Вход
Регистрация
Избранное (0)
Подпишитесь на рассылку

Новый формат туризма: что нужно знать бизнесу о национальных туристских маршрутах

16.09.2022

У компаний, работающих в сфере туризма, появились новые возможности для выведения бизнеса на новые уровни за счёт государственно-частного партнёрства.

С 1 июля 2022 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 29.11.2021 № 2086 «Об утверждении Правил определения национальных туристских маршрутов». Регион может разработать и предложить туристический маршрут. Затем специальный экспертный совет определяет, может ли он претендовать на статус национального.

Справка! Национальный туристский маршрут — это маршрут, имеющий особое значение для развития внутреннего и въездного туризма. Определением национальных маршрутов занимается Ростуризм в соответствии с порядком, утверждённым Правительством РФ.

Чтобы разработать национальный туристский маршрут, необходимо консолидировать усилия заинтересованных сторон от бизнеса и власти. В разработке заявки для отбора маршрута, помимо властей региона, принимают участие туроператоры, экскурсионные бюро, представители гостиниц, ресторации и другие бизнес-резиденты, так или иначе связанные с туризмом.

Самые значимые и удачные туристические маршруты размещаются на сайт Ростуризма и могут участвовать в программах госпродвижения, которые формируются совместно с ведущими агрегаторами туристических услуг и поисковыми системами.

Какие национальные туристские маршруты уже действуют

В 2022 году момент в России действует свыше трёх десятков национальных туристских маршрутов. В их числе:

Таблица 1. Примеры национальных туристских маршрутов 2022

Название

Описание

Государева дорога

Маршрут по «мотивам» первого российского путеводителя. Туристам предлагается исследовать главную дорогу страны (трассу «Россия»), ранее носившую названия Новгородский тракт, Московская дорога, Санкт-Петербургский тракт, Ленинградское шоссе и попутно посетить более 10 городов. В маршрут входят: Москва — Солнечногорск — Клин — Тверь — Торжок — Вышний Волочёк — Куженкино — Валдай — Крестцы — Великий Новгород — Любань — Тосно — Гатчина — Санкт-Петербург.

В рамках путешествия туристы посещают знаменитые ремёслами малые города, старинные усадьбы, музеи, святыни, места Лермонтова, Блока, Чайковского, Левитана.

Сибирские каникулы

Маршрут включает тур по трём регионам Сибири: Абакан — Саяногорск — Кызыл. В программу входят ежедневные экскурсии, включая сплав и поход в горы. Можно увидеть различные удивительные природные локации, курганы, буддийские святыни, юрты, познакомиться с бытом кочевников.

Здесь начинается день

Пятидневный тур, который проходит через Южно-Сахалинск — Долинск — Взморье — Весточку — Охотское. Туристы исследуют бухты, взбираются на сахалинские горы, изучают японское наследие, пробуют островные блюда.

С актуальным перечнем и концепциями действующих национальных туристских маршрутов можно ознакомиться на сайте «Ростуризма».

Обратите внимание, что в национальные маршруты входят не только культурные и природные достопримечательности, но также гостиницы, заведения ресторации и прочая инфраструктура, делающая путешествие комфортнее.

Как работает национальный туристский маршрут

Необходимо просчитать логистику и мотивировать туристов. Маршрут должен быть интересным, комфортным, безопасным и сбалансированным по соотношению цена-качество.

В среднем путешествие по маршруту может занимать 3-8 дней с затратами на человека в среднем по 3000 рублей в сутки. В эту стоимость входит проживание, завтрак или полупансиона, экскурсии. Перемещаться по маршруту туристы могут самостоятельно — на личном или арендованном автомобиле (второй вариант открывает новые возможности для сервисов автопроката) или воспользовавшись трансфером от турфирмы (за отдельную плату).

Что учесть при разработке национального туристского маршрута: 6 критериев

Национальный туристский маршрут может проходить по территории как одного, так и нескольких регионов, может быть посвящён определённой тематике, например, культурно-познавательной, научной, гастрономической, экологической, сельской.

Чтобы претендовать на статус национального, туристический маршрут должен соответствовать ряду критериев. Быть:

  1. узнаваемым — представленным в СМИ, социальных медиа, на различных выставках, ярмарках, форумах, в российских и международных рейтингах;
  2. актуальным — иметь культурно-познавательное и социально-экономическое значение, быть ориентированным на повышение качества и расширение предложения на территории региона;
  3. перспективным — способствовать росту внутреннего и въездного туристского потока, увеличить внутренний и въездной туризм в регионе на 25% ежегодно;
  4. комплексным — охватывать группу из не менее трёх туристских ресурсов в единой тематике;
  5. согласованным — быть спроектированным и реализованным с участием представителей туристской индустрии, при поддержке органов государственной власти всех уровней, а также жителями соответствующих муниципальных образований;
  6. значимым — в маршрут необходимо включить хотя бы один значимый объект:
    • памятник истории и культуры федерального значения;
    • объект, включённый в Список всемирного наследия;
    • место традиционного бытования народных художественных промыслов;
    • особо охраняемую природную территорию;
    • природно-антропогенные и антропогенные объекты, имеющие туристическую привлекательность;
    • иные объекты, имеющие культурную, историческую, этнокультурную, антропологическую ценность.

Полные характеристики критериев приведены в постановлении от 29.11.2021 № 2086.

Также в маршрут необходимо оборудовать системой навигации и ориентирования туристов, обеспечить сувенирной и полиграфической (карты, путеводители) продукцией.

Орган исполнительной власти в сфере туризма субъекта РФ, по территории которого проходит туристский маршрут должен направить в федеральное агентство по туризму заявку по утверждённой форме с подписью уполномоченного должностного лица. Если маршрут проходит по территориям нескольких субъектов РФ, потребуются подписи уполномоченных лиц каждого региона.

К заявке необходимо приложить:

  • описание туристского маршрута;
  • карту (схему) с указанием пунктов остановок, ночёвок, средств размещения, объектов общественного питания;
  • технологическую карту маршрута;
  • презентацию.

Если заявка успешно пройдёт экспертизу, маршрут отнесут к значимым туристским маршрутам.

Как работает грантовая поддержка

В рамках грантовой поддержки проектов в туризме Ростуризм ежегодно собирает заявки от регионов. Сбор заявок на 2023 год завершился 1 августа 2022 года. В начале 2023 года регионы, прошедшие конкурсный отбор, должны провести конкурс региональных проектов среди предпринимателей и выдать победителям гранты. По информации ведомства, их размер составит от 3 до 10 миллионов рублей в зависимости от типа проекта. Суммарно на грантовую поддержку проектов 2023 года предусмотрено финансирование в размере 5,3 миллиарда рублей.

Регионам грантовая поддержка предоставляется по результатам конкурса в форме межбюджетных трансфертов. Из федерального бюджета средства в регионы поступаю по принципу софинансирования — регион, прошедший отбор, должен также предусмотреть в своём бюджете средства на поддержку туризма.

Гранты можно направить:

  • на создание кемпингов и автокемпиногов;
  • реализацию общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры (обустройство пляжей, проектов в границах национальных туристских маршрутов)
  • поддержку предпринимателей, развивающих туристическую инфраструктуру в регионе (создание безбарьерной туристической среды, создание и развитие активных турмаршрутов, приобретение туристического оборудования, аудиогидов, обустройство круглогодичных подогреваемых бассейнов и т.п.

Претендовать на грант могут только российские организации и ИП. Получатель гранта должен вложить в проект не менее 30% собственных средств от объёма запрашиваемых средств (Информация Ростуризма от 01.09.2020).

Рекомендуем

Возможности ГЧП при развитии инфраструктуры туризма и отдыха в условиях растущего спроса: практические рекомендации по подготовке заявки. Семинар в Москве + Онлайн-трансляция

В условиях растущего спроса на внутренний туризм у руководителей гостиниц и домов отдыха появляются дополнительные возможности для развития бизнеса. Семинар позволяет структурировать знания о возможностях государственно-частного партнерства при развитии инфраструктуры туризма и отдыха, получить практические рекомендации по разработке бизнес-плана и подготовке заявки.

К списку статей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Вам могут быть также интересны семинары: