Вход
Регистрация
Избранное (0)
Подпишитесь на рассылку

Что нужно изменить в Положении о закупке по 223-ФЗ в 2021 году

12.04.2021

Требования о внесении изменений в Положение о закупке установлены в трех законах:

  • Федеральный закон от 22.12.2020 № 443-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — закон № 443-ФЗ);
  • Федеральный закон от 22.12.2020 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — закон № 452-ФЗ) — изменения нужно внести в Положения о закупке до 29 июня 2021 года;
  • Федеральный закон от 05.04.2021 № 86-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — закон № 86-ФЗ) — вступает в силу 16.04.2021, Положения нужно изменить до 14 июля 2021 г.

1. В отношении требований закона № 443-ФЗ, если в Положении были перечислены все заказчики, на которых распространяет свое действие закон № 223-ФЗ, то нужно заменить слова «обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов» на слова «обращения с твердыми коммунальными отходами». Если такого перечисления не было, то заказчикам, которые не имеют отношения к обращению с ТКО, изменений в Положение вносить не требуется.

2. В отношении требований закона № 452-ФЗ, объем изменений зависит от того, на сколько подробно в Положении о закупке описаны конкурентные процедуры с участием субъектов МСП. Если в Положении были даны только ссылки на статью 3.4 закона № 223-ФЗ, то изменения в этой части не требуются. Если же процедура конкурентной закупки у субъектов МСП была описана подробно, то соответствующий раздел следует полностью переработать с учетом новой редакции статьи 3.4 закона № 223-ФЗ (изменения необходимы в части этапов конкурентных процедур среди субъектов МСП, требований к участникам закупки, к составу заявки, к протоколам и др.).

Кроме того, если Положение дублировало обязанности оператора электронной площадки из статьи 3.3 закона № 223-ФЗ в части обеспечения конфиденциальности информации, соответствующие правила также нужно либо изменить, либо исключить из Положения.

Если требования к участникам закупки и к составу заявки на участие в закупке выделены в общей части Положения о закупке (в общих положениях о проведении конкурсов, аукционов, запросов котировок и запросов предложений), то в отношении закупок у субъектов МСП теперь нужно определить приоритет специальных норм, установленных новой редакцией статьи 3.4 закона № 223-ФЗ.

Дополнительно можно рекомендовать заказчикам единые требования к участникам закупки в части формулировок унифицировать с требованиями, указанными в виде декларации в п.9 ч. 19.1 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.

3. В отношении требований закона № 86-ФЗ: необходимо дополнить или отредактировать Положение таким образом, чтобы в нём был определен порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее — формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора.

Кроме того, необходимо внести изменения в требования к документации о конкурентной закупке — добавить пункт об обязательном включении в документацию обоснования начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги.

В этой части следует обратить внимание заказчиков на то, что цена в документации о конкурентной закупке, как и до принятия закона № 86-ФЗ, указывается одним из трех возможных способов:

  1. В виде начальной (максимальной) цены договора (НМЦД).
  2. В виде формулы цены и максимального значения цены договора.
  3. В виде цены единицы товара, работы, услуги (ЦЕ ТРУ) и максимального значение цены договора.

Порядок обоснования необходим именно в отношении НМЦД или начальной ЦЕ ТРУ. Здесь можно рекомендовать использовать уже проверенные методы, перечисленные в статье 22 федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — закон № 44-ФЗ), за исключением нормативного метода и затратного метода, с допустимостью обоснования применения иного метода, когда методы анализа рынка, тарифный или проектно-сметный не позволяют определить цену договора.

В отношении формулы цены следует обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта», с учетом которого можно в Положении перечислить объекты закупки, в отношении которых возможно использовать формулу цены, по аналогии. Рекомендуется предусмотреть, что конкретная формула цены будет установлена в документации о закупке (в проекте договора), так как практика закупок в рамках контрактной системы показала разнообразные подходы к её определению.

Что касается максимального значения цены договора, то оно определяется, как правило, расчетным путем, исходя из выделенных объемов финансирования на соответствующий объект закупки, ориентировочного количества необходимого товара (планового объема работ, услуг), установленных предельных цен (если определение предельных цен практикуется в организации заказчика).

4. В отношении минимальной доли закупок российских товаров (постановление от 3 декабря 2020 г. № 2013), в Положении рекомендуется предусмотреть возможность закупки российских товаров, включенных в реестры Минпромторга, способами неконкурентных закупок, в том числе у единственного поставщика (такие рекомендации, например, даны в письме Минфина от 15 января 2021 г. № 24-03-07/1390).

Кроме того, рекомендуется перечень исключений из сферы регулирования закона № 223-ФЗ и Положения о закупке предусмотреть в виде ссылки на часть 4 статьи 1 закона № 223-ФЗ, не перечисляя в Положении соответствующие пункты закона. Практика показывает, что постоянные изменения этого перечня законодателем требуют неоправданных и неэффективных затрат ресурсов заказчиков на внесение соответствующих изменений в Положения о закупке.

Из глобальных изменений Положения о закупке рекомендуется подумать о требованиях к составу заявки при проведении конкурентных и неконкурентных процедур закупки не для субъектов МСП. Нововведения в части 19.1 статьи 3.4 закона № 223-ФЗ могут быть частично распространены на все закупки, например, в части подтверждения полномочий лица на подписание заявки, подтверждения предоставления обеспечения заявки, предоставления в виде декларации информации об официальном сайте, где в открытом доступе находится информация о лицензиях или членстве в СРО.

Также следует задуматься о количестве и содержании протоколов, оформляемых при проведении конкурентных закупок. Поскольку оператор электронной площадки теперь не обязан обеспечивать конфиденциальность информации о ценовых предложениях участников до подведения итогов закупки, появилась возможность (с учетом функционала электронной площадки) подвести итоги без оформления отдельного протокола рассмотрения заявок (рассмотрения вторых частей заявок). Например, при проведении запроса котировок в электронной форме может быть оформлен всего один протокол — подведения итогов закупки, хотя требования статьи 3.2 закона № 223-ФЗ о двух вариантах протоколов (промежуточных и итоговом) остались без изменений. При проведении электронного аукциона заказчик мог бы оформлять только два протокола: рассмотрения первых частей заявок и подведения итогов аукциона. Такой подход к минимизации трудозатрат заказчиков при проведении процедур закупок давно существует в закупках по закону № 44-ФЗ.

С учетом административной и судебной практики в соответствующем регионе заказчикам следует обратить внимание на порядок сопоставления ценовых предложений, предусмотренный Положением о закупке: с учетом всех налогов (как рекомендует и указывает в предписаниях по результатам рассмотрения жалоб ФАС России) или в определенных исключительных случаях без учета НДС, если такая практика принципиальна для заказчика с учетом обеспечения соблюдения требований об эффективности соответствующих закупок.

В заключении следует напомнить, что Положение о закупке должно быть эффективным инструментом, позволяющим заказчикам построить максимально удобную систему закупок с учетом специфики структуры и объемов закупок конкретного заказчика, а также требований о минимизации рисков обжалования и отмены процедур закупок, заключения договора с недобросовестным поставщиком.

Богацкая Софья Германовна, Руководитель направления по государственным, муниципальным и корпоративным закупкам АНО УМЦ «Финконт», к.э.н.

Рекомендуем

223-ФЗ: Курс повышения квалификации (40 часов очно, 104 дистанционно). Курс в Москве

Опытные преподаватели, включая представителя ФАС России, разъяснят правила закупок, последние изменения и сложные вопросы, возникающие при применении закона № 223-ФЗ. Слушателям будет предоставлен доступ к электронной базе нормативных, методических и учебных материалов по 223-ФЗ, тематическим подборкам судебной и административной практики, образцам и примерам заполнения документов, а также возможность закрепить и расширить полученные знания в электронной информационно-образовательной системе.

К списку статей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Вам могут быть также интересны семинары: