Вход
Регистрация
Избранное (0)
Подпишитесь на рассылку

Как работает ГЧП в здравоохранении: возможности и сложности реализации

10.03.2021

Государственно-частное партнёрство (ГЧП) — это гибкая форма взаимодействия государства и бизнеса, оформленная в виде концессионных соглашений, а также соглашений о государственно- или муниципально-частном партнёрстве.

ГЧП в сфере здравоохранения направлено на получение инвестиций, увеличение эффективности управления публичной собственностью и повышение качества услуг для граждан. При этом частная сторона не является донором проекта. ГЧП даёт возможность возвратить инвестиции и получить прибыль. Экономика проекта и государственные гарантии и различные компенсационные механизмы дают гарантии окупаемости и могут открыть частному инвестору возможности ко льготному банковскому финансированию, уменьшению размера налогов и арендной платы за государственное имущество.

Какими способами можно реализовать инфраструктурный проект в РФ

Привлечь в проект внебюджетные средства в здравоохранение можно несколькими способами (Таблица 1).

Таблица 1. Способы реализации инфраструктурных проектов с привлечением внебюджетных средств

Формы ГЧП

Иные договорные формы реализации проектов

Соглашение о государственно (муниципально)-частном партнерстве — № 224-ФЗ

Контракт жизненного цикла — № 44-ФЗ

Концессионное соглашение — № 115-ФЗ

Договор аренды государственного имущества с инвестиционными обязательствами арендатора — Гражданский кодекс РФ, федеральный закон № 135-ФЗ


Создание СПК с государственным и частным капиталом для создания и управления объектами общественной инфраструктуры — Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ (ст. 80)


Долгосрочный договор на поставку товаров, работ, услуг с инвестиционными обязательствами исполнителя — № 223-ФЗ


ГЧП вне зависимости от организационно-правовой формы должно соответствовать трём обязательным критериям:

  • быть долгосрочным (более 3 лет);
  • риски и ответственности должны распределяться между партнерами за счет привлечения частного партнера не только к созданию объекта, но и к его последующей эксплуатации и /или техническому обслуживанию;
  • частный партнёр должен полностью или частично финансировать создание объекта общественной инфраструктуры.

ГЧП рассчитано на долгосрочные проекты. Чтобы эффективно реализовать общественные проекты, развить новые технологии и повысить уровни сервиса и управления, привлекаются частные инвестиции. А риски распределяются между сторонами.

Как работает ГЧП в сфере здравоохранения

В рамках ГЧП построили Детскую клиническую больницу, перинатальный центр на базе роддома № 17 в Санкт-Петербурге, перинатальный и кардиоцентры в Самаре, три диализных центра в Иркутске. Это далеко не все успешные примеры. В 24 регионах РФ в рамках ГЧП строятся центры семейной медицины, кабинеты врачей общей практики, фельдшерско-акушерские центры.

ГЧП возможно и в других направлениях:

  • аренда частными медицинскими организациями неиспользуемого имущества государственных медицинских организаций (помещения, оборудование);
  • государственное инвестирование в частные медицинские организации с получением доли в уставном капитале;
  • привлечение государственными медицинскими организациями специалистов частных медицинских центров и наоборот;
  • обмен информацией, навыками и знаниями между государственными и частными медицинскими организациями посредством совместного участия в конференциях, семинарах и т.д.

ГЧП играет активную роль в реализации национального проекта «Здравоохранение», направленного на создание сети больниц и поликлиник. Финансирование поступает из федерального бюджета и разных публичных источников.

Самые дорогие стадии реализации проекта — возведение и оснащение здания. Для постройки бизнес может привлечь кредитные средства, а потом получить возмещение из бюджета.

Сложнее с наладкой эксплуатации. Нужно получить лицензию для осуществления медицинской деятельности и быть готовым к большому количеству отчётности.

Плюсы и минусы ГЧП

Результаты сотрудничества бизнеса и государства в сфере здравоохранения могут оценить практически все граждане. Государство при минимальных затратах получает готовый объект, возможность пользоваться опытом и компетенциями частной стороны.

Инвестор может эксплуатировать объект и оказывать услуги населению с применением современных методов и технологий.

На весь срок проекта выбирается один концессионер или частный партнёр. Пропадает необходимость проводить тендерные процедуры для каждого этапа проекта.

Но есть и минусы. Сроки согласования проектов могут затянуться на годы. Эксперты видят решение проблемы в повышении качества институционных механизмов и потенциала государственного сектора.

Основная проблема с реализацией проектов в регионах — отсутствие сформировавшегося пула игроков, которые будут готовы реализовать проект в любом субъекте РФ.

Мнение ФАС

Антимонопольная служба нередко критикует проекты государственно-частного партнёрства. Некоторые концессионные соглашения могут признать «скрытыми» госзакупками. Такое решение не всегда обосновано и его можно оспорить. Но подготовиться к такому развитию событий стоит.

Рекомендуем

Управление экономикой медицинской организации в 2021 году. Курс в Санкт-Петербурге + Онлайн-трансляция

В программе курса будут рассмотрены вопросы, связанные с формированием и совершенствованием системы управления медицинской организации, стратегического планирования, а также вопросы правового регулирования в здравоохранении. Все вопросы рассматриваются на конкретных примерах, с разбором кейсов.


К списку статей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Вам могут быть также интересны семинары: