика выявлены нарушения требований ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ, выразившиеся в нарушении сроков опубликования отчетов по заключённым договорам за ноябрь и декабрь 2015 года.

Данные факты послужили основанием для возбуждения прокурором района в отношении юридического лица - МУП «Грозненские электрические сети» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

  1. Нагатинской межрайонной прокуратурой Москвы в 2016 году была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности лифтового оборудования в жилых домах, расположенных на поднадзорной территории.

В ходе настоящей проверки установлено, что всеми управляющими организациями, расположенными на поднадзорной территории, заключены договоры на техническое обслуживание и ремонт лифтового оборудования, внутридомового газового оборудования с учетом аварийно-диспетчерского обеспечения в жилых домах. Специализированными организациями ОАО «Мослифт», ОАО «Мосгаз» работы производятся в соответствии с утвержденными графиками.

Вместе с тем, заказчиками в ходе исполнения указанных договоров не были соблюдены нормы действующего законодательства.

Так, в нарушение ч. 1 ст. 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ, п. 48.1 Положения о закупке товаров, работ и услуг ГУП г. Москвы «Дирекция единого заказчика района Орехово-Борисово Северное», ст. 309 ГК РФ, и положений договора на выполнение работ по техническому обслуживанию лифтов жилых домов, заключенного с ОАО «Мослифт», ГУП г. Москвы «Дирекция единого заказчика района Орехово-Борисово Северное» на протяжении всего 2015 года осуществлял несвоевременную оплату выполненных работ по договору на техническое обслуживание лифтов жилых домов, а также не осуществлял своевременную приемку оказанных услуг.

Оплата выполненных работ за январь 2015 года произведена в адрес ОАО «Мослифт» частичными платежами.

Также установлено, что до настоящего времени заказчиком не подписаны акты приемки выполненных ОАО «Мослифт» работ за ноябрь и декабрь 2015 года, письменный мотивированный отказ от подписания такого документа в адрес подрядчика не направлялся. Оплата выполненных в ноябре, декабре 2015 года работ по техническому обслуживанию лифтов жилых домов ГУП г. Москвы «Дирекция единого заказчика района Орехово-Борисово Северное» не произведена.

В ходе проверки установлены аналогичные нарушения в деятельности ГУП г. Москвы «Дирекция единого заказчика района Орехово-Борисово Южное», которое также на протяжении 2015 года осуществлял несвоевременную оплату выполненных работ по договору на техническое обслуживание лифтов жилых домов.

Также установлено, что заказчиком приняты работы по техническому обслуживанию лифтов жилых домов по договору за ноябрь на сумму 5 038 911, 02 руб., на момент проверки оплачено ОАО «Мослифт» 2 977 446,08 руб., за декабрь принято работ на сумму 5 085 919, 06 руб., оплата до настоящего времени не произведена.

В связи с выявленными нарушениями закона, в адрес директоров ГУП г. Москвы «Дирекция единого заказчика района Орехово-Борисово Северное», ГУП г. Москвы «Дирекция единого заказчика района Орехово-Борисово Южное» внесено 2 представления.

  1. В Красноярском крае по требованию транспортного прокурора возбуждено уголовное дело по факту подделки банковских гарантий, необходимых для участия в электронном аукционе.

Красноярская транспортная прокуратура провела проверку исполнения законодательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Установлено, что в 2015 году ОАО «РЖД» проведены открытые аукционы на право заключения договоров на строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и выполнения иных работ. Необходимым условием участия в вышеуказанных аукционах ОАО «РЖД» было установлено требование о представлении в качестве обеспечения аукционной заявки банковской гарантии.

Во исполнение требований аукционной документации должностными лицами одной из фирм в целях участия в открытых аукционах и обеспечения поданных заявок неоднократно представлялись в Красноярское региональное отделение Центра организации закупочной деятельности ОАО «РЖД» банковские гарантии ОАО «Сбербанк России» на общую сумму свыше 4,5 млн. рублей. При этом, в одном случае с этой организацией был заключен договор на проведение строительных работ.

Проведенная Красноярской транспортной прокуратурой проверка установила, что данные гарантии банком не выдавались.

По материалам проверки транспортной прокуратуры органами дознания возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 327 УК РФ (подделка официального документа в целях его использования).

7. По материалам прокуратуры (Респ. Крым) возбуждено уголовное дело о мошенничестве руководителя алуштинской управляющей компании.

Прокуратура г. Алушты провела проверку соблюдения требований трудового законодательства МКП «Чистое село».

Установлено, что казенное предприятие ненадлежаще исполняло обязанности перед работниками. В результате несвоевременной оплаты труда образовалась задолженность, сумма которой за три месяца текущего года составила почти 340 тыс. рублей.

Одновременно с целью уменьшения роста задолженности руководство МКП предоставило отпуска работникам без сохранения заработной платы. На период отпусков они были трудостроены в ООО, с которым казенное предприятие заключило договора о предоставлении услуг по уборке придомовой территории и обслуживанию и техническому состоянию многоквартирных домов.

Вместе с тем указанные договора заключены в нарушение требований законодательства, без применения конкурентных способов определения поставщиков, и имеют признаки фиктивности – поскольку фактически не исполнялись.

При таких обстоятельствах прокурор города возбудил в отношении исполняющего обязанности директора казенного предприятия административные дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 5.27 (нарушение трудового законодательства лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение), ч. 3 ст. 7.32.3 (осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке) КоАП РФ.

Материалы проверки также направлены в следственные органы для организации уголовного преследования, по результатам рассмотрения которых возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 30 – ч. 3 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество).

Рассмотрение административных дел и ход расследования по уголовному делу контролируется прокуратурой города.

Также в адрес администрации города как учредителя предприятия внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере оплаты труда и в сфере осуществления закупочной деятельности.

В данной аналитической статье мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся нарушения, которые допускают заказчики, работающие в соответствии с требованиями ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ.

Несмотря на то, что 05 мая 2014 года был принят Федеральный закон № 122-ФЗ, которым введены меры административного наказания за нарушения ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ, как таковых нарушений при работе по данному закону меньше не стало.

По-прежнему большинство заказчиков избегают применения конкурентных способов закупок, массово размещая закупки у единственного поставщика, напрямую нарушая цели, принципы и задачи ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ.

Так, из Доклада о результатах мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» за 2016 год, подготовленного и опубликованного Министерством экономического развития России следует, что:

«Только 5% закупок осуществляется способами «конкурс» и «аукцион». Закупки у единственного поставщика составляют более 36%, закупки с применением «иных способов» составляют более 59% от общего объема закупок в 2016 году. Объем закупок у единственного поставщика в 2016 году увеличился на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Количество «иных способов» закупок, проводимых заказчиками увеличилось в 2016 году на 983 способа. Отсутствие в Законе № 223-ФЗ требований к способам закупок привело к тому, что заказчиками применяется уже более 4 480 способов определения поставщика, которые в том числе маскируют закупки у единственного поставщика».

Так же, как следует из выводов Министерства экономического развития, в целях урегулирования прозрачности закупок и повышения доступности участия в закупках необходимо закрепить в Законе № 223-ФЗ четкое разделение способов закупок на конкурентные и неконкурентные.

Целесообразно установить критерии отнесения способов закупок к конкурентным:

  • информация о проведении конкурентной закупки сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о закупке;
  • обеспечивается соперничество участников конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком посредством сопоставления предложений, содержащихся в заявках;
  • описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований, установленных Законом № 223-ФЗ.

Из итогов работы заказчиков в рамках ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ очевидно следует, что закон требует существенной доработки и внесения в него изменений.

22 июня 2015 года Госдума в третьем чтении приняла поправки в ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 223-ФЗ.

В настоящее время рядом ведомств, в том числе Минэкономразвития России, подготовлены дополнительные поправки в закон, которые направлены на соблюдение как основных принципов ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 223-ФЗ, таких как:

  • обеспечение единства экономического пространства;
  • обеспечение гласности и прозрачности закупок;
  • расширение возможностей поставщиков для участия в закупках;
  • развитие конкуренции,
  • так и направлены на
  • обеспечение прозрачности закупок только в отношении тех закупок, которые влияют на достижение целей регулирования;
  • поддержку субъектов МСП;
  • понуждение к импортозамещению;
  • применение к заказчикам тех же требований, которые они предъявляют к своим дочерним компаниям.

Полезно

Все изменения законодательства, в том числе изменения в 223-ФЗ с 1 января 2016 года, детально рассматриваются на наших семинарах и курсах по регламентированным закупкам и по 223-ФЗ.

Приглашаем на очные обучающие программы в учебном центре "ФинКонт" в Москве и Санкт-Петербурге, а также на дистанционные курсы по закупкам по 223-ФЗ.

К списку новостей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Похожие новости:

  • 20 09.17

    В августе – сентябре 2017 года произошли важные изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые правила начисления неустоек, запрет на закупку иностранной мебели, штрафы за нарушение сроков оплаты по контракту и многое другое.

  • 05 09.17

    В 2017 году принято несколько нормативных актов, вносящих изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: изменения правил закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и требований к заполнению отчета о закупках у СМиСП; дополнение перечней конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки подлежат оценке соответствия; мониторинг применения закона № 223-ФЗ в первом полугодии 2017 года от Минфина и др.

  • 31 07.17
    В мае – июле 2017 года произошли очередные изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые основания для закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), изменения правил закупок проектных и строительных работ, обзор практики применения закона о контрактной системе Президиума Верховного суда РФ, разъяснения Минфина и многое другое