Важные изменения в регулировании закупок по закону № 223-ФЗ на январь 201720.02.2017 В декабре 2016 года - январе 2017 года принято несколько важных нормативных актов, вносящих изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: изменения правил закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, новые требования к планам закупки и отчетам, мониторинг применения закона № 223-ФЗ в 2016 году, разъяснения Минэкономразвития и др.
В статье 1 закона № 223-ФЗ в новой редакции указано, что право осуществлять закупки в соответствии с данным законом имеют федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации. Соответствующий перечень утвержден Распоряжением Правительства от 31 декабря 2016 г. №2931-Р. В него в редакции на 20.02.2017 г. включены 65 ФГУПов, в том числе: Торговый дом «Кремлевский» Управления делами Президента РФ, «Книжная экспедиция» Управления делами Президента РФ, Международное информационное агентство «Россия сегодня», Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания, ФГУП атомного флота и др.
Постановлением дополнены правила осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и подготовки отчета о таких закупках.
Аналогичный обязательный срок оплаты – не более 30 календарных дней – установлен и для договоров с субподрядчиками из числа СМиСП.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1169 "О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга" исключены положения о распространении его действия на унитарные предприятия. Кроме того, в Постановление № 1169 добавлены соответствующие меры контроля в отношении субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Мониторинг соответствия планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы (в части закупки у СМиСП) в отношении конкретных заказчиков будет осуществляться с 1 января 2017 г.; мониторинг соответствия годовых отчетов о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (в части закупки у СМиСП) – с 1 февраля 2017 года. В Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. № 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" введены новые требования к содержанию и форме плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств.
Из перечней, утвержденных Распоряжениями Правительства от 6 ноября 2015 г. № 2258-р, от 21 марта 2016 г. № 475-р, от 19 апреля 2016 г. № 717-р, исключены унитарные предприятия, а наименования отдельных заказчиков изложены с учетом произошедших изменений. Кроме того, перечень конкретных заказчиков, проекты планов закупки которых подлежат оценке соответствия, проводимой АО «Корпорация «МСП», дополнен 32 акционерными обществами. В настоящее время (на 20.02.2017 г.) процедура оценки соответствия проектов планов и проектов изменений планов закупки проводится в отношении 55 федеральных заказчиков (ранее в перечне было 35 заказчиков). Перечень конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения подлежат проводимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданными ими организациями оценке соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 717-р, дополнен разделами «Республика Крым» и «Ивановская область», «Курганская область», «Ульяновская область»; отдельные разделы из перечня исключены. В действующей на 20.02.2017 года редакции в перечень, утвержденный Распоряжением № 717-Р, включены 90 региональных заказчиков.
Минэкономразвития отмечает, что приоритет в соответствии с Постановлением Правительства от 16.09.2016 г. № 925 устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Таким образом, товарам белорусского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым белорусскими лицами, предоставляется приоритет аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами. Из указанного письма можно сделать вывод о том, что приоритет должен предоставляться всем товарам и исполнителям (подрядчикам) из государств – членов Евразийского экономического союза: Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ под закупкой понимается в том числе удовлетворение потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств. При этом заключение договора займа является закупкой по смыслу Закона № 223-ФЗ, и в соответствии с положениями статьи 4 Закона № 223-ФЗ сведения о такой закупке должны быть включены в план закупки товаров, работ, услуг и размещены заказчиком в единой информационной системе.
Согласно части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право сторон установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Учитывая изложенное, заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке возможность выполнения работ и их оплаты до заключения договора по результатам проведения процедур закупки согласно положениям Закона № 223-ФЗ при условии, что именно победитель закупочных процедур будет осуществлять указанные работы.
Минэкономразвития России во исполнение пункта 31 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. N 98-р, разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - законопроект). Законопроект разработан в целях расширения возможностей для доступа предприятий малого и среднего бизнеса к закупкам, осуществляемым компаниями с государственным участием и субъектами естественных монополий. В рамках поручения Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. № ИШ-П13-67пр Минэкономразвития России осуществлена доработка законопроекта для рассмотрения Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении, предусматривающая:
Как отмечает Минэкономразвития, вышеуказанные изменения в закон № 223-ФЗ являются радикальной реформой системы закупок компаний с государственным участием и субъектов естественных монополий и направлены на повышение гласности, прозрачности, эффективности закупок отдельных видов юридических лиц.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки. Таким образом, Закон № 223-ФЗ построен на принципах равноправия, отсутствия необоснованных ограничений, добросовестной конкуренции, информационной открытости и прозрачности закупки, что, в свою очередь, позволяет лицу, отнесенному законом к участникам закупки, в том числе аффилированным между собой лицам, быть участниками закупки. При этом часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" гласит, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Минэкономразвития отмечает, что только 5% закупок осуществляется способами «конкурс» и «аукцион». Закупки у единственного поставщика составляют более 36%, закупки с применением «иных способов» составляют более 59% от общего объема закупок в 2016 году (ранее в докладе о мониторинге за 2015 год Минэкономразвития указывало, что данные закупки являются неконкурентными). Отсутствие в Законе № 223-ФЗ требований к способам закупок привело к тому, что заказчиками применяется уже более 4 480 способов определения поставщика, которые в том числе маскируют закупки у единственного поставщика. За весь период реализации Закона № 223-ФЗ на 174 электронных площадках было проведено свыше 1,5 млн. закупок в электронной форме. На 46 электронных площадках осуществляется 99% закупок в электронной форме. При этом на 75 электронных площадках проведено в совокупности около 10 тыс. закупок, на 9 электронных площадках была проведена только одна закупка, на 44 электронных площадках не было проведено ни одной закупки в электронной форме. Директивами Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 2793п-П13 предусмотрено введение крупнейшими заказчиками с государственным участием нормирования закупок. К настоящему времени около 40% заказчиков, которым направлены указанные директивы, разместили на своих официальных сайтах нормативы закупок. Общая экономия по результатам конкурентных способов закупки в 2016 году составила более 761 млрд. рублей (5,3%), что существенно превышает аналогичный показатель за 2015 год. Рост показал также показатель уровня конкуренции при участии в закупках: в 2016 году среднее количество поданных заявок на участие в закупке составило 1,649, что на 27% больше чем в 2015 году. Минэкономразвития в докладе отмечает недостатки «старой» политики Правительства Российской Федерации по регулированию закупок, которая не привела к достижению намеченных целей, в связи с чем предлагается «новая» политика Правительства, слагаемыми которой являются:
Для реализации указанной политики Минэкономразвития осуществляет подготовку нескольких законопроектов, предусматривающих:
Комментарии 0Комментировать
Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий. Похожие новости:
|