Вход
Регистрация
Избранное (0)
Подпишитесь на рассылку

Обзор изменений в сфере закупок по закону № 223-ФЗ и практики его применения

18.01.2021

Новый 2021 год встретил заказчиков, работающих по закону № 223-ФЗ, увеличением объема размещаемой информации в реестре договоров ЕИС, долгожданными изменениями в электронных процедурах, в том числе для МСП, «загадочными» нормами о квотах на закупку российской продукции. Предлагаем Вашему вниманию детализированный обзор изменений в сфере регулирования закупок по закону № 223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые правила закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, изменения в сфере планирования закупок и ужесточение требований к размещению информации в реестре договоров, судебная практика, связанная с обжалованием требований документации о закупке, в том числе в отношении учета или неучета НДС при сравнении ценовых предложений.

1. Федеральным законом от 22.12.2020 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» внесены давно запланированные изменения в правила осуществления конкурентных закупок в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (в статью 3.4 закона № 223-ФЗ).

Законом № 452-ФЗ исправлены ошибки, исключены сложно реализуемые правила, установленные в старой редакции закона. Так, из статьи 3.3 закона № 223-ФЗ уже со 2 января 2021 года исключена норма, устанавливающая обязанность оператора электронной площадки обеспечивать конфиденциальность информации об участнике закупки при направлении заказчику электронных документов, полученных от такого участника, до подведения результатов конкурентной закупки в электронной форме. Также оператор не должен теперь обеспечивать конфиденциальность информации о ценовых предложениях участников до формирования итогового протокола.

Полностью исключена процедура квалификационного отбора в конкурентных закупках с участием только субъектов МСП, запрещено требовать в составе заявки документы, подтверждающие квалификацию участника, в качестве обязательных; соответственно, квалификационные требования оказались практически под запретом.

В части 19.1 статьи 3.4 закона № 223-ФЗ установлен ограниченный перечень документов и информации, обязанность предоставления которых участником закупки заказчик может установить в документации о конкурентной закупке. Упоминается только документация, что вызывает вопросы в отношении установления соответствующих требований в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме. Однако часть 19.7 статьи 3.4 предусматривает, что заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать информацию и документы, «предусмотренные частью 19.1 настоящей статьи, в случае установления заказчиком обязанности их представления». То есть, новая редакция статьи 3.4 по-прежнему оставляет заказчикам и участникам закупок массу вопросов, на которые невозможно однозначно ответить, читая закон.

Перечень документов и информации в составе заявки при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме для МСП на 80% копирует аналогичный перечень, предусмотренный федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ о контрактной системе (далее — закон № 44-ФЗ), например, в статье 66 для участия в электронном аукционе. Даже текст декларации о соответствии требованиям, которую участники будут подавать с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, почти полностью совпадает с аналогичными требованиями статьи 31 закона № 44-ФЗ.

В составе заявки в качестве обязательной информации предусмотрена возможность требования наименования страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), а также, документа, подтверждающего страну происхождения товара, предусмотренного актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 закона № 223-ФЗ. Заказчики очень надеются, что до 1 апреля 2021 г. (даты вступления в силу соответствующих изменений) Правительство РФ успеет принять изменения в постановление от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами», которое в действующей редакции не позволяет отклонять заявки участников, если в них не указана страна происхождения товара.

Часть документов, представленных при аккредитации на площадке, участник будет включать в состав заявки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки (с учетом разъяснения ФАС России, направленного письмом от 23.07.2020 № ИА/62842/20, это может быть решение о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, а также устав, которые участники закупки предоставляют при регистрации в ЕИС в соответствии с постановлением Правительства от 30.12.2018 № 1752).

В заявке на участие в аукционе для МСП не нужно будет подавать предложение о цене договора (цене лота, единицы товара, работы, услуги).

Перечень возможных документов и информации в составе заявки (части 19.1 и 19.2 статьи 3.4 закона 223-ФЗ) является исчерпывающим, иные документы и информацию заказчикам от субъектов МСП требовать запрещено.

В статье 4 закона № 223-ФЗ законодатель предусмотрел, что Минфин будет осуществлять мониторинг закупок, представляющий собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок.

Изменения в статье 3.4 закона № 223-ФЗ вступят в силу с 1 апреля 2021 года.

Положения о закупке заказчиков должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями закона, утверждены и размещены в ЕИС не позднее чем в течение девяноста дней со дня вступления в силу закона № 452-ФЗ. Положения о закупках, не соответствующие закону, будут считаться не размещенными в единой информационной системе со всеми вытекающими последствиями.

2. Федеральным законом от 22.12.2020 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено исключение из сферы регулирования 223-ФЗ закупок услуг, связанных с заключением, исполнением, изменением или расторжением договора синдицированного кредита (займа) либо договора об организации синдицированного кредита (займа).

Согласно федеральному закону от 31.12.2017 № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по договору синдицированного кредита (займа) несколько кредиторов (далее — синдикат кредиторов) обязуются согласованно друг с другом предоставить или предоставлять заемщику денежные средства в размере и сроки, предусмотренные договором для каждого кредитора, а заемщик обязуется возвратить кредиторам полученные от них денежные средства, уплатить проценты за пользование денежными средствами, а также иные платежи, если обязанность их уплаты предусмотрена договором.

Изменение закона № 223-ФЗ вступит в силу с 21.06.2021 года.

3. Федеральным законом от 22.12.2020 № 435-ФЗ «О публично-правовой компании „Единый заказчик в сфере строительства“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено исключение из сферы регулирования 223-ФЗ отношений, связанных с выполнением инженерных изысканий, архитектурно-строительным проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, сносом объектов капитального строительства, которые обеспечиваются публично-правовой компанией «Единый заказчик в сфере строительства» в соответствии с программой деятельности указанной публично-правовой компании на текущий год и плановый период за счет средств федерального бюджета", поскольку деятельность указанной публично-правовой компании регулируется специальным законом, а закупки будут подчинены правилам, установленным законом № 44-ФЗ.

Изменение закона № 223-ФЗ вступило в силу с 22.12.2020 года.

4. Федеральным законом от 22.12.2020 № 443-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» изменено название регулируемого вида деятельности, при осуществлении которого организации подпадают под действие закона № 223-ФЗ.

Вместо формулировки «обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов» в часть 2 статьи 1 закона № 223-ФЗ включена формулировка «обращения с твердыми коммунальными отходами».

Согласно федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под «обращение с отходами» подпадает деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Соответственно, все организации, которые занимаются этими видами деятельности, должны исполнять требования закона № 223-ФЗ.

Закон вступил в силу 2 января 2021 г. Положения о закупке нужно привести в соответствие с ним не позднее чем в течение девяноста дней.

5. Федеральным законом от 31.07.2020 № 250-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» внесены два важных изменения в закон № 223-ФЗ в рамках реализации политики в сфере импортозамещения.

В статью 3 закона № 223-ФЗ включено обязательное требование к любому договору, заключаемому по результатам закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг: в договор при его заключении включается информация о стране происхождения товара. Пока еще нет административной и судебной практики применения в отношении заказчика мер ответственности, если это требование закона не соблюдено. Но эксперты предупреждают, что исключений нет даже для закупок на сумму до 100 тыс. руб.

Также в части 8 статьи 3 предусмотрено право Правительства в рамках приоритета установить минимальную долю закупок товаров российского происхождения. Соответствующее право было реализовано принятием Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения».

6. Федеральным законом от 24.04.2020 № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» в закон № 223-ФЗ добавлены случаи, когда информация о закупке в ЕИС не размещается, и, соответственно заказчик обязан проводить закупки в закрытом режиме.

Информация не должна размещаться в ЕИС, если закупка осуществляется в рамках выполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры. Соответствующие условия добавлены в статью 3.5 закона № 223-ФЗ в качестве основания для проведения конкурентной закупки закрытым способом.

Напомним, что в письме Минфина от 02.10.2018 № 24-06-08/70718 разъяснено, что такие закрытые закупки в электронной форме нужно проводить на специализированной электронной площадке «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (АСТ ГОЗ).

7. Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. № 453-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7.32.3 и 23.83 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена ответственность должностных лиц заказчиков и юридических лиц за нарушение сроков оплаты товаров, работ, услуг по договорам, заключенным с субъектами МСП.

В статью 7.32.3 КоАП введена часть 9, предусматривающая штраф за нарушение заказчиком установленного законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства.

Такой штраф для должностных лиц составит минимум 30000 руб., для юридических лиц — от 50000 руб. до 100000 руб.

Закон вступил в силу со 2 января 2021 года. Составлением протоколов в целях привлечения заказчиков к административной ответственности за нарушение сроков оплаты товаров, работ, услуг активно занимаются органы Прокуратуры.

8. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» определен 251 вид товаров, в отношении которых предусмотрена минимальная доля закупок российских товаров на период с 1 января 2021 года.

Предусмотрено, что подтверждением российского происхождения товара является его включение в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, предусмотренный постановлением Правительства от 30 апреля 2020 г. № 616″ и в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный постановлением Правительства от 10 июля 2019 г. № 878.

Для исполнения требований постановления № 2013 заказчикам, как минимум, придется запрашивать в заявке при закупке соответствующих товаров в качестве необязательного документа (пока Правительство не определит этот документ как обязательный) выписку из реестров российской промышленной или радиоэлектронной продукции или номер реестровой записи.

Следует отметить, что в отличии от аналогичных правил, установленных в рамках закупок по закону о контрактной системе № 44-ФЗ (Постановление Правительства от 03.12.2020 № 2014), для заказчиков по 223-ФЗ не предусмотрены ни требования к форме и содержанию отчета об объеме закупок российских товаров, ни порядок оценки Минпромторгом этого отчета, ни требования к описанию объекта закупки на основе характеристик российских товаров, включенных в каталог товаров, работ, услуг ЕИС, ни требований к обоснованию начальной (максимальной) цены на основе цен российских производителей.

Постановление № 2013 в отличие от Постановления № 2014 не содержит слова «обязательный» в отношении «минимальной доли» и не предусматривает включение в расчет соответствующей доли закупок товаров из стран Евразийского экономического союза.

Также в постановлении № 2013 не упоминается обоснование невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров, хотя в проекте соответствующего постановления эти правила были предусмотрены.

Заказчики ждут дополнительной нормативной регламентации порядка исполнения соответствующих правил. Самые насущные вопросы сегодня:

  1. как в условиях равноправия участников, запрета на необоснованные ограничения конкуренции, международных обязательств, связанных с членством России в ВТО, добиться, чтобы в рамках конкурентных процедур была предложена именно российская продукция, и
  2. какие последствия ожидают заказчика, если соответствующая минимальная доля не будет им достигнута по результатам закупок в 2021 году.

9. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1909 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в результате применения которых стало запрещено требовать в составе заявки участников закупки какие-либо документы, подтверждающие статус МСП.

Предусмотрено, что постановление № 1352 применяется к физическим лицам, являющимся плательщиками налога на профессиональный доход («самозанятым»). Подтверждением применения участником закупки такого специального налогового режима является наличие информации об этом на официальном сайте ФНС России (npd.nalog.ru). Заказчик не вправе требовать от участника закупки, субподрядчика предоставления информации и документов, подтверждающих постановку на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Если заказчик проводит закупку с участием только субъектов МСП (пп. «б» п.4 постановления № 1352) или с обязательным привлечением субъекта МСП на субподряд (пп. «в» п.4 постановления № 1352), он должен принять решение об отказе в допуске к участию в закупке участника закупки или об отказе от заключения договора с участником закупки в случае отсутствия на официальном сайте ФНС России информации о применении участником закупки, субподрядчиком (соисполнителем) специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Для участников закупки — субъектов МСП отменена обязанность предоставления в составе заявки сведений из реестра субъектов МСП или декларации. Подтверждением принадлежности участника закупки, субподрядчика (соисполнителя) к субъектам МСП является исключительно наличие информации о таких участнике, субподрядчике (соисполнителе) в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

По аналогии с условиями допуска к закупкам «самозанятых» Постановлением № 1352 теперь предусмотрена обязанность заказчика отказывать в допуске к участию в закупке или отказаться от заключения договора с участником закупки в случае отсутствия информации об участнике закупки, субподрядчике (соисполнителе), в едином реестре субъектов МСП при проведении закупок в соответствии с пп. «б» и «в» п.4 Постановления № 1352.

Такие формулировки требуют проверки наличия участника в реестре субъектов МСП или среди плательщиков налога на профессиональный доход не только при рассмотрении заявок, но и на дату подписания договора по результатам закупки заказчиком.

При расчете годового стоимостного объема договоров (для определения доли поддержки МСП) разрешено исключить закупки лизинговыми компаниями предметов лизинга, в случае если НМЦ обязательного договора купли-продажи, заключаемого для выполнения своих обязательств по договору лизинга, превышает 400 млн. рублей.

Кроме того, отредактировано требование Постановления № 1352 о сроках оплаты товаров, работ, услуг по договорам, заключенным заказчиками, работающими по указанному постановлению, с субъектами МСП. Такой срок должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).

Возможность принятия заказчиком решения о том, что договор по результатам закупки не заключается, предусмотрена теперь только при проведении неконкурентных закупок. Поскольку сроки и обязательность заключения договоров по результатам конкурентной закупки установлены статьей 3.2 закона № 223-ФЗ, в постановлении № 1352 регулируется теперь только срок заключения договора по результатам неконкурентной закупки с участием только субъектов МСП: такой срок должен составлять не более 20 дней со дня принятия заказчиком решения о заключении такого договора.

Кроме того, изменения в постановление № 1352 внесены постановлениями № от 9 декабря 2020 г. № 2058 и от 29.12.2020 № 2339.

Уточнены правила применения исключений при расчете годовых объемов закупок, предусмотренных пунктом 7 Положения, в частности, в отношении закупок государственных компаний в целях реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, по результатам которых заключаются договоры, предусматривающие одновременно проектирование и строительство автомобильных дорог (участков автомобильных дорог) общего пользования федерального значения и (или) отдельных дорожных сооружений.

Добавлено еще одно исключение при расчете годового объема закупок у субъектов МСП: подпункт «я(3)» — закупки гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями приборов учета электрической энергии, иного оборудования и нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике».

10. Постановлением Правительства РФ от 07.11.2020 № 1799 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» изменены требования к составлению плана закупки в Постановлении от 17.09.2012 № 932; новые правила вступили в силу с 1 января 2021 года.

В отношении единицы измерения и количества закупаемого товара появилась обязанность указывать эти сведения не только для товаров, планируемых к закупке по договорам поставки, но и для товаров, поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

В отношении строительных работ эта норма уточнена: в случае если предметом договора являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, информация о количестве закупаемого товара указывается в отношении товара, который в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств.

Соответствующий функционал ЕИС позволяет при размещении позиции в плане закупки указать в ней отдельные категории (виды закупаемых товаров, работ, услуг), и по каждой такой категории указать отдельную единицу измерения и количество товара (объем работы, услуги).

Кроме того, в плане закупки появились новые графы: информация об объеме финансового обеспечения закупки за счет субсидии, предоставляемой в целях реализации национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, по каждому коду целевой статьи расходов, коду вида расходов (коды указываются в отдельной графе плана). Эту информацию должны заполнять только заказчики, использующие соответствующее финансовое обеспечение закупки.

Следует отметить, что функционал для заполнения плана закупки в ЕИС содержит дополнительные изменения, которые постановлением № 932 не предусмотрены: в отношении начальной (максимальной) цены договора появилось уточнение, включает она или не включает финансовое обеспечение за счет бюджетных средств (что не соответствует формулировке постановления № 932 о финансовом обеспечении за счет соответствующей субсидии). При заполнении кода ОКПД2 появилось дополнительное поле для заполнения: тип объекта закупки (товар, работа или услуга). Следует отменить, что понятие «объект закупки» ни постановлением № 932, ни законом № 223-ФЗ не предусмотрено; в плане закупки есть графа «предмет договора...», в части 6.1 статьи 3 закона № 223-ФЗ регламентируются правила описания предмета закупки.

11. Постановлениями Правительства РФ от 16.04.2020 № 523 от 07.11.2020 № 1799 изменены правила ведения реестра договоров, утвержденные постановлением Правительства от 31 октября 2014 г. № 1132.

Доступ к сведениям реестра договоров, не находящимся в открытом доступе в ЕИС, предоставлен Минпромторгу и Счетной палате Российской Федерации.

С 1 января 2021 года у заказчиков появилась обязанность вносить в реестр договоров существенно больше информации, чем было предусмотрено законодательством ранее.

Так, обязательным теперь является указание по каждой позиции закупаемых товаров (работ, услуг) информации о цене единицы товара, работы или услуги, наименования страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором (в том числе в случае, если поставка товара предусмотрена условиями договора на выполнение работ, оказание услуг).

В случае если предметом договора являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, информация о цене единицы товара, о стране происхождения товара включается в реестр в отношении товара, который в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств.

По аналогии с изменениями в плане закупки, в реестре договоров теперь нужно указывать информацию об объеме финансового обеспечения закупки за счет субсидии, предоставляемой в целях реализации национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, по каждому коду целевой статьи расходов, коду вида расходов (в случае использования соответствующего финансового обеспечения закупки).

Информацию об исполнении договора теперь нужно вносить в реестр регулярно: в течение 10 дней со дня приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги и (или) оплаты договора.

Так же как и в плане закупки, в реестре договоров появились дополнительные поля, не предусмотренные постановлением № 1132: тип объекта закупки (в рамках информации о предмете договора) и объем финансирования за счет бюджетных средств. При заполнении информации о финансировании за счет бюджетных средств ЕИС предлагает на выбор следующие варианты: за счет средств, предусмотренных контрактом 44-ФЗ; за счет средств, предусмотренных контрактом 44-ФЗ, выделяемых в рамках национальных проектов; за счет средств, выделяемых в рамках национальных проектов; нет финансирования за счет бюджетных средств. Следует подчеркнуть, что наличие такой информации и обязанность заполнения соответствующих сведений в указанной редакции постановлением № 1132 не предусмотрена, за исключением информации о финансовом обеспечении закупки за учет субсидии, упомянутой выше.

Например, в рамках национального проекта «Демография» заказчики, работающие по закону № 223-ФЗ, могут получить субсидию на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование своих работников. Соответствующую информацию теперь нужно размещать в плане закупки и в реестре договоров.

12. Приказом Минстроя России от 21.12.2020 № 810/пр «Об обязательных квалификационных требованиях к участникам закупок, связанных с поставкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства или объекта инфраструктуры, права на которые переданы в порядке, предусмотренном статьями 201.15-1 — 201.15-2-1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлены соответствующие требования, которые необходимо учитывать при проведении конкурентных процедур закупок.

В частности, при осуществлении закупок, связанных с поставкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства или объекта инфраструктуры, права на которые переданы в порядке, предусмотренном статьями 201.15-1 — 201.15-2-1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», заказчики должны устанавливать к участникам обязательные квалификационные требования:

  • отсутствие сведений об участнике в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ;
  • наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) хотя бы одного договора из вариантов, предусмотренных приказом № 810/пр, с учетом предмета осуществляемой закупки.

Такие требования к участникам необходимо устанавливать, в случае проведения конкурентной закупки в период с 29.03.2021 г. по 29.03.2027 г.

13. В письме Минфина России от 08.06.2020 N 24-01-08/49010 даны разъяснения заказчикам по вопросу о внесении информации в реестр договоров ЕИС, если в результате внесения изменений в договор его стоимость превысила пороговые значения, установленные в качестве права для неразмещения информации в ЕИС.

Минфин напоминает, что частью 2 статьи 4.1 Закона № 223-ФЗ установлено, что в течение трех рабочих дней со дня заключения договора, в том числе договора, заключенного заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) товаров, работ, услуг, стоимость которых превышает размеры, установленные частью 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, заказчики вносят необходимые информацию и документы в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения.

Пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением № 1132, установлено, что, если заказчиком в соответствии с частью 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ принято решение о неразмещении сведений о закупке в единой информационной системе, в реестр включаются информация и документы, касающиеся договоров, в случае их направления заказчиком в Федеральное казначейство.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, в случае если в договор были внесены изменения и стоимость закупки превысила размеры, установленные частью 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ (100000 руб. или 500000 руб.), заказчику необходимо направить в Федеральное казначейство информацию и документы в отношении такого договора в целях ее включения в реестр договоров.

14. В завершение обзора приведем несколько интересных судебных решений, связанных с обжалованием положений документации о закупке, формирующих практику применения и контроля соблюдения требований закона № 223-ФЗ.

Закон № 223-ФЗ в качестве принципа, которым должны руководствоваться заказчики, устанавливает принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика. С учетом этого принципа многие заказчики, применяющие в рамках налоговых отношений вычеты по НДС, установили в Положении о закупке и документации порядок оценки ценовых предложений участников закупки без учета НДС, что в течение нескольких лет признавалось допустимым с учетом административной и судебной практики рассмотрения соответствующих споров. Однако в 2019-2020 годах практика применения данной нормы резко изменилась, в решениях стала преобладать позиция, озвученная ФАС России (например, в письме ФАС России от 22.08.2018 № АД/66562/18), о том, что ценовые предложения участников нужно сравнивать только в окончательной редакции, включаемой впоследствии в договор, с учетом всех уплачиваемых участником налогов и независимо от применяемой системы налогообложения.

Эта позиция ФАС России признана законной в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2020 г. по делу № А40-16572/20.

Дело было рассмотрено в рамках обжалования решения Московского УФАС, принятого по жалобе участника, применяющего УСН, на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме. Участник с УСН, предложивший более низкую цену, проиграл участнику, который находится на общей системе налогообложения и с учетом НДС предложил цену выше, чем у конкурента, так как заказчик сравнивал ценовые предложения без учета НДС.

Суды при рассмотрении дела сделали вывод о том, что принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. При определении в конкурсной закупке начальной (максимальной) цены договора к обязанностям заказчика относится, в том числе установление одного значения цены договора (цены лота) для всех участников закупки, независимо от применяемой ими системы налогообложения, и указание на то, содержит или нет установленная цена НДС. Установленные правила оценки предложений должны позволять обеспечить равенство участников гражданского оборота.

Суд и антимонопольный орган пришли к правомерному выводу о том, что установленный в документации о закупке порядок выбор победителя среди заявок участников закупки, применяющих разные режимы налогообложения, создает преимущественные условия для участников, являющихся плательщиками НДС, по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения, что противоречит требованиям Закона о закупках и влечет за собой необоснованное ограничение участников закупки. Оценка ценовых предложений должна осуществляться исключительно в том виде, в котором ценовые предложения поданы участниками, и за какую итоговую цену участник готов поставить товары (выполнить работы, оказать услуги).

Эту позицию поддержал и Верховный Суд в Определении № 304-ЭС20-17548 от 2 ноября 2020 года (дело № А46-6096/2019). Верховный Суд согласился с мнением судов о том, что предложенный Заказчиком порядок оценки и сопоставления заявок участников закупки, применяющих разные режимы налогообложения, может привести к дискриминации, созданию преимущественных условий для отдельных участников — плательщиков НДС, по сравнению с участниками — не являющимися плательщиками НДС.

Заказчикам, до настоящего времени применяющим порядок оценки ценовых предложений участников без учета НДС, рекомендуется учитывать эту административную и судебную практику и соответственно пересмотреть условия свой документации о закупке.

Обзор подготовлен Богацкой С.Г., руководителем направления «Государственные, муниципальные и корпоративные закупки» АНО УМЦ «Финконт», к.э.н.

Рекомендуем

Подробное рассмотрение правил, изменений, практики осуществления закупок по закону № 223-ФЗ планируется на ближайших курсах повышения квалификации и семинарах Учебного центра «Финконт», в которых традиционно участвуют представители ФАС России и эффективно сочетаются традиционные формы обучения и практические занятия на электронных площадках, проводятся очные консультации и обмен опытом между специалистами заказчиков и поставщиков.

Закупки по закону № 223-ФЗ. Правовое регулирование и контроль (24 часа очно или онлайн-трансляция)

223-ФЗ: Курс повышения квалификации (40 часов очно, 104 дистанционно)

223-ФЗ: Семинар с участием ФАС для заказчиков и поставщиков. Семинар в Москве (16 часов очно)

223-ФЗ: Курс с участием ФАС для заказчиков и поставщиков (16 часов очно, 8 заочно). Курс в Москве + Онлайн-трансляция – для повторного обучения

223-ФЗ: Профессиональная переподготовка (40 часов очно, 235 дистанционно)


К списку статей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Вам могут быть также интересны семинары: