Роялти: когда, за что и сколько платить

Роялти — это вид лицензионного вознаграждения в пользу франчайзера за право использовать готовые бизнес-процессы, имя, инфраструктуру, природные ресурсы и другие виды собственности.

Роялти — это вид лицензионного вознаграждения в пользу франчайзера за право использовать готовые бизнес-процессы, имя, инфраструктуру, природные ресурсы и другие виды собственности.

Для франчайзера — это способ расширить присутствие, и заработать.

Размер роялти во многом зависит от политики бренда. Он может составлять определённый процент от выручки или вовсе быть нулевым. Иногда владельцы бренда заменяют роялти и паушальный взнос (единовременная плата за присоединение к франшизе) на другие условия. Например, франчайзи обязан изначально закупить товар на определённую сумму).

Как франчайзер может использовать роялти

  1. Чтобы компенсировать работы в направлении развития франчайзинга. Нередко, чтобы поддержать партнёров, франчайзер тратит ресурсы на:
    • присоединение к единой информационной системы с отчётностью и клиентской базой;
    • обучение персонала корпоративной культуре и стандартам бренда;
    • разработку маркетинговых инструментов и материалов.
  2. Целенаправленно заработать. Такой путь обычно выбирают владельцы брендов, стремящиеся развиваться за счёт привлечения франчайзи. Очень часто по такому пути идут представители сфер общественного питания и образовательных услуг.

Некоторые бренды придерживаются политики — не взимать роялти с первого месяца работы франчайзи. Отчисления начинаются через три, четыре месяца, а иногда, спустя полгода.

Как начисляется роялти

Начислить роялти можно по одному из трёх принципов.

  1. Фиксированная ставка. Партнёр платит фиксированную сумму, которая не зависит от фактической выручки.
  2. Процент от оборота. Роялти рассчитывают раз в месяц по итоговой выручке франчайзи. Средний размер роялти в этом случае обычно не превышает 10%.
  3. Смешанный тип. Франчайзи одновременно платит и фиксированную ставку и процент от оборота.

Как прописать роялти в договоре

Фактически договора франчайзинга в его западной трактовке в России нет. Самым приближённым аналогом является договор коммерческой концессии. Его содержание и исполнение регулируются главой 54 Гражданского кодекса РФ.

Договор коммерческой концессии необходимо регистрировать в Роспатенте, поскольку франчайзи при приобретении франшизы покупает и интеллектуальную собственность: бизнес-модель, доступ к технологиям и методикам и т.п.

Также стороны могут заключить договор оказания услуг, агентское соглашение или лицензионный договор.

Термин «роялти» в тексте договора может не фигурировать, вместо него нередко прописывают «фиксированный периодический платёж согласно графику», «ежемесячный платёж» или «ежемесячное вознаграждение».

В договоре следует прописать чёткую процедуру отчислений уплаты. Если фигурируют платежи согласно графику, к договору следует приложить график. Или, например, прописать «до 15 числа месяца, следующим за отчётным».

Если принцип начисления роялти — процент от выручки, нужно определить сроки подачи отчётности по выручке с расчётом суммы к уплате, сроки согласования с франчайзером и период уплаты.

Также в договоре нужно указать санкционные меры за неуплату, несвоевременную или неполную оплату роялти. Например, это могут быть пени и штрафы за день просрочки.

Что стоит знать о налогообложении

При расчёте налога на прибыль роялти нужно указать в числе прочих расходов. Если вы используете метод начисления, то и роялти нужно учитывать по мере начисления.

Входной НДС, как и расходы на заключение договора концессии принимают к вычету единовременно, при наличии счёта-фактуры. Исключение составляют субсидии и инвестиции из бюджета. В таком случае входной НДС не получится принять к вычету.

Не применяется вычет при получении счёта-фактуры с выделенным НДС по платежам, не облагаемым налогом.

Если роялти выплачивается в пользу иностранной компании, российские организации налог на прибыль не удерживают. Но от обладателя бренда нужно получить документ, что он постоянно находится за пределами России и доказательство, что он фактически получает данный доход. В противном случае налогообложение придётся рассчитать с НДС 20%. Данную сумму примут к вычету на общих основаниях.

Подробнее о роялти и других актуальных вопросах налогового законодательства, практике в области налогового структурирования бизнеса, оценке налоговых рисков, основные тенденции в судебной и арбитражной практике, вы можете узнать на семинаре: «Налоговое планирование и управление рисками в холдинговых структурах».

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/royalti-kogda-za-chto-i-skolko-platit/