Как стать эффективным лидером и замотивировать команду: 5 советов начинающему руководителю

Как стать хорошим управленцем без школы менеджмента? Во многих компаниях практика назначения на руководящие должности сводится к назначению самого способного исполнителя. А поскольку школа обучения отсутствует, начинающему руководителю остаётся копировать поведение наставника. Такой подход не всегда верный, даже самый уважаемый наставник не застрахован от ошибок. Попробуйте придерживаться определённого алгоритма.

Как стать хорошим управленцем без школы менеджмента? Во многих компаниях практика назначения на руководящие должности сводится к назначению самого способного исполнителя. А поскольку школа обучения отсутствует, начинающему руководителю остаётся копировать поведение наставника. Такой подход не всегда верный, даже самый уважаемый наставник не застрахован от ошибок. Попробуйте придерживаться определённого алгоритма.

1. Определитесь со стилем управления.

Можно придерживаться одного из трёх стилей:

  • авторитарного (руководитель принимает управленческие решения единолично);
  • либерального (руководитель минимизирует свою роль, и решения принимает коллектив);
  • демократического (решения принимаются всей командой, руководитель не отдаёт жёстких приказов, но полностью контролирует исполнение).

Многие современные компании придерживаются именно демократического стиля. Он предполагает доверительные отношения с коллегами, помогает раскрыть потенциал сотрудников и способствует созданию единого командного духа.

Важно! Если руководитель пришёл извне

Чтобы наладить коммуникацию с новыми подчинёнными, придерживайтесь нескольких действий:

  • познакомьтесь с коллективом, поинтересуйтесь устоявшимися принципами работы в команде, выслушайте пожелания и предложения вверенного отдела;
  • узнайте каким был предшественник на данной должности, какой использовал стиль управления;
  • наметьте приоритетные цели работы, обсудите их со своим руководством, а потом донесите до подчинённых.

2. Создавайте команду.

Распространённая ошибка многих начинающих руководителей – недоверие коллективу, работа по принципу «я лучше сделаю это сам, так будет лучше и быстрее». Итог – задержки на работе, расслабленный коллектив и невыполненные задачи. Решение – создать команду.

Запомните, что вы руководите не каждым сотрудником по отдельности, а коллективом, который реализует задуманные проекты. Соответственно, цели также нужно ставить прежде всего для всей команды, распределяя задачи между сотрудниками и подкрепляя выполнение каждой из них определённой мотивацией. При этом людей старайтесь подбирать адекватно поставленным задачам.

Не забывайте контролировать выполнение, выявлять проблемы и конфликты и своевременно их решать.

3. Не злоупотребляйте полномочиями.

Усвойте, что повышение – это не венец карьеры, и уж тем более – не повод зазнаваться перед бывшими коллегами. Со временем эффект пройдёт, а вот осадок у подчинённых и сложившееся отношение к вам, как к руководителю, скорее всего останется. Вы же не хотите, чтобы за вашей спиной вас тихо ненавидели?

Грамотный руководитель должен прежде всего понимать, что:

  • должность руководителя — это большая ответственность;
  • не стоит говорить сотрудникам, что вы всё знаете лучше, лишь потому, что находитесь в кресле руководителя;
  • опирайтесь на личный опыт до повышения, продолжайте работать над собой и совершенствовать профессиональные навыки.

4. Продумайте систему мотивации.

Согласитесь, ощущение себя винтиком в огромном механизме и картина того, что от вас не зависит ничего, не вызывает энтузиазма. Старайтесь мотивировать сотрудников не приказами, а путём привлечения к решению задач.

Ответственность за принятые решения поможет повысить самодисциплину в команде, даст сотрудникам почувствовать свою значимость и подходить к делу более ответственно.

Запомните правило! Хвалить нужно при всех, наказывать наедине.

Страх и чувство стыда – плохие мотиваторы. Выговор при всём коллективе существенно снижает самооценку, а значит, сотруднику будет непросто настроить себя не только на результат, но и на саму работу. А вот публичное поощрение, наоборот, существенно повысит чувство значимости.

Если сотрудники не справились с поставленной задачей, старайтесь не порицать их, и не устраивать разнос. Лучше вместе выясните причину неудачи, найдите оптимальные пути решения.

5. Соблюдайте баланс между служебными и дружескими отношениями.

Не заводите любимчиков среди сотрудников. С одной стороны, дружба с одним из подчинённых может вызвать негативное отношение со стороны других, а с другой – у фаворита может сложиться впечатление, что ему сойдёт с рук многое, и к работе можно относиться менее ответственно.

Постарайтесь найти баланс, стройте отношения на взаимоуважении и придерживайтесь культуры делового общения.

! Как быть, если подчинённый старше начальника? Главное – не задевайте эго подчинённого. В общении старайтесь придерживаться партнёрской линии. Обращайтесь на «Вы» и не бойтесь спросить совета. Это повысит чувство значимости подчинённого, выявить ценный опыт, который можно использовать для развития компании.

В коллективе старайтесь поддерживать позитивный психоклимат (комфортный эмоциональный настрой). От него зависит эффективность работы. Преобладание признаков негативного психоклимата – повод забить тревогу (Таблица 1).

Таблица 1

Признаки психоклимата в коллективе, к которым стоит присмотреться

Признаки позитивного психоклимата

Признаки негативного психоклимата

  • высокая степень доверия в коллективе;
  • здоровая деловая критика;
  • свободное обсуждение вопросов;
  • доброжелательные взаимоотношения;
  • отсутствие давления на подчинённых;
  • отсутствие внутренних конфликтов и «группировок»;
  • желание проводить вместе с коллегами досуг (совместные тренинги, корпоративный отдых).
  • текучка кадров;
  • недоверие в коллективе;
  • напряжённые отношения между коллегами;
  • раздражительность и неудовлетворённость работой;
  • нежелание совершенствоваться и развиваться;
  • нежелание работать в одном кабинете;
  • низкая производительность труда;
  • частые больничные.

Понаблюдайте, как подчинённые общаются, часто ли случаются конфликты. Как относятся к сотрудникам из смежных отделов.

Начать знакомство с подчинёнными можно с анкетирования. Оно поможет выявить текущие проблемы, выяснить, какой психоклимат преобладает в коллективе. Опираясь на результаты, начинающий руководитель сможет выявить основные демотиваторы, позаботится об условиях труда и правильно замотивировать работников.

Полезно

Обучить умению управлять сотрудниками начинающих, действующих и будущих линейных руководителей, повысить профессиональную компетентность и личную эффективность руководителей с опытом управленческой работы можно на курсе Учебного центра «Финконт»:

Развитие ключевых управленческих навыков руководителя. Курс в Москве + Онлайн-трансляция


Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/5-sovetov-nachinayushchemu-rukovoditelyu/