Вход
Регистрация
Избранное (0)
Подпишитесь на рассылку

Контракт жизненного цикла 2022: в каких случаях можно заключить

13.07.2022

Контракт жизненного цикла (КЖЦ) по 44-ФЗ — это специальные договоры, которые включают комплекс работ от проектирования объекта до его последующего обслуживания в течение периода эксплуатации и утилизации. Иными словами, это сделка «под ключ», при которой победитель тендера берёт на себя обязательства выполнить работы от и до, включая обслуживание.

Контракт жизненного цикла предусматривает соблюдение общих правил для госконтрактов, а также некоторые особенности, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ. Такой контракт оформляется при закупках нового оборудования и машин, а также в определённых Правительством РФ случаях в отношении общественно значимых объектов инфраструктуры.

Перечень объектов, в отношении которых заключается контракт жизненного цикла определён в ч. 16 ст. 34 закона № 44-ФЗ и постановлении Правительства РФ № 1087 (таблица 1).

Таблица 1. Случаи, в которых заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла

Вид работ/услуг

1.

Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту (при необходимости по инженерным изысканиям и (или) проектированию и содержанию автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), включая дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, и (или) работ по их ремонту.

2.

Выполнение работ по проектированию и строительству инфраструктуры морских и речных портов, в том числе искусственных земельных участков, гидротехнических сооружений портов.

3.

Выполнение работ по проектированию и строительству аэродромов.

4.

Выполнение работ по проектированию и строительству объектов коммунальной инфраструктуры и других объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и электроснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации, захоронения бытовых отходов.

5.

Выполнение работ по проектированию и строительству объектов инфраструктуры метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

6.

Выполнение работ по проектированию и строительству объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

7.

Выполнение работ по проектированию и строительству уникальных объектов капитального строительства.

8.

Выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства в сфере здравоохранения, в том числе объектов для санаторно-курортного лечения, включая поставку медицинского оборудования согласно проектной документации.

9.

Выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов для проживания военнослужащих и членов их семей, а также объектов хозяйственного, технического, тылового, медицинского назначения, учебно-материальной базы боевой подготовки, воспитательной работы и службы войск, включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов.

10.

Выполнение работ по проектированию, строительству и эксплуатации объектов капитального строительства, предназначенных для социального обслуживания граждан, в том числе для стационарного и полустационарного социального обслуживания. В перечень объектов входят дома-интернаты для детей, престарелых, инвалидов, ветеранов войны, труда и милосердия, психоневрологические интернаты, социально-оздоровительные, генторологические, геронтопсихиатрические, социально-реабилитационные, реабилитационные центры, кризисные центры помощи женщинам, центры психолого-педагогической помощи населению, центры социального обслуживания населения, центры социальной адаптации, дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы. В закупку входят поставки оборудования согласно проектной документации.

11.

Выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства в сфере культуры: театров и амфитеатров, памятников и мемориальных сооружений, музеев, выставочных комплексов, библиотек, цирков, кинотеатров, концертных залов, включая поставку оборудования согласно проектной документации.

12.

Выполнение работ по проектированию и реконструкция с элементами реставрации и приспособления для современного использования объектов культурного наследия, включая поставку оборудования согласно проектной документации, в случае признания объекта культурного наследия аварийными или нахождении таких объектов в руинированном состоянии.

13.

Выполнение работ по созданию автоматизированных информационно-измерительных систем учёта энергетических и коммунальных ресурсов, включая установку приборов учёта, устройств сбора и передачи данных учёта, создание программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учёта.

14.

Закупка железнодорожного подвижного состава, транспортных средств метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники.

15.

Закупка воздушных судов, морских и речных судов.

16.

Закупка товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории России по специальному инвестиционному контракту. При этом заказчик заключает контракт по пункту 47 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ с организацией ОПК, включённой в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.

17.

Закупка медицинской техники по кодам ОКПД2 26.60.11, 26.60.12, 26.60.13.130, 26.70.22.150, 35.50.12.000, 35.50.21.121, 35.50.21.122.

18.

Выполнение работ по созданию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации информационных систем, центров обработки данных и программно-аппаратных комплексов.

Особые условия, которые нужно учесть при заключении КЖЦ

Контракт жизненного цикла должен соответствовать ряду условий:

  • В контракте жизненного цикла должна быть указана как стоимость товара или работы (в том числе при необходимости стоимость работ по подготовке проектной документации, стоимость работ по созданию товара), так и стоимость последующего обслуживания объекта и его утилизации (ч. 16 ст. 34 закона № 44-ФЗ).
  • В контрактах, заключённых для федеральных нужд, должно присутствовать банковское сопровождение (п. 3 постановления № 963).
  • Контракт можно заключить только после того, как будет предоставлена часть обеспечения в отношении поставки товара/выполнения работ (ч. 4 ст. 96 закона № 44-ФЗ).
  • Если срок контракта больше финансового года, нужно учесть ограничения по ч. 2 ст. 72 БК РФ для долгосрочных контрактов.
  • Заказчик вправе использовать в качестве критерия оценки заявок участников стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта. (ч. 3 ст. 32 закона № 44-ФЗ). Расчёт стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта производится с учётом методических рекомендаций, предусмотренных частью 20 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ.
  • Контракт жизненного цикла должен содержать условия, предусмотренные ч. 4 постановления Правительства РФ № 563.

Обратите внимание, строительные контракты, заключённые в рамках ч. 56 ст. 112 закона № 44-ФЗ, содержать условие о последующем обслуживании объекта капитального строительства не могут, соответственно, они не относятся к контрактам жизненного цикла. Такое разъяснение дал Минфин РФ в письме от 12.03.2020 № 24-03-08/18966.

Что требуется для заключения контракта жизненного цикла

Чтобы заключить контракт жизненного цикла, потребуется:

  • для работы с объектами на федеральном уровне — разрешение правительства или главного распорядителя бюджетных средств, для работы на местном уровне — решение губернатора (главы муниципалитета);
  • провести аудит технологического и ценового обоснования инвестиций в объект капитального строительства.

Как определить НМЦК

НМЦК для контрактов жизненного цикла определяется согласно стандартной методике расчёта по госконтрактам (рекомендации расчёта приведены в разделе 8 приказа № 567).

В стоимость контракта жизненного цикла товара или объекта работ необходимо включить все этапы контракта: строительства или поставку, обслуживание и ремонт в течение срока эксплуатации, утилизацию.

При формировании стоимости жизненного цикла контракта нужно учитывать рекомендации ч. 3 ст. 32 закона № 44-ФЗ и в национальном стандарте ГОСТ Р 27.202-2012.

На что обратить внимание в 2022 году

Стоимость товаров и работ на контрактах жизненного цикла в 2022 году нужно детализировать. Расходы на обслуживание объекта прописываются отдельно (Закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ).

Раздельно устанавливается стоимость и порядок обеспечения по поставке и обслуживанию объекта. Исполнитель может сдать объект только после представления обеспечения обязательств по его обслуживанию.

Уточнили порядок изменения условий контракта жизненного цикла. Алгоритм следующий:

  1. Исполнитель должен уведомить заказчика о том, что в условия контракта необходимо внести изменения. До решения вопроса о внесении таких изменений выполнение работ следует приостановить.
  2. Заказчик согласует изменения с вышестоящим органом.
  3. Заказчику нужно внести изменения в проектную документацию и провести повторную экспертизу проекта, получив повторное финансирование на её проведение.
  4. Если заключение экспертизы положительное, заказчику следует подготовить дополнительное соглашение об изменении контракта жизненного цикла.

Контракт жизненного цикла можно однократно пролонгировать при соблюдении ряда требований:

  • сумма соглашения — менее 100 млн рублей;
  • зафиксирован факт форс-мажорных обстоятельств либо вина подрядчика;
  • подрядчик полностью погасил начисленную неустойку.

При продлении периода контракта следует пересмотреть срок возврата обеспечения (Закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ).

С 2022 года пересмотрели особые условия изменения контрактов на строительные работы, капремонт, реконструкцию и проектирование, снос объектов, сохранение объектов культурного наследия.

Первоначальный объект закупки можно пересмотреть не более чем на 30%, при условиях, что

  • срок действия контракта превышает один год;
  • цена контракта более 100 млн рублей;
  • имели место непредвиденные обстоятельства, и этот факт зафиксирован;
  • заказчик представил обоснования изменений в вышестоящую инстанцию.

Если сметная цена по результатам экспертизы окажется ниже стоимости договора, заказчику придётся снизить её.

Узнайте больше об особенностях государственных, муниципальных контрактов, контрактах бюджетных учреждений, унитарных предприятий, контрактах жизненного цикла, этапах исполнения контрактов на курсе повышения квалификации: «Контрактная система в сфере закупок. Правовое регулирование и контроль». Опытные преподаватели, включая представителя ФАС России, разъяснят логику и наиболее важные направления правового регулирования контрактной системы; последние изменения и сложные вопросы, возникающие при применении закона № 44-ФЗ.

Об особенностях заключения, обеспечения и исполнения контрактов жизненного цикла в строительстве поговорим на курсе повышения квалификации: «Закупки строительных работ по закону № 44-ФЗ».

К списку статей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Вам могут быть также интересны семинары: