Вход
Регистрация
Избранное (0)
Подпишитесь на рассылку

Опасные грузы 2022: рассматриваем классы опасности и требования к транспорту

08.07.2022

Грузы, которые в результате ДТП, розлива, детонации и различных других происшествий могут нанести вред экологии, жизни и здоровью людей, называются опасными грузами.

Транспортировать их следует с особой осторожностью и соблюдением всех правил перевозки опасных грузов.

По характеру опасных свойств грузы подразделяются на классы и подклассы (таблица 1).

Таблица 1. Классификация опасных грузов 2022

Класс

Подкласс

Примеры

Класс 1 Взрывчатые вещества и изделия

1.1 Взрывчатые вещества и изделия с опасностью взрыва массой.

Аммониты, аммоналы, гранулиты, граммониты гранулотол.

1.2 Взрывчатые вещества и изделия, не взрывающиеся массой, но характеризующиеся опасностью разбрасывания.

Ручные гранаты, боеприпасы, снаряды, детонирующий шнур.

1.3 Взрывчатые вещества и изделия, не взрывающиеся массой, характери­зующиеся опасностью возгорания или незначительной опасностью взры­ва или незначительной опасностью разбрасывания или тем и другим.

Порох, пороховые ускорители, твёрдотопливные ракеты, пиротехнические составы, фейерверки, огнепроводный шнур.

1.4 Взрывчатые вещества и изделия, представляющие лишь незначительную опасность взрыва в случае воспламенения или инициирования при пе­ревозке.

Стрелковые патроны, промышленные заряды.

1.5 Взрывчатые вещества очень низкой чувствительности с опасностью взрыва массой.


1.6 Взрывчатые изделия чрезвычайно низкой чувствительности, не взрывающиеся массой.


Класс 2 Газы

2.1 Легковоспламеняющиеся газы.

Сжатые водород и этилен, пропилен.

2.2 Невоспламеняющиеся неядовитые (нетоксичные) газы.

Сжатые азот, гелий, неон.

2.3 Ядовитые (токсичные) газы.

Хлор, иприт.

Класс 3 Легковоспламеняющиеся жидкости

-

Ацетон, клеи, спирт, бензин, керосин, нефть.

Класс 4.1 Легковоспламеняющиеся твёрдые вещества, самореактивные вещества и твёрдые десенсибилизированные взрывчатые вещества

-

Сера, порошок алюминия, фотоплёнка, нафталин.

Класс 4.2 Самовозгорающиеся вещества

-

Активированный уголь, влажный хлопок, жмых.

Класс 4.3 Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой

-

Алюминиевый порошок, кальций, литий, порошок цинка.

Класс 5.1 Окисляющие вещества

-

Неорганические хлораты, перекись водорода в смеси с надуксусной кислотой, химический генератор кислорода.

Класс 5.2 Органические пероксиды

-

Пероксид ацетона.

Класс 6.1 Ядовитые (токсичные) вещества

-

Мышьяк, фенол, хлороформ.

Класс 6.2 Инфекционные вещества

-

Объекты, содержащие бактерии, вирусы, грибки, способные вызвать заболевания у живых существ.

Класс 7 Радиоактивные материалы

-

Материалы, содержащие в своём составе радионуклиды — медицинские изотопы, головки радиационных дефектоскопов, радиоактивные руды, медицинские изотопы, смешанные продукты деления, изотопы цезия, иридия и америция, плутоний, уран, продукты с обеднённым ураном, обогащённый уран.

Класс 8 Едкие (коррозионные) вещества

-

Ртуть, щёлочь, краски, лаки, бром, муравьиная и фосфорная кислоты.

Класс 9 Прочие опасные вещества и изделия

-

Химическая пыль, загрязнители среды, пожароопасные химикаты и вещества, выделяющиеся вредные испарения (двигатели внутреннего сгорания, касторовая мука, литий-ионные батареи).

Каким транспортом можно перевозить опасные грузы: требования

От класса опасности, удалённости места транспортировки, бюджета транспортировки и особенности договорённости между заказчиком и исполнителем зависит выбор способа перевозки опасного груза в 2022 году. Но обратите внимание, что для опасных грузов отдельных видов не подойдёт абсолютно любой вид транспортировки (Таблица 2).

Таблица 2. Требования к перевозкам опасных грузов различными видами транспорта

Вид транспорта

Общие требования

Нормативные акты

Железнодорожный

Грузоотправитель должен представить груз к перевозке в таре и упаковке, предусмотренной стандартами или техническими условиями на продукцию, а также соответствующей требованиям Типовых правил ООН или ГОСТ 26319-2020. «Грузы опасные. Упаковка» с учётом национального законодательства.

Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью исключать утечку и просыпание груза, обеспечивать его сохранность и безопасность перевозки. Тара должна быть изготовлена из инертного по отношению к содержимому материала.

Опасные грузы, выделяющие легковоспламеняющиеся, ядовитые (токсичные), едкие (коррозионные) газы или пары, грузы, которые становятся взрывчатыми при высыхании или могут опасно взаимодействовать с воздухом и влагой, а также грузы, обладающие окисляющими свойствами, нужно упаковать герметично.

Грузы в стеклянной таре нужно упаковать в прочные деревянные, металлические или полимерные ящики.

Свободное пространство в них нужно заполнить негорючими прокладочными и впитывающими материалами.

Стенка ящика должна быть выше закупоренных бутылей и банок не менее чем на 50 мм.

Ящики должны иметь обечайки, вкладыши, перегородки, решётки, прокладки, амортизаторы.

Грузы в металлических или полимерных банках, бидонах и канистрах нужно упаковать в деревянные ящики или обрешётки.

Грузы в мешках и ящиках из гофрированного картона, должны перевозиться повагонными отправками.

При перевозке мелкими отправками опасные грузы в мешках нужно упаковать в жёсткую транспортную тару (металлические или фанерные барабаны, бочки, деревянные или металлические ящики).

Тара с жидким опасным грузом, должна быть заполнена в соответствии с требованиями, установленными стандартами или техническими условиями на данную продукцию.

Упаковать в одном грузовом месте совместно несколько опасных грузов, можно только при условии допустимости стандартами их совместной перевозки.

При этом каждое вещество нужно упаковать отдельно в соответствии со стандартами или техническими условиями на это вещество.

Упакованные вещества нужно поместить в плотный деревянный ящик с гнёздами. Дно ящика, свободные промежутки в гнёздах, а также свободное пространство под крышкой следует заполнить мягким негорючим упаковочным материалом, а ящик плотно закрыть крышкой. Масса брутто такого грузового места не должна превышать 50 кг.

При отправке жидких опасных грузов повагонными/контейнерными отправками необходимо поместить в вагон не менее 1% мест порожней тары на случай возможных повреждений.

На грузовые места с опасными грузами нужно нанести транспортную маркировку в соответствии с правилами перевозок грузов.

Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам в редакции от 22.11.2021.

Автомобильный

Автотранспорт должен быть промаркирован табличками оранжевого цвета с фронтальной и тыльной стороны машины.

Груз должен быть закреплён, не загораживать световые и сигнальные приборы автомобиля. При загрузке автомобиля Загрузку автомобиля нужно заглушить двигатель (Исключение — налив и слив насосом с электроприводом, установленным на транспортное средство. В этот момент водитель должен находиться у места управления этим насосом).

Для транспортировки опасных грузов применяются цистерны — съёмные и стационарные, газовые контейнеры.

Электросеть автомобиля должна быть в 24-вольтовом исполнении, а система выпуска глушителя — с выносом в сторону перед радиатором с наклоном.

Если двигатель не позволяет переоборудовать выпускную трубу глушителя, её нужно вывести вправо, вне зоны кузова или цистерны. Бензобак должен быть удалён от аккумуляторной батареи взрывобезопасной перегородкой, защищён от электрических проводов и трубы глушителя. По периметру бензобак нужно оснастить защитным кожухом.

Запрещается подавать ГСМ в двигатель самотёком и применять искрогасительную сетку на выпускной трубе глушителя для постоянного транспортирования.

Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 правил дорожного движения Российской Федерации».

Воздушный

Опасные грузы перевозятся воздушными судами в соответствии с требованиями Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО).

При любых обстоятельствах запрещено перевозить грузы, которые способны взрываться, вступать в опасные реакции, возгораться либо выделять в опасном количестве тепло, токсические, коррозионные или легковоспламеняющиеся газы или пары в обычных условиях, возникающих в ходе перевозки.

Опасные грузы разрешено перевозить на пассажирских и грузовых воздушных судах согласно Техническим инструкциям при условии, что они:

  • классифицированы (определён класс опасности, номер ООН и группа упаковывания);
  • описаны в правильно оформленной «Декларации отправителя на опасный груз», к которой приложена требуемая Техническими инструкциями документация;
  • упакованы в предписанные упаковочные комплекты в соответствии с предусмотренными ИКАО инструкциями по упаковыванию;
  • маркированы и имеют знаки опасности и знаки с обозначением правил обработки;
  • находятся в должном состоянии для воздушной перевозки в соответствии с Техническими инструкциями;
  • у представителя грузоотправителя есть полномочия на оформление и отправку груза;
  • у авиакомпании есть лицензия на перевозки Опасных грузов данного класса (категории).

Также к перевозкам допускаются небольшие количества опасных грузов в том виде, как они определены в главе 5 части 3 Технических инструкций и на изложенных в данной главе условиях.

От действия некоторых ограничивающих положений освобождаются грузы, упакованные в ограниченных количествах, при соблюдении условий, указанных в главе 4 части 3 Технических инструкций.

Приказ Минтранса РФ
от 5 сентября 2008 г. № 141 Об утверждении федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации».

Морской

Операции с грузами в морских портах осуществляются с учётом физико-химических свойств грузов, в том числе с учётом факторов, негативно воздействующих на груз, а также требований к совместимости грузов и их размещению на судне.

Также следует учитывать требования правила 3 главы VII Конвенции СОЛАС к каждому грузу соответствующего класса опасности Международной морской организации (далее — ИМО) опасных грузов в упакованном виде, правила 7 — 5 главы VII конвенции СОЛАС к каждому классу опасности ИМО и группе опасных навалочных грузов, правила 2 главы 1 Приложения I и правила 2 главы 1 Приложения II к Международной конвенции МАРПОЛ к каждому виду наливных опасных грузов.

Грузы, для которых необходима тара и упаковка для обеспечения их сохранности нужно представить в исправной таре и упаковке.

Тара и упаковка, на которые установлены государственные стандарты или для которых установлены технические условия, должны им соответствовать.

Опасные грузы следует распределять в зависимости от их состава и степени опасности.

Взрывоопасные грузы размещаются в специальных помещениях, которые должны быть надёжно закрыты.

Грузы, выделяющие токсичные вещества складируют в местах, с хорошей циркуляцией воздуха.

Воспламеняющиеся жидкости и газообразные вещества транспортируют с учётом норм пожаробезопасности.

перевозка международных грузов осуществляется строго по правилам МК МОПОГ, кроме чрезвычайных ситуаций, при которых все действия должны быть направлены на помощь людям.

перевозчик грузов, для которых нужно создать определённые температурные условия и влажность, обязан иметь свидетельство о характеристиках груза.

Судно должно быть оснащено средствами пожарной безопасности, и должен иметь специальное грузовое помещение.

Приказ Минтранса РФ от 21 апреля 2003 № ВР-1/п Об утверждении правил безопасности морской перевозки грузов.

Правила МОПОГ.

Опасный груз должен быть промаркирован в соответствии с классом и степенью опасности.

Какой способ транспортировки выбрать исходя из специфики груза, особенностей логистики и бюджета, как взаимодействовать с перевозчиками и логистическими партнёрами по транспортировке, а также о правовых основах транспортных операций, вы можете узнать на курсе повышения квалификации: «Внутрироссийские грузовые перевозки: организация, управление, виды транспорта».

К списку статей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Вам могут быть также интересны семинары: