Вход
Регистрация
Избранное (0)
Подпишитесь на рассылку

Важные изменения в регулировании закупок по закону № 223-ФЗ на январь 2017

20.02.2017

В декабре 2016 года - январе 2017 года принято несколько важных нормативных актов, вносящих изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: изменения правил закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, новые требования к планам закупки и отчетам, мониторинг применения закона № 223-ФЗ в 2016 году, разъяснения Минэкономразвития и др.

  1. Федеральным законом от 28.12.2016 № 474-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отдельные федеральные унитарные предприятия освобождены от обязанности осуществлять закупки по закону № 44-ФЗ, введенной федеральным законом № 321-ФЗ от 03.07.2016 г.

В статье 1 закона № 223-ФЗ в новой редакции указано, что право осуществлять закупки в соответствии с данным законом имеют федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации.

Соответствующий перечень утвержден Распоряжением Правительства от 31 декабря 2016 г. №2931-Р. В него в редакции на 20.02.2017 г. включены 65 ФГУПов, в том числе: Торговый дом «Кремлевский» Управления делами Президента РФ, «Книжная экспедиция» Управления делами Президента РФ, Международное информационное агентство «Россия сегодня», Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания, ФГУП атомного флота и др.

  1. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2016 № 1355 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" внесены существенные изменения в правила осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Постановлением от 11 декабря 2014 г. № 1352, а также в правила планирования закупок, правила оценки соответствия и мониторинга планов и отчетов, форму отчета о закупках инновационной и высокотехнологичной продукции.

Постановлением дополнены правила осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и подготовки отчета о таких закупках.

  • Если срок исполнения договоров, заключенных с субъектами МиСП, превышает один календарный год, при расчете годового объема закупок у СМиСП должны учитываться совокупные годовые стоимостные объемы закупок, рассчитанные на соответствующий календарный год, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, об объемах оплаты договора в течение каждого года его исполнения.
  • При формировании годового отчета о закупках у СМиСП заказчики вправе использовать сведения единого реестра СМиСП, вне зависимости от представления участниками закупки подтверждающих сведений или документов.
  • Перечень закупок, исключаемых при расчете объема закупок у СМиСП (пункт 7), дополнен подпунктами «я» и «я(1)», предусматривающими исключение из расчета стоимостных объемов проектных и строительных работ по договорам с НМЦД, превышающей 400 млн. руб.
  • Установлено, что при осуществлении закупки любыми способами, участниками которой являются любые лица, срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 30 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора). Учитывая, что порядок оплаты по договору должен быть заранее определен заказчиком в документации о закупке, указанный срок оплаты становится обязательным для заказчиков, подпадающих под действие Постановления № 1352, при проведении любых конкурентных закупок. Полагаем, что заказчик при необходимости сможет в проекте договора, размещаемого в ЕИС при проведении закупки конкурентным способом, указать порядок оплаты в двух вариантах: при условии, если договор будет заключен с субъектом малого или среднего предпринимательства, и при условии, если договор будет заключен с иным субъектом.

Аналогичный обязательный срок оплаты – не более 30 календарных дней – установлен и для договоров с субподрядчиками из числа СМиСП.

  • С 1 апреля 2017 года вводятся новые требования к Программам партнерства для СМиСП, предусматривающие различные меры финансовой, правовой, методической, информационной и иной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1169 "О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга" исключены положения о распространении его действия на унитарные предприятия.

Кроме того, в Постановление № 1169 добавлены соответствующие меры контроля в отношении субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.

Мониторинг соответствия планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы (в части закупки у СМиСП) в отношении конкретных заказчиков будет осуществляться с 1 января 2017 г.; мониторинг соответствия годовых отчетов о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (в части закупки у СМиСП) – с 1 февраля 2017 года.

В Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. № 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" введены новые требования к содержанию и форме плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств.

  1. Распоряжением от 8 декабря 2016 года №2623-р «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации» актуализированы перечни конкретных заказчиков федерального и регионального уровней, в отношении которых в 2017 году АО «Корпорация «МСП» и органы исполнительной власти субъектов РФ будут проводить оценку и мониторинг проектов планов, планов закупки и отчетов в части закупки у СМиСП. Также уточнён перечень конкретных заказчиков, которые обязаны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Из перечней, утвержденных Распоряжениями Правительства от 6 ноября 2015 г. № 2258-р, от 21 марта 2016 г. № 475-р, от 19 апреля 2016 г. № 717-р, исключены унитарные предприятия, а наименования отдельных заказчиков изложены с учетом произошедших изменений.

Кроме того, перечень конкретных заказчиков, проекты планов закупки которых подлежат оценке соответствия, проводимой АО «Корпорация «МСП», дополнен 32 акционерными обществами.

В настоящее время (на 20.02.2017 г.) процедура оценки соответствия проектов планов и проектов изменений планов закупки проводится в отношении 55 федеральных заказчиков (ранее в перечне было 35 заказчиков).

Перечень конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения подлежат проводимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданными ими организациями оценке соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 717-р, дополнен разделами «Республика Крым» и «Ивановская область», «Курганская область», «Ульяновская область»; отдельные разделы из перечня исключены.

В действующей на 20.02.2017 года редакции в перечень, утвержденный Распоряжением № 717-Р, включены 90 региональных заказчиков.

  1. В письмах от 21.10.2016 № Д28и-2858, № Д28и-2839 Минэкономразвития дало разъяснения по вопросам предоставления приоритета при закупках товарам белорусского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым белорусскими лицами.

Минэкономразвития отмечает, что приоритет в соответствии с Постановлением Правительства от 16.09.2016 г. № 925 устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Таким образом, товарам белорусского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым белорусскими лицами, предоставляется приоритет аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами.

Из указанного письма можно сделать вывод о том, что приоритет должен предоставляться всем товарам и исполнителям (подрядчикам) из государств – членов Евразийского экономического союза: Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации.

  1. В письме от 24.11.2016 № Д28и-3109 Минэкономразвития дало разъяснение по вопросу отнесения к закупкам договора займа.

Согласно части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ под закупкой понимается в том числе удовлетворение потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств.

При этом заключение договора займа является закупкой по смыслу Закона № 223-ФЗ, и в соответствии с положениями статьи 4 Закона № 223-ФЗ сведения о такой закупке должны быть включены в план закупки товаров, работ, услуг и размещены заказчиком в единой информационной системе.

  1. В письме Минэкономразвития России от 10.11.2016 № Д28и-3085 дано разъяснение по вопросу о возможности применения условий договора, заключенного по результатам закупки, к отношениям сторон, возникшим до его заключения.

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право сторон установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

Учитывая изложенное, заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке возможность выполнения работ и их оплаты до заключения договора по результатам проведения процедур закупки согласно положениям Закона № 223-ФЗ при условии, что именно победитель закупочных процедур будет осуществлять указанные работы.

  1. В письме от 03.11.2016 № Д28и-2886 Минэкономразвития разъясняет содержание законопроекта № 821534-6 о внесении изменений в закон № 223-ФЗ, представленного в настоящее время в Государственную Думу для принятия во втором чтении.

Минэкономразвития России во исполнение пункта 31 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. N 98-р, разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - законопроект).

Законопроект разработан в целях расширения возможностей для доступа предприятий малого и среднего бизнеса к закупкам, осуществляемым компаниями с государственным участием и субъектами естественных монополий.

В рамках поручения Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. № ИШ-П13-67пр Минэкономразвития России осуществлена доработка законопроекта для рассмотрения Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении, предусматривающая:

  • установление исчерпывающего перечня конкурентных способов осуществления закупки, а также основных требований к порядку осуществления закупки указанными способами;
  • установление исчерпывающего перечня случаев отказа заказчика от заключения договора;
  • исключение из-под действия закона № 223-ФЗ внутригрупповых сделок заказчиков;
  • возможность заказчиков самостоятельно устанавливать ценовые пороги для проведения процедур, предусмотренных законопроектом (за исключением закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства);
  • право заказчиков самостоятельно определять электронные площадки для осуществления закупок (за исключением закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства);
  • обязанность заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, с применением законодательно установленного перечня способов закупок (включая ценовые пороги и сроки их проведения). Такие закупки будут осуществляться на электронных площадках, отобранных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Как отмечает Минэкономразвития, вышеуказанные изменения в закон № 223-ФЗ являются радикальной реформой системы закупок компаний с государственным участием и субъектов естественных монополий и направлены на повышение гласности, прозрачности, эффективности закупок отдельных видов юридических лиц.

  1. В письме Минэкономразвития России от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371 дан ответ на вопрос о возможности участия в закупке аффилированных между собой лиц.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Таким образом, Закон № 223-ФЗ построен на принципах равноправия, отсутствия необоснованных ограничений, добросовестной конкуренции, информационной открытости и прозрачности закупки, что, в свою очередь, позволяет лицу, отнесенному законом к участникам закупки, в том числе аффилированным между собой лицам, быть участниками закупки.

При этом часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" гласит, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

  1. 10 февраля 2017 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещен доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» за 2016 год, подготовленный Министерством экономического развития Российской Федерации.

Минэкономразвития отмечает, что только 5% закупок осуществляется способами «конкурс» и «аукцион». Закупки у единственного поставщика составляют более 36%, закупки с применением «иных способов» составляют более 59% от общего объема закупок в 2016 году (ранее в докладе о мониторинге за 2015 год Минэкономразвития указывало, что данные закупки являются неконкурентными).

Отсутствие в Законе № 223-ФЗ требований к способам закупок привело к тому, что заказчиками применяется уже более 4 480 способов определения поставщика, которые в том числе маскируют закупки у единственного поставщика.

За весь период реализации Закона № 223-ФЗ на 174 электронных площадках было проведено свыше 1,5 млн. закупок в электронной форме. На 46 электронных площадках осуществляется 99% закупок в электронной форме. При этом на 75 электронных площадках проведено в совокупности около 10 тыс. закупок, на 9 электронных площадках была проведена только одна закупка, на 44 электронных площадках не было проведено ни одной закупки в электронной форме.

Директивами Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 2793п-П13 предусмотрено введение крупнейшими заказчиками с государственным участием нормирования закупок. К настоящему времени около 40% заказчиков, которым направлены указанные директивы, разместили на своих официальных сайтах нормативы закупок.

Общая экономия по результатам конкурентных способов закупки в 2016 году составила более 761 млрд. рублей (5,3%), что существенно превышает аналогичный показатель за 2015 год. Рост показал также показатель уровня конкуренции при участии в закупках: в 2016 году среднее количество поданных заявок на участие в закупке составило 1,649, что на 27% больше чем в 2015 году.

Минэкономразвития в докладе отмечает недостатки «старой» политики Правительства Российской Федерации по регулированию закупок, которая не привела к достижению намеченных целей, в связи с чем предлагается «новая» политика Правительства, слагаемыми которой являются:

  • обеспечение прозрачности закупок только в отношении тех закупок, которые влияют на достижение целей регулирования;
  • поддержка субъектов МСП;
  • понуждение к импортозамещению;
  • применение к заказчикам тех же требований, которые они предъявляют к своим дочерним компаниям. Использование лучших корпоративных практик;
  • понуждение компаний к снижению транзакционных издержек поставщиков и стимулирование к снижению собственных издержек;
  • регулирование корпоративных практик в области закупок компаний с государственным участием посредством использования прав собственника;
  • обеспечение предпринимательской самостоятельности при исполнении договоров.

Для реализации указанной политики Минэкономразвития осуществляет подготовку нескольких законопроектов, предусматривающих:

  • осуществление закупок способами из 44-ФЗ в электронной форме на площадках по 44-ФЗ у СМиСП на сумму до 400 млн. руб.;
  • осуществление закупок иными способами, в бумажной и электронной форме, на любых площадках, с возможностью отказа от заключения договора – в иных случаях, предусмотренных Положением о закупке;
  • установление исчерпывающего перечня документов, которые заказчики вправе потребовать в составе заявки от участников закупки, являющихся СМиСП, а также требований к указанным документам;
  • унификацию требований к банковским гарантиям, что позволит снизить издержки субъектов МСП на предоставление банковских гарантий.

К списку новостей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Похожие новости:

  • 31 07.17
    В мае – июле 2017 года произошли очередные изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые основания для закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), изменения правил закупок проектных и строительных работ, обзор практики применения закона о контрактной системе Президиума Верховного суда РФ, разъяснения Минфина и многое другое
  • 05 06.17

    Федеральный закон от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 223-ФЗ) довольно нестандартен для правовой системы России, связанной с установлением особенностей расходования бюджетных средств.

  • 15 05.17
    В январе – апреле 2017 года произошли важные изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: изменение сроков оплаты по контрактам, передача полномочий по регулированию закупок Минфину, изменения в правилах казначейского контроля, порядок формирования и использования каталога товаров, работ, услуг, уточнение правил планирования закупок, ведения реестра контрактов и многое другое.