Вход
Регистрация
Избранное (0)
Подпишитесь на рассылку

Шесть ответов для CFO: как быть с кредитами, расходами, резервами

18.04.2022

Планы компании рушатся, пошли кассовые разрывы, давит неудачно взятый кредит. Как избежать таких ситуаций, как выпутаться, если неблагоприятное событие уже произошло? Делимся советами финансовых экспертов.

1. Как быть с кредитами

В период кризиса от кредитов лучше отказаться, а если они есть, постарайтесь по возможности их закрыть (особенно те, которые были взяты в валюте) или договоритесь о кредитных каникулах с банком.

Можно попробовать поменять источник кредитования с банков на партнёров по схеме: продаю с предоплатой, покупаю с отсрочкой. И старайтесь не выходить за рамки финансового потока.

Не спешитесь вкладываться в банковские депозиты, если у вас есть свободные средства, лучше поддержите ими своих ключевых покупателей и поставщиков.

Постройте план движения денежных средств. Просчитайте, в какой момент компании может грозить банкротство. Продумайте план действий при развитии событий по наилучшему и наихудшему сценариям.

2. Как не допустить кассовых разрывов

Просчитайте, какие суммы с высокой долей вероятности поступят на ваш счёт. Уточните у контрагентов даты поступления платежей. Если просрочек не избежать, запросите гарантийное письмо и составьте план поступления денежных средств. Откажитесь от необязательных расходов и лишних сервисов и старайтесь не вносить платежи и авансы на несколько месяцев вперёд.

3. Какие расходы можно сократить

В этом вопросе нужно придерживаться ряда принципов:

  • Минимизируйте операционные расходы
  • Проанализируйте товары, материалы и другие запасы. На какое время вам их хватит? С учётом этого спланируйте продажи. Нужно понять, какой объём необходим, чтобы продолжать работу, за какие деньги и на каких условиях нужно продавать товар.
  • Не отказывайтесь от продвижения бизнеса. Будьте осторожны с маркетинговым бюджетом. Его можно сократить за счёт неэффективных каналов, но полностью списывать не стоит. В противном случае бизнес может попросту встать.
  • Пересмотрите систему мотивации. Например, постоянную часть зарплаты сотрудников можно перевести в переменную, зависящую от выполнения тех или иных планов.
  • Пересмотрите систему мотивации — там, где можно, сократите постоянную часть зарплаты и введите переменную. Это снизит точку безубыточности, тогда вам будет проще обеспечить расходы деньгами.

4. Чем полезны финансовые модели

Будьте готовы к тому, что спрос может снизиться. Нужно понимание того, как это повлияет на ваш бизнес. Создайте три — пять финансовых моделей. Внесите туда продажи — что будет, если они упадут на 20, 30, 40%. Спрогнозируйте, как вырастет стоимость лида, на сколько можно уменьшить наценку, чтобы не работать в минус.

5. Какие резервы стоит создать

Резервы нужны не только в деньгах, но и в оборудовании, сырьё, материалах. Соберите информацию о наличии и доступности на рынке аналогов импортным составляющим, которые использует ваша компания. Составьте список должностей, которые можно перевести на аутсорсинг.

6. Как подстраховать себя и где искать поддержку

Постройте стресс-план. Спрогнозируйте, что будет, если выручка компании упадёт на 30, 50 или 80%. Распишите порядок действий для каждой ситуации. Так наступление неблагоприятной ситуации не станет для вас сюрпризом, и вы сможете встретить её с холодной головой.

Вступайте в профессиональные сообщества. В диалоге можно найти способы решения сложных задач. Задавайте вопросы и делитесь собственным опытом. Рассказывайте, с какими проблемами вы столкнулись и как смогли их решить.

К списку статей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Вам могут быть также интересны семинары: