Вход
Регистрация
Избранное (0)
Подпишитесь на рассылку

Эпоха клипового мышления: почему люди не хотят много читать и вредно ли это

15.02.2022

Поколение с клиповым мышлением — так впервые так стали называть молодых людей эпохи 90-х. В конце XX столетия видеоклипы и рекламные ролики полились в сознание телезрителей нескончаемыми потоками. Чтобы как-то к этому приспособиться, информацию пришлось избирательно фильтровать.

В XXI веке в жизнь стремительно ворвались гаджеты. Информации стало ещё больше, а сообщения стали ещё короче. Социальные сети и системы видеохостингов приучают к максимально коротким постам и роликам, которые появляются по нескольку штук в минуту.

Человек, родившийся «с гаджетов в руке», может бесконечно листать информационную ленту и параллельно прослушать десятки подкастов, но вот поработать над большим текстом, посмотреть длинный фильм — для него проблема.

Клиповое мышление, как правило, не даёт сфокусировать внимание на одном информационном объекте, хочется быстро переключиться на другой. Картина мира воспринимается фрагментарно — через яркие клипы и короткие послания теленовостей.

Насколько это вредно? И может ли быть практическая польза от клипового мышления. Обратимся к мнению экспертов.

Как работает клиповое мышление

Клиповое мышление, в отличие от системного, заставляет поглощать больше информации и быстрее реагировать, но в ущерб аналитике. На это делают ставку многие интернет-СМИ и информационные платформы. Ведь их жизнеспособность во многом зависит от количества просмотров и кликов. В ход идут кликбейтные заголовки, множество фото и видео при минимуме текста. Всё это задаёт тренды в современном информационном мире.

Можно разглядеть порядка четырёх тенденций, связанных с развитием клипового мышления.

  • Чем меньше, тем лучше. Сообщения становятся максимально компактными.
  • Повторение для закрепления. Одно сообщение разбивается на множество однотипных.
  • Ставка на реакцию. Потребителя контента важнее вывести на эмоции, нежели заставить размышлять и анализировать.
  • За вас уже подумали. Аудитория ленится делать самостоятельные выводы. Ей хочется, чтобы в сообщение было заложено мнение автора. Сухой контент находит гораздо меньше откликов.

Если вы понаблюдаете за большинством современных телевизионных шоу, сериалов и фильмов, вы заметите в них те же тенденции: диалоги, нацеленные на эмоциональную реакцию, динамично сменяющийся видеоряд, разнообразие спецэффектов и других приёмов, нацеленных на то, чтобы те только привлечь внимание зрителя, но и заставить его эмоционально реагировать.

В современном мире клиповое мышление вошло в «симбиоз» с гаджетоманией. Некоторые эксперты считают, что итогом этого является развитие поверхностного восприятия в замен целостному.

«Я больше не могу читать «Войну и мир»: к чему приводит клиповое мышление

Попробуйте вспомнить, как часто и на сколько долго вы читаете книги или аналитические статьи в газетах. На смену классическому чтению пришли просмотры новостной ленты и постов с экранов мобильных устройств. А несколько страниц книжного текста кажутся уже чем-то неподъёмным. На это обратил внимание американский публицист Николас Карр в своём материале «Is Google Making Us Stupid?» (Google делает нас глупее).

Автор приводит свой личный опыт и опыт знакомых — активных интернет-пользователей. Большинству из них после длительной работы в Интернете сложно заставить себя сосредоточиться на длинных текстах, даже несмотря на любовь к литературе.

«Я больше не могу читать „Войну и мир“, я разучился читать большие тексты. Даже сообщение в блоге, более чем из трех или четырех абзацев, слишком много для меня. Я его быстро пролистываю», — приводит Карр слова Брюса Фридмана — человека, регулярно пишущего в блогах об использовании компьютеров в медицине (перевод фрагмента статьи «Is Google Making Us Stupid?»).

Настолько сильно Интернет изменил мыслительные привычки отмечает и теоретик медиа Маршалл Маклюэн:

«То, что делает Сеть, похоже, лишает меня способности к концентрации и созерцанию. Мой разум теперь хочет воспринимать информацию так, как ее распространяет Сеть: в виде быстро движущегося потока частиц. Когда-то я был аквалангистом в море слов. Теперь я мчусь по поверхности, будто на гидроцикле» (перевод фрагмента статьи «Is Google Making Us Stupid?»).

Когда и почему меняется мышление

Карр подводит к выводу, что способы мышления людей менялись не раз и задолго до появления телевидения и интернета. Это было связано с появлением математических моделей и развитием технологий. Мозг вынужден адаптироваться и клиповое мышление здесь, скорее всего, не будет пределом.

Социолог Дэниел Белл обратил внимание, что, когда мы используем инструменты, расширяющие наши умственные, но не физиологические способности, мы неизбежно начинаем приобретать качества этих технологий.

Например, с момента изобретения механических часов, люди стали меньше прислушиваться к своим биологическим часам и чувствам. Грубо говоря, люди создали модель для удобства соотношения с ней действий и подчиняются метрике, которая указывает — когда спать, просыпаться, работать, принимать пищу и т.д.

В конце XIX века знаменитый немецкий философ и филолог Фридрих Ницше приобрёл пишущий шар Маллинга-Хансена (одна из ранних пишущих машинок прим. авт.). Один из друзей философа обратил внимание, что с этого момента стиль письма Ницше изменился. Проза стала более телеграфичной и сжатой. А исследователь СМИ Фридрих А. Киттлер отметил, что проза философа «превратилась из аргументов в афоризмы, из мыслей в каламбуры, из риторики в телеграммный стиль»

Сам Ницше заметил по этому поводу: «Наши письменные принадлежности принимают участие в формировании наших мыслей».

О плюсах и минусах клипового мышления

Если с момента изобретения часов люди начали говорить, что их мозг работает «как часы», то в эпоху компьютеризации всё чаще можно слышать, что мозг работает как компьютер. И это глубже, чем метафора. Адаптация происходит на нейронном уровне.

Интернет же становится одновременно и часами, и пишущей машинкой, и телефоном, и телевидением. Такая оптимизация меняет мышление, поскольку система постоянно ускоряется и требует от человека максимально быстрой реакции.

У любой адаптации есть свои плюсы и минусы. Не будет исключением и клиповое мышление (таблица 1).

Таблица 1. Плюсы и минусы клипового мышления

Плюсы

Минусы

  • Не даёт мозгу перегружаться. Поток информации фильтруется и разбивается на небольшие фрагменты.
  • Развиваются способности к многозадачности. Можно одновременно, читать, вести переписку, слушать подкасты, музыку и т.д.
  • Ускоряется реакция на внешние стимулы.
  • Преобладает поверхностное восприятие. Снижается способность анализировать информацию, делать глубокие выводы.
  • Снижается концентрация. Становится сложнее не отвлекаться и сосредоточиться на чём-то одном: прочитать длинный текст, прослушать длинную лекцию. Сложнее справиться с рутинной работой, которая требует сосредоточенности и усидчивости.
  • Ослабляется эмпатия. Из-за постоянного воздействия на эмоции вырабатывается высокий порог чувствительности, становится труднее сопереживать окружающим.
  • Ослабевает критическое мышление. Человек не успевает проанализировать информацию, принять взвешенное решение и легко подвергается манипуляциям.
  • Труднее усваивать новую информацию, что создаёт сложности в обучении.

Таким образом, клиповое мышление препятствует усваиванию больших объёмов информации, но оно же помогает быстрее находить необходимые данные и оперативнее принимать решения.

Клиповое мышление и обучение: как использовать и на что обратить внимание

Наверное, вы замечали, что современные дети, рождённые «с гаджетом в руках», быстрее взрослых осваивают технологии и лучше в них разбираются.

А вот классический учебный процесс, где нужно много читать и слушать, их в большинстве своём не вдохновляет. Педагоги и психологи во всём мире постоянно работают над новыми подходами, которые позволят привлечь детское внимание.

Общих рекомендаций три:

  1. Прежде всего нужно зацепить и удержать внимание. В этом помогут яркие иллюстрации, видеоролики и различные интерактивные игры.
  2. Нужно максимально использовать склонность к многозадачности. Чередуйте разные форматы подачи материала, виды занятий, делайте регулярные перерывы.
  3. Стоит ограничить контакты с гаджетами до 2-3 часов в день. Можно ввести общие семейные правила. Например, отказаться от смартфонов на время обеда или ужина.

При постоянном контакте с гаджетами дети могут начать игнорировать всё, что с первых секунд кажется неинтересным. Это не лучшим образом сказывается на их обучении.

Можно ли избавиться от клипового мышления

Одну из ключевых ролей здесь играет желание самого человека. А общий алгоритм довольно прост.

Во-первых, начните читать публицистическую, научную, художественную литературу. Хотя бы по 20-30 минут в день. Попробуйте изложить свои мысли по поводу прочитанной книги иди просмотренного фильма. Аргументируйте своё мнение.

Во-вторых, участвуйте в дискуссиях. Подойдут даже привычные социальные сети. Прежде изучите предмет, доказывайте свою точку зрения, приводите аргументы, ссылайтесь на авторитетные источники, анализируйте ответы оппонентов.

В-третьих, научитесь отдыхать от гаджетов. Сходите на прогулку без смартфона. Попробуйте порисовать, поиграть на музыкальных инструментах, найти любое другое хобби.

Но не забывайте, что клиповое мышление —это не деградация, а адаптация мозга к меняющимся условиям. Вам вполне может пригодиться приспособленность к многозадачности, которую развивает клиповое мышление, но старайтесь находить баланс, тренируйтесь критически мыслить и прибегать к системному мышлению.

К списку статей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Вам могут быть также интересны семинары: