Вход
Регистрация
Избранное (0)
Подпишитесь на рассылку

«Расстанемся друзьями»: как можно и нельзя увольнять сотрудников

02.11.2021

Расставаться с сотрудниками нужно всегда на позитивной ноте. Представьте, в вашей компании работает программист (или любой другой специалист). Однажды вы решили расторгнуть трудовой договор по соглашению сторон.

Даже после ухода программист всё равно останется участником ваших бизнес-процессов. Как именно?

  1. Он может написать отзыв о работе в вашей компании, к нему могут обратится за отзывом другие соискатели, или конкуренты попытаются выведать у него секреты внутренней «кухни».
  2. В будущем он может посоветовать вам хороших специалистов в штат или порекомендует вашу компанию в качестве исполнителя.

С момента принятия решения об увольнении до последнего рабочего дня и после в сотруднике нужно поддерживать позитивный настрой. Такие меры называют деликатным увольнением или оффбордингом. А вот необдуманных «простых» решений нужно избегать. Они чреваты последствиями. Рассказываем на примерах.

Вы в списке или как 350 человек по почте уволили

Известить сотрудников таким нехитрым способом решили в компании Xsolla (сервис приёма платежей) и Zume Pizza (технологии и сервисы для фудкортов). Под увольнение попали 150 и 200 сотрудников соответственно.

В Zoom Pizza с сотрудниками решили расстаться ввиду убытков, которые компания понесла из-за режима самоизоляции.

Случай Xsolla интереснее. Руководство решило выяснить, насколько эффективно сотрудники используют рабочее время и проанализировали, сколько часов они проводят в рабочих сервисах. Тех, кто часто отсутствовал в программах или недостаточно трудился, решили уволить.

В обоих случаях сотрудников уведомили о решении посредством однотипных писем со списком и причинами увольнения.

Истории вызвали широкий резонанс. Xsolla не помогло даже то, что всем увольняемым пообещали выплатить компенсации, дать рекомендации и помочь с трудоустройством.

  1. Вызвали критику способы увольнения
  2. Возникли вопросы к критериям увольнения Xsolla и сам способ оценки вовлеченности сотрудников в работу. HR-эксперты сочли, что увольнять сотрудников лишь на основании данных Big Data (именно они использовались при оценке) не объективно и не этично. Для взвешенной же оценки работодателю необходимо было использовать несколько критериев.

Zoom — тоже не лучший вариант

Посредством программы для видеоконференций уведомили о сокращении 406 сотрудников американской компании Bird (аренда самокатов). Организация несла убытки из-за карантина и не могла позволить содержать большой штат. Об увольнении сотрудникам сообщил не руководители отделов или департаментов, а просто неизвестный им специалист.

Компания выплатила экс-сотрудникам компенсации, оплатила тренинги и помогала с поиском новой работы. Но это всё осталось практически незамеченным на фоне способа информирования. Его активно обсуждали в обществе. Что сказалось на репутации компании.

А если запретить ругать компанию?

Так решили защитить репутацию и обойти закон в компании Tesla. Где в 2017 году решили без предупреждения уволить 700 сотрудников. (Согласно Федеральному закону США работодатель обязан за несколько недель письменно и устно предупредить сотрудника об увольнении, чтобы дать работнику время исправить ошибки).

От увольняемых потребовали подписать соглашение, запрещающее ругать или подвергать критике компанию, её руководство, инвесторов, аффилированные организации и Илона Маска.

Какие могут быть последствия

Случаи, перечисленные в примерах, могут вылиться для работодателей в минимум шесть последствий.

  1. Скандал негативно отразится на репутации компании и руководителе.
  2. Будет подорвано доверие к работодателю. После громких увольнений специалисты-соискатели задумаются, стоит ли иди в такую компанию, что продлит время поиска кандидатов.
  3. Сокращённые сотрудники не вернутся в компанию, когда дела вновь нормализуются.
  4. Повысится тревожность среди оставшихся сотрудников. Внезапное и ли скандальное увольнение работников, особенно в большом количестве, как минимум вызовет шок Сотрудники будут чувствовать себя незащищёнными, что негативно скажется на рабочей атмосфере.
  5. Отказ от существующих норм увольнения приведёт к проблемам с законом.
  6. Отменятся контракты. Если партнёры ориентированы на общечеловеческие ценности и нормативы, они могут прекратить сотрудничество и партнёрство.

Как нужно

Разумно и правильно обсуждать детали оффбординга уже в начале карьерного пути. Сотрудник должен знать, на что он может рассчитывать в конце сотрудничества. Так вы сможете избежать неприятных ситуаций и недоразумений.

Если сотрудник уходит сам, проведите личное интервью и узнайте подробности ухода. Давайте обратную связь, давайте увольняющимся рекомендации, корректно информируйте коллектив об уходе коллеги. Вот лишь несколько правил оффбординга, которые помогут закрепить положительное впечатление о компании и помогут защитить репутацию.

Актуальные вопросы увольнения сотрудников, с учетом современной ситуации и интересов компании рассмотрим на семинаре: «Актуальные изменения Трудового законодательства 2022 г. Грамотное и законное увольнение сотрудников».

К списку статей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Вам могут быть также интересны семинары: