Вход
Регистрация
Избранное (0)
Подпишитесь на рассылку

Новые правила закупок: что изменилось в 44-ФЗ в первом полугодии 2022

11.08.2022

С начала 2022 года в закон о закупочной деятельности внесли ряд изменений. Они коснулись требований к участникам закупок, контрактов жизненного цикла, закупок строительных материалов и закупок у единственного поставщика.

Часть поправок связана с введением в отношении РФ экономических санкций, часть изменений носит временный характер. Например, действие Постановления Правительства от 06.03.2022 № 297 «Об установлении размера НМЦК и годового объёма закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий путём проведения электронного запроса котировок» истекло 1 августа 2022 года, 1 сентября истекает срок действия Постановления от 16.03.2022 № 374 « О приостановлении действия постановления Правительства РФ от 19 апреля 2021 г. N 620 «О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд»».

Главные изменениями первой половины 2022 года в 44-ФЗ приведены в таблице 1.

Таблица 1. 44-ФЗ: что изменилось в 2022 году

Нормативный акт

Дата/срок действия

Что изменилось

Как было

Как стало

Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ (ред. от 14.07.2022).

С 8 марта 2022 до 1 января 2023.

Заказчикам разрешили менять существенные условия контрактов, заключённых до 1 января 2023 года, если из-за непредвиденных обстоятельств его нельзя исполнить.

Ранее менять существенные условия контракта допускалось в 2020 году ввиду ковидных ограничений.

Заказчики могут менять существенные условия контракта, если его невозможно исполнить из-за санкций. Для этого нужно решение Правительства, высшего исполнительного органа региона или местной администрации.

Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ (ред. от 28.06.2022).

С 11 марта до 31 декабря 2022 года.

Заказчикам установили новые основания закупки у едпоставщика. Региональные органы власти выпускают НПА по особым закупкам у едпоставщика по пункту 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Нормативные акты, на основании которых проводили закупки по пункту 2 части 1 статьи 93, могли выпускать только Президент и Правительство РФ.

Заказчики могут закупать у едпоставщика, которого выберет Правительство или высший исполнительный орган субъекта РФ. Закупка проводится по согласованию со спецорганом в регионе. Высший исполнительный орган субъекта может установить дополнительные случаи закупок у едпоставщика не только для региональных, но и для муниципальных нужд.

С 16 апреля 2022.

Заказчикам сократили сроки внесения информации в реестр контрактов.

Информацию о приёмке вносили в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней.

Заказчики направляют информацию о приёмке с приложением документа о приёмке в реестр не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приёмке.

При электронном актировании сведения о приёмке направляют в реестр в день подписания документа о приёмке.

Заказчикам запретили использовать иностранную валюту для цены контракта.

Цену контракта, заключаемого по итогам торгов, допускалось определять в иностранной валюте. В таком случае заказчик указывал в извещении сведения о валюте и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю.

Иностранную валюту в контрактах указывать не допускается. Исключение — закупки заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства.

А при определении НМЦК нельзя использовать информацию о котировках на иностранных биржах.

Заказчикам увеличили срок для направления сведений в РНП из-за одностороннего расторжения контракта заказчиком.

Сведения о включении в РНП заказчик должен был подавать в день вступления в силу решения об одностороннем расторжении контракта со стороны заказчика либо в день признания участника уклонистом.

Заказчик обязан подать сведения в ФАС о включении в РНП не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе либо с даты признания участника уклонившимся от заключения контракта.

Заказчикам разрешили закупать медизделия и техсредства реабилитации как товары для нормального жизнеобеспечения граждан.

Ранее к объектам закупок для нормального жизнеобеспечения относилось продовольствие; средства для оказания скорой, специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме; лекарственные средства; топливо.

Медицинские изделия и технические средства реабилитации разрешили закупать электронным запросом котировок независимо от НМЦК.

Заказчикам разрешили не устанавливать обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств.

Заказчики по умолчанию устанавливали обеспечение при любой закупке — независимо от способа, НМЦК и прочих условий контракта. Были установлены исключительные случаи, когда обеспечение требовать нельзя, а когда это не обязательно.

Заказчики могут не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта и гарантийных обязательств, если не предусмотрена выплата аванса.

Заказчикам сократили срок оплаты по контрактам.

В мае и июне 2022 года срок оплаты по электронным контрактам составлял 15 рабочих дней для всех заказчиков, кроме федеральных. ФОИВ, ФАУ, ФБУ применяют новые сроки с 1 мая 2022.

С 1 июля 2022 все заказчики должны оплатить контракты в течение 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документов о приемке этапа или контракта в целом. Такой же срок применяется для контрактов с СМП. Если приемка не электронная или контракт подлежит казначейскому сопровождению — 10 рабочих дней.

С 1 июля 2022.

Для заказчиков ввели новое основание для включения поставщика в РНП - по причине необоснованного одностороннего расторжения контракта.

Заказчик должен направить обращение в ФАС не позднее 2 рабочих дней после вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от контракта.

Новый пункт 5.1 в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Изменения в пункт 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

С 8 марта и до конца 2022 года .

Заказчикам упростили закупку лекарств. Повысили объемы закупок лекарств у едпоставщика.

Максимальную сумму закупки лекарств у едпоставщика по решению врачебной комиссии увеличили до 1,5 млн руб.

Максимальная сумма закупки лекарств у едпоставщика по решению врачебной комиссии составляла 1 млн руб.

Медорганизации могут по решению учредителя закупать лекарства, расходные материалы и медизделия у едпоставщика.

Годовой объем закупок лекарств не должен превышать 50 млн руб., для медизделий — 250 млн руб.

Постановление от 10.03.2022 № 340.

С 12 марта 2022.

Заказчикам разрешили списывать неустойку из-за санкций бессрочно.

В 2020–2021 годах можно было списывать неустойку по контрактам, не исполненным из-за ковида.

Правительству дали право установить случаи и порядок списания неустоек, начисленных из-за санкций.

Постановление от 12.03.2022 № 350.

С 22 марта 2022.

Заказчиков обязали указывать формулу цены и НМЦК в контрактах на поставку по договору лизинга.

Ранее на договоры лизинга требование об указании формулы цены и НМЦК не распространялось.

С 22 марта дополнили перечень случаев, когда в контракте и документах о закупке нужно указывать формулу цены и максимальное значение цены контракта.

Постановление от 21.03.2022 № 417.

С 23 марта 2022.

Заказчикам установили перечень случаев, когда комиссия ФАС откажет внести поставщика в РНП.

С 23 марта сведения в РНП не вносят, если поставщик докажет, что не смог исполнить контракт из-за санкций недружественных государств и международных организаций.

Новое основание не будет работать, если санкции ввели в отношении заказчика, а поставщик по этой причине отказывается исполнить контракт.

Постановление Правительства от 23.03.2022 № 439.

С 24 марта 2022.

Заказчикам продлили право менять существенные условия строительных контрактов «под ключ», КЖЦ и контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, сохранению объектов культурного наследия.

Ранее такое право у заказчиков было установлено только на 2021 год.

Заказчикам можно менять условия контрактов на основании пункта 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Федеральные заказчики из специального перечня также могут до конца 2022 года корректировать условия контрактов из-за роста цен на стройматериалы.

Заказчикам разрешили списывать поставщикам неустойки из-за удорожания стройматериалов.

Удорожание стройматериалов не было основанием для списания неустойки.

Заказчикам можно списать пени и штрафы по контрактам, если в 2021 и 2022 году обязательства не исполнили из-за удорожания стройматериалов.

Постановление от 16.03.2022 № 374.

С 25 марта до 1 сентября 2022.

Заказчикам разрешили закупать медизделия одним лотом (приостановили действие запрета на объединение медизделий разных видов в один лот).

Не допускалось объединять в один лот медизделия, если НМЦК превышала лимит по постановлению от 19.04.2021 № 620, а именно:

  • 600 тыс. руб., если на медизделия в предыдущем году потратили менее 50 млн руб.;
  • 1 млн руб.
  • от 50 млн до 100 млн руб.;
  • 1,5 млн руб. — более 100 млн руб.

С 25 марта до 1 сентября 2022 года действие запрета на объединение медизделий разных видов по постановлению от 19.04.2021 № 620 приостановили.

Распоряжение Правительства от 28.03.2022 № 655-р.

С 28 марта до 31 декабря 2022.

Российских станкостроителей освободили от казначейского сопровождения авансовых платежей по контрактам за счёт субсидий.

Станкостроители должны были устанавливать казначейское сопровождение авансов по контрактам за счёт субсидий.

Заказчики могут не устанавливать казначейское сопровождение авансов для продукции с кодами ОКПД2:

  • 25.73.4;
  • 26.20.40.150;
  • 28.24.1;
  • 28.4.

Условием освобождения является предоставление на сумму авансового платежа обеспечения в виде безотзывной банковской гарантии.

Постановление Правительства от 29.03.2022 № 505.

С 30 марта до 31 декабря 2022.

Заказчикам разрешили устанавливать повышенные размеры авансов. Стороны могут увеличить аванс в уже заключённых контрактах по части 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ.

Раньше предельный размер аванса по контрактам без казначейского сопровождения был установлен в размере 30 процентов. Менять авансы в уже заключённых контрактах было нельзя.

Заказчики могут выплачивать авансовые платежи от 50 до 90 процентов по контрактам с казначейским сопровождением, а авансы до 50 процентов — без сопровождения.

Чтобы увеличить аванс в уже заключённых контрактах, заказчику нужно получить решение Правительства, а поставщику — предоставить дополнительное обеспечение.

Постановление Правительства от 16.04.2022 № 680.

С 18 апреля до конца 2022 года.

Заказчикам разрешили менять существенные условия строительных контрактов 2022 года, который заключили до 1 января 2023 года, если из-за непредвиденных обстоятельств его нельзя исполнить.

Менять существенные условия строительных контрактов разрешали из-за ковидных ограничений.

С 18 апреля и до конца 2022 года в строительных контрактах заказчики могут:

  • продлить срок исполнения контракта;
  • изменить объём и виды работ, спецификацию и типы оборудования из проектной документации;
  • заменить строительные ресурсы на аналогичные;
  • изменить отдельные этапы исполнения контракта, в том числе наименование, состав, объёмы и вид работ, цены отдельного этапа;
  • установить условие о выплате аванса или поменять действующий размер аванса;
  • изменить порядок приёмки и оплаты отдельного этапа исполнения контракта, результатов выполненных работ.

Указ Президента от 03.05.2022 № 252.

Письмо Минфина РФ от 09.06.2022 № 24-06-06/54846.

С 3 мая 2022.

Заказчикам запретили заключать сделки с компаниями и физлицами, находящимися под российскими санкциями, и с подконтрольными им лицами.

В извещение заказчики должны включать специальное требование к участникам закупок об отсутствии в перечне компаний из постановления от 11.05.2022 № 851.

Постановление Правительства от 21.04.2022 № 733.

С 3 мая 2022.

Заказчикам изменили перечень одноразовых медизделий из ПВХ с ограничениями допуска по постановлению от 05.02.2015 № 102.

Заказчики, которые закупают медицинские изделия из перечня № 102, должны ограничить допуск таких товаров из иностранных государств. При закупке применяют правило «третий лишний» — отклоняют заявку с иностранным товаром, если есть хотя бы две заявки.

Чтобы установить ограничения допуска на одноразовые медизделия из ПВХ, заказчики должны сверить классификационные признаки медизделия и код вида по номенклатурной классификации или код ОКПД2 с новым списком из постановления № 102.

Постановление Правительства от 09.05.2022 № 838.

С 12 мая 2022.

Заказчикам расширили список товаров, которые можно закупать контрактом жизненного цикла.

Не допускалось закупать контрактом жизненного цикла самоходные машины.

С 12 мая через контракт жизненного цикла разрешили закупать самоходные машины и другие виды техники.

Распоряжения Правительства от 26.05.2022 № 1316-р.

С 26 мая и до конца 2022 года.

Минобрнауки, государственным вузам и научным организациям разрешили закупать ТРУ по отдельному перечню через электронный запрос котировок.

Перечня не было, образовательные и научные организации применяли закупки запросом котировок на общих основаниях.

Образовательные и научные организации вправе проводить любые закупки электронным запросом котировок независимо от НМЦК и годового объема закупок, если ТРУ включены в перечень из распоряжения Правительства от 26.05.2022 № 1316-р.

Федеральный закон от 28.05.2022 № 146‑ФЗ.

С 28 мая 2022.

Заказчики должны по-новому проводить расчёты по контрактам с казначейским сопровождением.

Разрешили не устанавливать обязательное казначейское сопровождение в контрактах с ценой менее 5 млн руб.

Поставщики могли получить оплату по контрактам с казначейским сопровождением только на специальный счёт, который они обязаны были открывать в Казначействе.

Казначейское сопровождение было обязательным для контрактов с ценой выше 600 тыс. руб.

По контрактам на поставку товаров заказчики проводят оплату на расчётный счёт поставщика в банке. Деньги перечисляет казначейство с лицевого счета заказчика после того, как получит документы о поставке. Также работает оплата для контрактов на строительство, реконструкцию, реставрацию, техническое перевооружение или капремонт.

Заказчики перечисляют не только оплату за поставку, но и авансы на расчётные счета поставщиков строительных материалов и оборудования из сметной документации.

Постановление Правительства от 23.05.2022 № 937.

С 1 июля 2022.

Заказчики обязаны устанавливать новое обязательное дополнительное требование к участникам закупки.

До июля 2022 заказчики включали в извещение требование об отсутствии в РНП по желанию.

Заказчики обязаны включать в извещение требование об отсутствии в РНП сведений об участнике, если его внесли в реестр после отказа от контракта из-за санкций в отношении заказчика. Новое доптребование внесли в постановление № 2571, устанавливать его следует во всех конкурентных закупках, когда объект закупки есть в приложении к постановлению и НМЦК превышает предельный размер.

Постановление Правительства от 14.04.2022 № 665.

До 1 января 2023 года.

Федеральное казначейство и его территориальные органы приостановили финансовые проверки заказчиков.

Казначейство и его территориальные органы проводили финансовые проверки заказчиков в плановом порядке.

Если проверку начали до 23 апреля 2022 и не успели завершить в течение 20 рабочих дней, то её должны приостановить до 1 января 2023 года. Если до 23 апреля 2022 года заказчику выдали представление или предписание, то можно обратиться в казначейство и продлить срок его исполнения.

Федеральный закон от 26.03.2022 № 64-ФЗ.

При сдаче отчётов за 2022 и 2023.

Заказчикам не нужно учитывать в СГОЗ для отчёта о закупках у СМП контракты на закупку лекарств и медизделий.

Контракты на закупку лекарств и медизделий учитывали в СГОЗ при расчёте объёма закупок у СМП.

Заказчики применяют новое правило при сдаче отчётов за 2022 и 2023 годы при расчёте объёма закупок у СМП.

Правило действует для закупок федеральных и региональных органов власти, подведомственных им учреждений и предприятий, а также муниципальных медорганизаций.

Рекомендуем

Изменения правил участия поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в закупках по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2022 году. Защита прав и интересов в ФАС. Семинар в Москве + Онлайн-трансляция

За один день, в доступной форме опытные эксперты, включая представителя ФАС России, представят и разъяснят всё самое важное и актуальное для поставщиков, что изменилось и должно измениться в регламентированных закупках в 2022-2023 годах, включая новые процедуры закупок в электронной форме по 44-ФЗ и 223-ФЗ, «электронное актирование», электронные закупки у единственного поставщика, новые правила поддержки производителей из евразийского союза, меры поддержки поставщиков, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.


К списку статей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Вам могут быть также интересны семинары: