Вход
Регистрация
Избранное (0)
Подпишитесь на рассылку

Обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ

28.01.2021

25 января 2021 г. в Государственную Думу, наконец, внесён обсуждаемый с 2019 года оптимизационный проект изменений закона № 44-ФЗ (номер проекта 1100997-7). Наиболее глобальные изменения процедур закупок по 44-ФЗ вступят в силу теперь не ранее 1 января 2022 года. Однако количество изменений подзаконных нормативных актов, регламентирующих закупки в контрактной системе, превысило все разумные пределы. Заказчикам и участникам закупок становится всё сложнее отслеживать и учитывать в работе бесчисленные поправки, инициированные различными ведомствами и не всегда согласованные между собой и с нормами закона. Чтобы помочь сориентироваться в огромном количестве обязательных к применению норм и правил, эксперты компании «ФинКонт Торги» подготовили подробный обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону № 44-ФЗ: изменения порядка внесения информации в реестр недобросовестных поставщиков, контроля сведений в реестре контрактов, минимальная обязательная доля закупок товаров из ЕАЭС с 2021 года, изменения в сфере нормирования и планирования закупок, новые типовые контракты и много другое.

1. Федеральным законом от 08.12.2020 № 429-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с учетом Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, внесены уточнения в статью 2 закона № 44-ФЗ в части применения правил международных договоров.

Частью 4.1 статьи 2 закона № 44-ФЗ теперь предусмотрено, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

2. Федеральным законом от 22.12.2020 № 435-ФЗ «О публично-правовой компании „Единый заказчик в сфере строительства“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления деятельностью указанной публично-правовой компании, в том числе порядок осуществления ею закупок в соответствии с требованиями закона № 44-ФЗ.

Предусмотрено, что Единый заказчик в сфере строительства будет осуществлять функции государственного заказчика и застройщика при обеспечении строительства объектов капитального строительства, которые находятся или будут находиться в государственной собственности Российской Федерации и включены в программу деятельности единого заказчика на текущий год и плановый период и в иных, определенных Правительством Российской Федерации целях в сфере осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства.

В отношении объектов, включенных в вышеуказанную программу деятельности, единый заказчик осуществляет закупки за счет средств федерального бюджета в целях выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

В статье 3 закона № 44-ФЗ Единый заказчик в сфере строительства отнесен к категории государственных заказчиков, а в статье 15 установлены особенности закупок указанной публично-правовой компании.

Решение о создании публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» путем реорганизации с одновременным сочетанием преобразования и слияния находящихся в ведении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федеральных казенных учреждений принято Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2395. Этим же постановлением утверждены: устав публично-правовой компании, Правила назначения генерального директора, Положение о наблюдательном совете.

3. Федеральным законом от 22.12.2020 № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменена редакция описания случая возможной закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях закупки работ по изготовлению акцизных марок.

В пункте 49 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ предусмотрена закупка у единственного подрядчика в целях изготовления акцизных марок для маркировки только табачной продукции. Слова «алкогольная продукция» будут исключены из пункта 49 части 1 статьи 93 с 1 апреля 2021 года в связи с отменой маркировки алкогольной продукции акцизными марками и введением единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

4. Федеральным законом от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» изменены формулировки в статье 22, пунктах 38, 39 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ в связи с изменением соответствующей терминологии в градостроительном законодательстве.

В описании случая закупки у единственного поставщика в целях приобретения жилых помещений (в случаях, предусмотренных пунктами 38, 39 части 1 статьи 93) теперь упоминается «договор о комплексном развитии территории, предусматривающий строительство стандартного жилья» вместо договора «об освоении территории...».

5. Федеральным законом от 30.12.2020 № 501-ФЗ «О внесении изменений в статью 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» дополнены временные специальные правила осуществления закупок для обеспечения государственных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя и муниципальных нужд на территории Крыма.

Особые правила, предусмотренные на период до 31 декабря 2022 года частями 66 и 67 статьи 112 закона № 44-ФЗ, распространены на закупки работ по содержанию автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений, выполняемых учреждениями и предприятиями Республики Крым и города Севастополя.

6. Федеральным законом от 30.12.2020 № 539-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменены порядок внесения и содержание информации, включаемой в реестр недобросовестных поставщиков, а также изменена редакция случая закупки у единственного поставщика — предприятия или учреждения уголовно-исполнительной системы.

С 1 июля 2021 года в требованиях к заявкам по всем способам определения поставщиков исключено слово «учредителей» (в части требования о предоставлении сведений об ИНН). На это важно обратить внимание, так как необходимо внести изменения в типовые документации и извещение о проведении запроса котировок в электронной форме.

Внесено уточнение в описание случая закупки у единственного поставщика по п.11 ч.1 ст. 93 — добавлены слова, выделенные курсивом: «производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и (или) предприятием уголовно-исполнительной системы, в том числе для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы...».

Обращение о включении информации об участнике закупки в РНП будет с 1 июля 2021 года основанием для проведения внеплановой проверки.

Вместо действующей в настоящей момент редакции статьи 104 закона № 44-ФЗ о включении в РНП сведений об учредителях юридического лица с 1 июля 2021 года вступит в силу изменение о включении в РНП, в дополнение к текущей редакции:

  1. Фамилии, имени, отчества (при наличии) управляющего, наименования управляющей организации и ИНН.
  2. Наименования, фамилии, имени, отчества (при наличии), ИНН:
    • участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица (имеются в виду лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем 25% акций (долей, паев) корпоративного юридического лица);
    • учредителей унитарного юридического лица.

Информацию о включении сведений в РНП должны будут направлять не только заказчики, но и уполномоченные органы, уполномоченные учреждения.

Изменены основания для исключения информации из реестра недобросовестных поставщиков, а также сроки такого исключения. Информацию будут исключать из РНП по истечении двух лет с даты, когда УФАС должно было разместить соответствующую информацию в реестре, а не с даты ее фактического размещения. Также исключение информации из реестра предусмотрено на основании решения суда и информации, подтверждающей невозможность влияния включенных в РНП лиц на деятельность участника закупки по состоянию на день признания его уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.

С учетом внесенных законом № 539-ФЗ изменений Правительство должно утвердить новый порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков.

7. Федеральным законом от 22.12.2020 № 456-ФЗ «О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации» в ГК введены новые правила, регулирующие права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении государственного или муниципального контракта.

В частности, в Гражданский кодекс включена новая статья 1240.1 «Результат интеллектуальной деятельности, созданный при выполнении государственного или муниципального контракта».

Указанной статьей предусмотрено, что, по общему правилу, право на получение патента и исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный при выполнении государственного или муниципального контракта для государственных и муниципальных нужд, принадлежат лицу, выполняющему государственный или муниципальный контракт (исполнителю). При этом правообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование результата интеллектуальной деятельности, права на который не принадлежат заказчику (публичному образованию), для государственных или муниципальных нужд.

Исключения из этого правила следующие.

Право на получение патента и исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, непосредственно связанный с обеспечением обороны и безопасности, принадлежат Российской Федерации, если иное не установлено Гражданским Кодексом; принадлежность прав исполнителю по контракту может быть определена Президентом РФ.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный за счет бюджетных средств, принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию в случаях:

1) если результат интеллектуальной деятельности необходим для предоставления государственных (муниципальных) услуг либо для осуществления государственных (муниципальных) функций;
2) если исполнитель в течение двенадцати месяцев с даты приемки работ по государственному или муниципальному контракту не обеспечил совершение всех зависящих от него действий, необходимых для признания за ним исключительного права на результат интеллектуальной деятельности;
3) если результат интеллектуальной деятельности создан при выполнении работ по государственному контракту, который заключен в целях реализации международных обязательств Российской Федерации;
4) в других случаях, установленных законом.

В связи с установленными вариантами распределения исключительных и неисключительных прав между заказчиком и исполнителем, предусмотрены соответствующие права государственного и муниципального заказчика и обязанности исполнителя по государственному и муниципальному контракту. Их необходимо включать в проекты контрактов, предусматривающих создание объектов интеллектуальной собственности, в том числе указывать основание принадлежности стороне исключительного права из статьи 1240.1 ГК.

Среди обязанностей исполнителя или иного правообладателя статья 1240.1 ГК определяет: лицо, которому принадлежит исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционное достижение или секрет производства (ноу-хау), созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд (за исключением результатов интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности), обязано в течение двух лет со дня возникновения у него соответствующего исключительного права начать использование таких результатов в практической деятельности либо передать соответствующее исключительное право другим заинтересованным лицам.

Правительство устанавливает, среди прочего, порядок управления правами РФ на результаты интеллектуальной деятельности; порядок формирования и ведения единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения; типовые лицензионные договоры о безвозмездном предоставлении права использования результата интеллектуальной деятельности для государственных или муниципальных нужд и порядок заключения таких договоров.

Новая редакция распределения прав предусмотрена в Гражданском кодексе и в отношении произведений науки, литературы и искусства, в том числе программ для ЭВМ и баз данных, созданных при исполнении обязательств по государственному или муниципальному контракту (статья 1298).

Исключительное право по общему правилу принадлежит автору или иному исполнителю по контракту, либо совместно исполнителю и заказчику; исключения предусмотрены пунктами 3 и 4 статьи 1240.1 ГК. Также в новой редакции изложены статьи ГК:

  • Статья 1373 «Изобретение, полезная модель, промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту»,
  • Статья 1471 «Секрет производства, полученный при выполнении работ по договору и при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту».

Закон вступит в силу с 1 января 2022 года.

8. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» утверждены минимальная обязательная доля закупок российских товаров, начиная с 2021 г.; требования к содержанию и форме отчета об объеме закупок российских товаров; Положение о порядке, критериях и последствии проведения оценки Минпромторгом выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной обязательной доли.

Перечень кодов ОКПД2 и наименований товаров для достижения обязательной доли включает 107 позиций и применяется только в том случае, если заказчиком при осуществлении конкурентной закупки установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств на основании соответствующего постановления Правительства РФ (имеются в виду постановления от 10.07.2019 № 878, от 30.04.2020 № 617, от 05.02.2015 № 102).

Установлено, что для цели достижения минимальной доли закупок заказчиком учитываются товары, происходящие из государств — членов Евразийского экономического союза.

В дополнение к особенностям описания объекта закупки, предусмотренным статьей 33 закона № 44-ФЗ (должны быть указаны характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в КТРУ), постановлением № 2014 предусмотрены особенности обоснования НМЦК для соответствующих конкурентных закупок. В частности, при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик должен направлять запрос информации о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности.

В отчете, который должен быть размещен в ЕИС не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, на основании данных реестра контрактов будет отражена информация об объема принятого заказчиком товара из ЕАЭС в рублях и автоматически будет осуществлен расчет достигнутой доли закупок российских товаров. Если соответствующая доля окажется меньше минимальной, заказчик должен разместить в отчете код причины обоснования невозможности достижения минимальной обязательной доли.

9. Постановлениями Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 23.12.2020 № 2241 и от 31.12.2020 № 2407 внесены изменения в Постановление от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».

Постановлением № 2241 действие запретов на закупку иностранных товаров распространено на медицинские маски (коды ОКПД2 32.50.50.190, 32.99.11.160), головные уборы защитные из текстильных материалов (код ОКПД2 32.99.11.190).

Предусмотрено, что медицинские маски не могут быть предметом одного контракта (одного лота) с другими отдельными видами промышленных товаров, включенных в перечень. Установленный запрет в отношении медицинских масок действует до 31 декабря 2021 г.

Постановлением № 2407 расширен перечень оснований, когда запрет на закупку иностранных товаров не применяется. Случай неприменения запретов, предусмотренный постановлением № 616 (пп. «д» п.3), изложен в новой редакции (дополнения и изменения выделены курсивом): закупки, осуществляемые Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и подведомственными им организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 — 7, 52 — 57, 73 — 75 и 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 — 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей), Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации и подведомственными ему организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 — 7, 52 — 57 и 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 — 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей), Управлением делами Президента Российской Федерации и подведомственными ему организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 3 — 7, 52 — 57, 73 — 75 и 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 — 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей).

10. Постановлением Правительства от 24.11.2020 № 1909 внесены изменения в Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 — исправлена ошибка, допущенная при внесении предыдущих изменений в части правил описания радиоэлектронной продукции.

Изменениями от 30 июня 2020 г. заказчикам запретили при описании радиоэлектронной продукции, в отношении которой установлены ограничения постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878, указывать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 закона № 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога. Причем запрет действовал даже в случае, когда заказчик приводил обоснование и не применял ограничения, установленные постановлением № 878.

С 27 ноября 2020 года подпункт «а» пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд дополнен фразой о том, что вышеуказанный запрет действует только при условии установления в соответствии с постановлением № 878 ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

11. Постановлением Правительства РФ от 07.11.2020 № 1799 внесены изменения в Положение о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. № 1279.

Предусмотрено, что в итоговых позициях плана-графика должны отображаться объемы финансового обеспечения по кодам бюджетной классификации, кодам видам расходов, кодам объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества.

Информация о кодах объектов строительства и недвижимого имущества будет загружена в ЕИС из системы «Электронный бюджет» с 1 июля 2021 года, в том числе в отношении объектов, строящихся в формате «под ключ».

Изменена редакция подпункта «а» пункта 18 Положения о включении в план-график в виде отдельной позиции информации о закупке, по результатам которой заключается контракт, предметом которого являются приобретение объектов недвижимого имущества, подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 закона № 44-ФЗ.

12. Постановлениями Правительства РФ от 07.11.2020 № 1799 и от 24.11.2020 № 1909 внесены изменения в Правила ведения реестров контрактов, утвержденные Постановлением от 28 ноября 2013 г. № 1084.

Внесено уточнение о том, что при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных частью 68 статьи 112 закона № 44-ФЗ, требование об указании страны происхождения поставляемых товаров не применяются.

Добавлен отдельный контроль Федерального казначейства за непревышением объема финансового обеспечения контракта, заключенного в целях реализации национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

С 1 января 2022 г. предусмотрено проведение проверки финансового обеспечения по каждому коду объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества, сформированному в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».

В Правила ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, внесены уточнения в части указания страны происхождения товара, аналогичные ранее внесенным изменениям в правила ведения открытого реестра контрактов. Кроме того, изменён порядок направления сведений из закрытого реестра контрактов в ФАС России.

13. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 № 2106 утверждены новые «Правила казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

Казначейское сопровождение предусмотрено в отношении следующих контрактов и договоров, заключенных в соответствии с законом № 44-ФЗ:

  • государственных контрактов о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) для обеспечения государственных нужд, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 2 статьи 5 Федерального закона о бюджете (с авансовыми платежами, на сумму 100 млн. руб. и более; расчеты по контрактам на основании п.2 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ на сумму более 600 тыс. руб., расчеты по договорам в рамках исполнения контрактов по п.2 ч.1 ст. 93 на сумму более 600 тыс. руб.) (далее — государственный контракт);
  • государственных (муниципальных) контрактов о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), заключаемых на сумму 100000 тыс. рублей и более государственными заказчиками для обеспечения государственных нужд субъекта РФ (муниципальными заказчиками для обеспечения муниципальных нужд), контрактов (договоров) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), заключаемых на сумму 100000 тыс. рублей и более бюджетными и автономными учреждениями субъекта РФ (муниципальными бюджетными и автономными учреждениями), если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) (далее — договор о капитальных вложениях);
  • контрактов (договоров) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), заключаемых на сумму 100000 тыс. рублей и более федеральными бюджетными или автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставляемые в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса РФ (далее — контракт учреждения);
  • договоров, контрактов и соглашений, заключаемых в рамках исполнения государственных контрактов, договоров о капитальных вложениях, контрактов учреждений (далее — договор (контракт, соглашение).

Как и ранее, операции по списанию целевых средств по расходам юридических лиц, отраженных на лицевых счетах, проводятся после осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, и проверки представленных документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств юридических лиц (далее — документы-основания).

Постановлением № 2106 установлены требования к условиям контрактов, предусматривающих казначейское сопровождение средств, включая запреты на перечисление средств, обязанность ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту, указание в расчетных документах и документах — основаниях идентификатора контракта и др.

Установлены особенности казначейского сопровождения целевых средств, получаемых юридическими лицами на основании государственных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения — определены условия перечисления прибыли по контракту.

В рамках казначейского сопровождения целевых средств, получаемых отдельными юридическими лицами, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, предусмотрено проведение территориальными органами Казначейства проверок:

а) информации о сроках поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), содержащейся в документах-основаниях;
б) информации о количестве товаров (объеме работ, услуг), содержащейся в документах-основаниях;
в) фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе с использованием фото- и видеотехники;
г) на соответствие фактических затрат по результатам финансово-хозяйственной деятельности по государственному контракту, договору о капитальных вложениях, контракту учреждения, договору (контракту, соглашению), данным раздельного учета, отраженным в информационных системах юридических лиц, в которых осуществляется ведение бухгалтерского и управленческого учета, информации, содержащейся в первичных учетных документах и (или) в информации о структуре цены государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора (контракта), с проведением анализа экономической обоснованности затрат в соответствии с порядком, утвержденным Федеральным казначейством;
д) наличия в информационных системах Федерального казначейства и (или) единой информационной системе в сфере закупок документов-оснований в соответствии с порядком санкционирования целевых средств.

14. Постановлением Правительства РФ от 16.12.2020 № 2134 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. № 440» изменены в сторону смягчения требования к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов.

Вместо запланированного ранее на 2021 год требования к банкам в части наличия рейтинга не ниже «B+(RU)» или «ruB+», в новой редакции Постановления № 440 сохранены требования, действовавшие в 2020 году: наличие у банка кредитного рейтинга не ниже уровня «B-(RU)» по национальной рейтинговой шкале для РФ Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня «ruB-» по национальной рейтинговой шкале для РФ кредитного рейтингового агентства «Эксперт РА».

15. Постановлением Правительства РФ от 07.11.2020 № 1799 внесены уточнения и дополнения в Постановление Правительства РФ от 6 августа 2020 г. № 1193 «О порядке осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В качестве контролируемой информации в постановление № 1193 добавлена информация об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок в целях реализации национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Предусмотрена возможность направления в контрольный орган информации не только на бумажном носителе, но и на съемном машинном носителе информации (при наличии технической возможности) или в электронной форме с использованием информационных систем, применяемых субъектами контроля и органами контроля (при наличии таких систем).

Внесено дополнение о том, что проверка объема финансового обеспечения, включенного в план-график, осуществляется по каждому коду бюджетной классификации, каждому коду вида расходов, а проверка объема финансового обеспечения по закупкам работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства — по каждому коду объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества.

Уточнения в части проверяемой информации вступят в силу с 1 июля 2021 года.

16. Постановлением Правительства РФ от 07.11.2020 № 1799 внесены также уточнения в Правила регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. № 1752.

Предусмотрено, что в реестр участников закупок дополнительно вносится следующая информация:

  • об идентификационном номере налогоплательщика юридического лица, иностранного гражданина, лица без гражданства (при наличии такого номера), присвоенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП (при наличии), включающая наименование суда, вынесшего постановление о назначении административного наказания, номер дела об административном правонарушении, дату вынесения постановления и дату вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания;
  • о применении физическим лицом специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» и дата постановки на учет (снятия с учета) в налоговом органе.

Соответствующая информация будет загружаться в реестр автоматически, посредством использования систем межведомственного электронного взаимодействия.

Кроме того, постановлением № 1799 в очередной раз перенесены сроки введения новых правил проведения закрытых электронных процедур на специализированной площадке, соответственно, продлен до 1 июля 2021 года срок действия постановления от 27 ноября 2017 г. № 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства».

В постановлении Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. № 223 «Об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках» предусмотрено, что обязанность заказчиков, включенных в перечень, проводить в электронной форме закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс и закрытый аукцион (далее — закрытые электронные процедуры) по новым правилам при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в случае, установленном пунктом 5 части 2 статьи 84 закона № 44-ФЗ, начнет действовать с 1 июля 2021 г.

Однако уже с 1 января 2021 г. требуется предварительная регистрация в ЕИС участников закрытых процедур на специализированной электронной площадке.

17. Постановлением Правительства РФ от 07.11.2020 № 1799 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» продолжено внесение изменений в отдельные подзаконные нормативные акты в связи с вступлением в силу с 1 апреля 2021 года правил осуществления закупок у единственного поставщика в электронной форме в соответствии с частью 12 статьи 93 закона № 44-ФЗ.

В частности, изменения внесены в постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 г. № 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций...».

С 1 апреля 2021 года (т.е. применение новых правил начнется с отчета за 2021 год) вступят в силу правила, согласно которым при расчете объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), нужно будет учитывать объем закупок, осуществленных в соответствии с ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ.

В информации о заключенных контрактах отчета необходимо будет указывать контракты, заключенные в соответствии с частями 1 и 12 статьи 93 закона № 44-ФЗ, за исключением контрактов, которые заключены в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 30 закона № 44-ФЗ. Ранее часть 12 статьи 93 в этой позиции отчета не упоминалась.

18. Постановлением Правительства РФ от 07.11.2020 № 1799 внесены изменения в Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. № 1414.

В качестве наиболее существенных изменений можно отметить:

  • описание функции контроля ЕИС за соответствием информации, в т.ч. об ИКЗ, исправлено с учетом порядка осуществления контроля, установленного в части 6 статьи 99 закона № 44-ФЗ;
  • к функционалу ЕИС отнесено не только размещение информации и документов, предусмотренных законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, но и формирование таких документов и информации;
  • добавлены случаи, когда информация о закупках по закону № 223-ФЗ, размещенная в ЕИС, не размещается на официальном сайте — с учетом правил неразмещения информации, предусмотренных законом № 223-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
  • установлено, что технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать: возможность получения с официального сайта электронных сообщений об изменении информации, размещаемой на официальном сайте (в прежней редакции упоминались почтовые сообщения и выбранные пользователем разделы официального сайта); возможность размещения информации и документов в формате открытых данных.

Из Правил функционирования ЕИС исключены требования в части публикации на официальном сайте сводных данных о его посещаемости за последние 3 года, а также предоставления возможности поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети «Интернет», в том числе поисковыми системами.

Все вышеперечисленные изменения вступили в силу с 13 ноября 2020 г.

Информация о внеплановой проверке в связи с поступлением обращения заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) будет автоматически передаваться на электронную площадку с 1 июля 2021 года.

19. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1909 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 8 июня 2018 г. № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки».

Следует отметить, что в 2021 году вступают в силу изменения, которые были внесены в постановление № 656 ранее:

  • с 1 января 2021 года оператор предоставляет заказчику вместе со вторыми частями заявок информацию о привлечении участника к административной ответственности по статье 19.28 КоАП;
  • с 1 июля 2021 года оператор будет предоставлять в ФАС России информацию об участниках, уклонившихся о заключения контракта, а также должен направлять в контрольный орган заявки, поданные на участие в закупке, направленные заказчику, а также информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 закона № 44-ФЗ (при поступлении обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)).

Проверки функционирования операторов на предмет соответствия единым и дополнительным требованиям могут быть осуществлены не ранее 1 января 2022 г.

Постановлением № 656, с учетом изменений от 24.11.2020, предусмотрено следующее:

  • операторы должны обеспечить использование электронной подписи, созданной в соответствии с нормами права иностранного государства, международными стандартами и признаваемой в Российской Федерации, в том числе на основании международного договора;
  • установлена обязанность операторов предоставлять доступ к своему оборудованию Федеральному казначейству в целях обеспечения функционирования государственной информационной системы, мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, на электронной площадке;
  • предусмотрена необходимость соответствия оператора электронной площадки дополнительным требованиям, утвержденным постановлением Правительства от 15 мая 2019 г. № 603, в том числе в части требований в отношении проведения продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме;
  • установлено обязательное взаимодействие оператора при проведении электронных аукционов и конкурсов по 44-ФЗ с реестром банковских гарантий.

Банковская гарантия признается отсутствующей в таком реестре в случаях:

а) отсутствия в реестре банковских гарантий уникального номера реестровой записи из такого реестра, направленного участником закупки оператору электронной площадки в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в электронной процедуре;
б) несоответствия суммы банковской гарантии размеру обеспечения заявок на участие в закупке, установленному в извещении об осуществлении закупки;
в) несоответствия идентификационного кода закупки, включенного в реестровую запись реестра банковских гарантий, идентификационному коду закупки, указанному в извещении об осуществлении закупки.

Из постановления № 656 исключена обязанность оператора электронной площадки обеспечивать идентификацию и аутентификацию уполномоченных лиц участников закупок, являющихся иностранными лицами.

20. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1909 внесены изменения в постановление РФ от 03.11.2015 № 1193 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В новой редакции правил осуществления мониторинга предусмотрено использование Минфином информации из ЕИС о количестве процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и суммарном значении НМЦК, при осуществлении которых установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в том числе с разбивкой по источникам финансирования, способам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также по мероприятиям государственных программ Российской Федерации.

Кроме того, предусмотрена обязанность Минфина мониторить информацию о стране происхождения товара (при осуществлении закупок товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).

21. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1913 «О внесении изменений в Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, определенных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“, Государственной корпорации по космической деятельности „Роскосмос“ и подведомственных им организаций» определены изменения соответствующих правил определения нормативных затрат, утвержденных постановлением от 20.10.2014 № 1084.

Введены нормативы количества мебели (Приложение № 3 Постановления № 1084). В частности, ограничена возможность приобретения диванов и наборов мягкой мебели для отдельных категорий государственных служащих; один шкаф для одежды предусмотрен для четырех служащих.

Если государственные гражданские служащие исполняют свои обязанности в дистанционном режиме, то нормативы количества в отношении средств и услуг подвижной (радиотелефонной) связи и планшетных компьютеров с SIM-картами могут не применяться по решению руководителя федерального органа. При этом нормативы цены не могут превышать установленные значения.

Расчет затрат на приобретение страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств приведен в соответствие с новым порядком применения страховых тарифов, установленным Центральным банком Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Изменения вступили в силу 5 декабря 2020 года.

22. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2062 «О внесении изменений в приложение № 2 к Правилам определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)» изменены нормативные требования к товарам, закупаемым для обеспечения федеральных нужд, предусмотренные постановлением от 2 сентября 2015 г. № 927.

Обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг изложен в новой редакции.

Определена предельная цена ноутбука: для руководящих должностей центрального аппарата — 100 тыс. руб., для помощников (советников) — 80 тыс. руб.; предельная цена планшетного компьютера установлена для руководителей в размере 60 тыс. руб., для помощников (советников) — 50 тыс. руб.

Установлена предельная цена для услуг подвижной радиотелефонной связи (для руководящих должностей центрального аппарата — не более 4 тыс. руб., для руководителей территориальных органов — не более 1 тыс. руб.).

Характеристика «Предельная цена» предусмотрена по всем позициям перечня (в прежней редакции предельная цена была регламентирована только в 5 из 25 позиций).

Изменения вступили в силу 23 декабря 2020 года.

23. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2020 № 1357 «Об утверждении Правил использования информации о взаимозаменяемых лекарственных препаратах для медицинского применения и дачи разъяснений по вопросам взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения, а также о внесении изменения в особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приняты изменения, в том числе, в постановление от 15 ноября 2017 г. № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Установлено, что при описании лекарственных препаратов, не включенных в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, в документации о закупке используется информация о взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащаяся в перечне взаимозаменяемых лекарственных препаратов, размещенном на официальном сайте Минздрава в сети «Интернет».

Если информация о взаимозаменяемости лекарственных препаратов содержится в указанном перечне, не допускается устанавливать требования к критериям взаимозаменяемости лекарственных препаратов, предусмотренным частью 2 статьи 27.1 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», если такие требования влекут за собой несоответствие описанию объекта закупки одного или нескольких лекарственных препаратов, включенных в одну группу взаимозаменяемости с лекарственными препаратами, соответствующими описанию объекта закупки.

24. Постановлением Постановление Правительства РФ от 23.12.2020 № 2238 «О внесении изменений в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменены коды ОКПД2 и правила их применения в перечне № 2 постановления Правительства от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В позициях 2, 3, 4 перечня № 2 постановления № 102 добавлен уточненный код ОКПД2, а в отношении исключенных из ОКПД2 кодов добавлена сноска: код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на такой код. То есть регистрационные удостоверения с устаревшим вариантом кода ОКПД2 продолжают действовать.

25. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2392 «О ведении реестра российских организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции» предусмотрено ведение Минпромторгом соответствующего реестра российских производителей.

Постановлением утверждены правила ведения реестра российских организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции«). Заявка на включение в реестр должна быть направлена в электронном виде с использованием Государственной информационной системы промышленности.

Ведение указанного реестра предусмотрено Налоговым кодексом РФ для применения льготных ставок по налогу на прибыль, однако реестр может быть полезен и заказчикам, работающим по закону № 44-ФЗ, в целях проверки достоверности информации о товаре, представленной участниками закупки в своих заявках.

26. Указом Президента РФ от 14.09.2020 № 558 «Об утверждении Порядка подготовки проектов правовых актов и поручений Президента Российской Федерации, проектов правовых актов Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении их закупок для государственных нужд» утвержден порядок подготовки закупок у единственного поставщика (исполнителя) на основании п.2 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ.

Указом Президента предусмотрено, что предложение об определении единственного исполнителя вносится в исключительных случаях при нецелесообразности осуществления закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Среди прочего, предложение должно содержать:

  • экономическое и (или) технологическое обоснование нецелесообразности осуществления закупки с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • финансово-экономическое обоснование предложения об определении единственного исполнителя;
  • информацию об исполнении предполагаемым единственным исполнителем своих обязательств по государственному контракту лично или с привлечением к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей и обоснование необходимости их привлечения, а также требование к объему исполнения этим исполнителем своих обязательств по такому контракту лично, установленному в виде процента от цены заключаемого с ним государственного контракта, в случае привлечения к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей.

На поступившее предложение должно быть подготовлено экспертное заключение Правительства Российской Федерации — на основании заключений Минфина, Минэкономразвития и ФАС России.

Рассмотрение предложений осуществляется в Администрации Президента РФ.

Более «мягкий» порядок подготовки правовых актов о закупке у единственного исполнителя предусмотрен для закупок в целях проведения мероприятий с участием Президента Российской Федерации, а также мероприятий, связанных с обеспечением визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций и делегаций иностранных государств в Российскую Федерацию.

27. Постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 № 1649 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения Правительством Российской Федерации обращений об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении их закупок для государственных нужд и о внесении изменений в Регламент Правительства Российской Федерации» утвержден соответствующий порядок рассмотрения обращений в целях издания актов о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по п.2 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ.

Установлены требования к обращению, направляемому в Правительство РФ. В качестве приложений к обращению должны быть представлены заключения Минфина, Минэкономразвития и ФАС России, обоснование цены государственного контракта.

В случае принятия решения о соответствии обращения требованиям законодательства Российской Федерации и о целесообразности осуществления закупок без использования конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Правительство Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации подписанное Председателем Правительства, Первым заместителем Председателя Правительства, Заместителем Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) предложение об определении единственного исполнителя, содержащее необходимые документы (информацию), а также экспертное заключение.

Постановлением № 1649 утверждена форма экспертного заключения и предусмотрены соответствующие изменения в Регламент Правительства РФ.

28. Приказом Минфина России от 02.12.2020 № 294н «О внесении изменения в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2019 г. № 55н «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки» уточнены правила формирования ИКЗ.

В частности, установлено, что правила формирования идентификационного кода закупки, утвержденного приказом № 55н, в части осуществления закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 закона № 44-ФЗ, применяются с 1 апреля 2021 г.

Речь идет о следующих правилах:

  • при осуществлении закупки у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 закона № 44-ФЗ, идентификационный код закупки соответствует одной такой закупке;
  • на этапе размещения извещения о закупке у единственного поставщика в электронной форме в 27 — 29 разрядах ИКЗ указывается порядковый номер, сформированный в пределах номера, указанного в 23 — 26 разрядах ИКЗ.

29. Приказом Минстроя России от 21.12.2020 № 810/пр «Об обязательных квалификационных требованиях к участникам закупок, связанных с поставкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства или объекта инфраструктуры, права на которые переданы в порядке, предусмотренном статьями 201.15-1 — 201.15-2-1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлены соответствующие требования, которые необходимо учитывать при проведении конкурентных процедур закупок.

В частности, при осуществлении закупок, связанных с поставкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства или объекта инфраструктуры, права на которые переданы в порядке, предусмотренном статьями 201.15-1 — 201.15-2-1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», заказчики должны устанавливать к участникам обязательные квалификационные требования:

  • отсутствие сведений об участнике в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ;
  • наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) хотя бы одного договора из вариантов, предусмотренных приказом № 810/пр, с учетом предмета осуществляемой закупки.

Такие требования к участникам необходимо устанавливать, в случае проведения конкурентной закупки в период с 29.03.2021 г. по 29.03.2027 г.

30. Приказом Минфина России от 30.10.2020 № 258н «Об утверждении Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства» утвержден новый порядок учета обязательств федерального бюджета вместо ранее действовавшего порядка 2015 года.

Приказом № 258н предусмотрено, что сведения о принимаемых бюджетных обязательствах, связанных с осуществлением открытых закупок по закону № 44-ФЗ, формируются получателем средств федерального бюджета в течение двух рабочих дней до дня направления на размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки в форме электронного документа либо в течение двух рабочих дней до дня заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ, сведения о котором подлежат включению в реестр контрактов ЕИС.

В части принятых бюджетных обязательств сведения формируются не позднее трех рабочих дней, следующих за днем заключения государственного контракта, договора.

Приказ № 258н регламентирует порядок внесения изменений в поставленное на учёт бюджетное обязательство; порядок осуществления проверок сведений органами Федерального казначейства; последствия положительного и отрицательного результатов проверок; порядок постановки на учет денежных обязательств.

Предусмотрено, что в реквизитах бюджетного обязательства должен быть указан, среди прочего, уникальный номер реестровой записи реестра контрактов, а также наименование поставщика (подрядчика, исполнителя, получателя денежных средств) по документу-основанию (контрагента) в соответствии со сведениями ЕГРЮЛ, фамилия, имя, отчество физического лица.

31. В 2020 и в 2021 годах стали обязательными для применения заказчиками типовые контракты, утвержденные следующими приказами:

  • Приказ МЧС России от 05.07.2020 № 507 «Об утверждении типового контракта на оказание услуг по охране от пожаров организаций и (или) населенных пунктов для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты такого типового контракта» (типовой контракт размещен в ЕИС 11.11.2020);
  • Приказ МЧС России от 12.10.2020 № 756 «Об утверждении типового контракта на выполнение работ по монтажу систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на выполнение работ по монтажу систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типового контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типового контракта на поставку пожарно-технической продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на поставку пожарно-технической продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (три типовых контракта размещен в ЕИС 23.12.2020).

В новой редакции изложен типовой контракт, утвержденный Приказом Минздрава России от 15.10.2015 № 724н (в редакции от 19.08.2020) «Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий».

32. Письмом Минтруда России от 05.11.2020 № 18-2/В-757 «О Методических рекомендациях по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов» направлены соответствующие рекомендации в рамках исполнения пункта 10 Национального плана противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378.

Возможность возникновения конфликта интересов Минтруд рекомендует рассматривать как ситуацию, непосредственно связанную с потенциальной реализацией полномочий и возможностью получения доходов или выгод. Например, возможность возникновения конфликта интересов образуется и обязанность уведомить об этом появляется, когда председатель закупочной комиссии (член комиссии), получив соответствующие документы, узнает об участии в закупочной процедуре организации, учредителем и (или) генеральным директором которой является его супруга.

При указанных обстоятельствах должностное лицо обязано принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в том числе уведомить в установленном порядке о возможности возникновения конфликта интересов, а представитель нанимателя (работодатель) либо уполномоченное им должностное лицо должен принять меры по предотвращению возникновения ситуации конфликта интересов.

Если по результатам проведенной проверки установлен факт наличия у должностного лица конфликта интересов, то есть доказано наличие вышеуказанных обстоятельств, характеризующих ситуацию в качестве конфликта интересов, и должностное лицо не уведомило о конфликте интересов, к нему применяются соответствующие меры ответственности.

Решение об увольнении в связи с утратой доверия рекомендуется применять при достоверно установленных обстоятельствах, характеризующих ситуацию в качестве конфликта интересов, и неуведомлении о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, к примеру, в случае, когда председатель закупочной комиссии государственной корпорации создал условия для признания победителем конкурса коммерческой организации, соучредителем которой он является.

В случае, если в ходе проверки установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков состава преступления или признаков административного правонарушения, материалы об этом представляются в правоохранительные органы. О наличии признаков состава преступления или признаков административного правонарушения свидетельствует, например, случай, когда главный врач городской клинической больницы организовал закупку лекарственных препаратов по стоимости, существенно выше рыночной, у организаций, учредителем которых является его сын.

Перечень изменений из 32 пунктов настоящего обзора является далеко не исчерпывающим и лишний раз доказывает, что обучение, получение информации об изменениях законодательства в сфере закупок нужно осуществлять регулярно, чтобы не допускать обидных ошибок, предотвратить неэффективные расходы и убытки.

Подробно расскажем об изменениях законодательства в сфере закупок и ответим на вопросы поставщиков и заказчиков на ближайших курсах и семинарах Учебного центра «Финконт»:

44-ФЗ и 223-ФЗ: Практический курс для поставщиков (40 часов очно, 104 часа дистанционно), МС13436, очное обучение с 15 по 19 февраля 2021 г.

Семинар «Участие поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Новые требования. Защита прав и интересов в ФАС», МС13442, МС13443 (очное участие и онлайн-трансляция 16-17 февраля 2021 г.)

44-ФЗ: Курс повышения квалификации (40 часов очно, 104 дистанционно), МС13314, очное обучение с 22 по 26 марта 2021 г.

Семинар «Практика закупок по 44-ФЗ: Контрактная система. Новые изменения для заказчиков и поставщиков. Контроль ФАС», МС13329, МС13361 (очное участие и онлайн-трансляция 23-24 марта 2021 г.)

Обзор подготовлен Богацкой С.Г., руководителем направления по государственным и корпоративным закупкам АНО УМЦ «Финконт», экспертом в сфере закупок, доцентом Учебного центра «Финконт», к.э.н.


К списку статей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Вам могут быть также интересны семинары: