Вход
Регистрация
Избранное (0)
Подпишитесь на рассылку

Тренды в логистике: какие сегменты рынка вырастут в 2022 году

14.01.2022

Эксперты отмечают бурный рост отечественной логистики. Он охватил автомобильные, железнодорожные перевозки и сферу электронной торговли. Развиваются цифровые платформы. А цифровые экспедиторы (это новый тип игроков) уже успели завоевать свою долю на рынке и показывают устойчивый рост — от 50 до 200% в год.

Дополнительным стимулом для развития цифровых площадок должно стать введение электронной транспортной накладной.

Подключаться к системе бизнес может уже с 1 января 2022 года. А с 1 января 2023 года планируется обязательный обмен электронными транспортными накладными.

Пять основных трендов разберём в таблице 1.

Таблица 1. Прогнозы по сегментам логистики на 2022 год

Тренд

Прогноз

1. Железнодорожные перевозки

По данным РЖД в первой половине 2021 года железнодорожные перевозки выросли на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. В цифрах — это 4,25 млн гружёных и порожних контейнеров TEU (двадцатифутовый эквивалент — условная единица вместимости грузовых транспортных средств, используемая при описании вместимости контейнеров и контейнерных терминалов).

Всего отправили:

  • во внутреннем сообщении — 1,61 млн TEU (+6,4%);
  • в экспортном — 1,05 млн TEU (+9,4%);
  • в импортном — 899,2 тыс. TEU (+15,9%);
  • в транзитном — 694,5 тыс. TEU (рост — в 1,4 раза).

Всего было перевезено 42,3 млн т грузов. Рост составил 16,8%.

Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы железнодорожные перевозки продолжат расти с темпами на уровне выше 10% в год.

2. Автоперевозки

Отечественный рынок автоперевозок оценивается экспертами в 1 трлн рублей. Его рост прогнозируется в пределах 5-6% в год. К концу 2025 года объём должен составить 1,3 трлн рублей.

  • Сегмент комплексных перевозок — FTL к 2025 году может достигнуть 900 млрд рублей. На данный момент на него приходится 73% рынка.
  • На сегмент сборных грузоперевозок LTL сейчас приходится около 13% рынка. Его рост прогнозируется на уровне 9-11% в год.

Упущенный во время пандемии объёмы логистика будет навёрстывать за счёт развития электронной торговли, сокращения физического объёма груза в рамках одной доставки, территориальной экспансии торговых сетей и снижения издержек благодаря объединению грузов разных отправителей.

Стоимость услуг автоперевозок может увеличиться за счёт отложенного спроса и дефицита техники после приостановки закупок ввиду ограничений 2020 года.

Но есть и опасения, которые базируются на мнениях

  1. рынку требуется большое количество времени, чтобы преодолеть негативные последствия 2020 года.
  2. формально оптимистические прогнозы могут свидетельствовать о стагнации объёма перевозок.

3. Экспресс-доставка

В данный момент рынок экспресс-доставок оценивается в 2,5–2,7 трлн рублей и продолжает стремительно расти. Огромный скачек пришёлся на 2020 год, тогда это рынок вырос сразу на 78%.

На сегодняшний день на e-commerce приходится 9% розничной торговли. Из них:

  • 57% объёмов приходится на точки выдачи и самовывоз (это основные каналы доставки).
  • 22% — на курьерские доставки;
  • 11% — на почтовые;
  • 6% — на постаматы.

Рост экспресс доставок прогнозируется на уровне 60-80% в год. А самым быстрорастущим рынком в ближайшие годы останется рынок гиперлокальной доставки (е-grocery). Темпы его роста могут составить 100–120% в год.

4. Цифровые экспедиторы

Цифровые экспедиторы постепенно вытесняют с рынка аналоговых. Эксперты прогнозируют, что в скором времени они получат основную долю рынка. Это связано с рядом преимуществ:

  • трудозатраты на подбор перевозчиков сокращаются на 80%;
  • время на отслеживание грузов — на 70%.

Компании, предлагающие услуги цифровой экспедиции, пока занимают меньше 2% рынка автоперевозок. Но отрасль активно развивается и растёт с темпами — 50-200% в год.

Некоторые классические транспортные компании стараются не отставать от новичков и активно занимаются цифровизацией.

5. Электронные накладные

Электронная транспортная накладная (ЭТРН) — это аналог товарно-транспортной накладной, созданный в специальной системе.

Документ должен исключить из сопровождения перевозки бумажные документы, а в дальнейшем позволит отказаться и от бумажного архива. У перехода на ЭТРН есть три преимущества:

  • в разы сократятся расходы на обработку, хранение и пересылку документов;
  • снизится влияние человеческого фактора;
  • электронный документ можно быстро найти при проверке или сверке данных;
  • все участники цепи поставок: грузоотправители, получатели, транспортные компании, водители могут работать с ЭТРН в режиме реального времени из любого места и с любого устройства.

Документ подписывается квалифицированной электронной подписью. Но водителям достаточно и простой электронной подписи.

В Минтрансе РФ прогнозируют, что за счёт перехода на ЭТРН к 2030 году скорость перемещения грузов и передачи информации о нём сможет увеличиться в 6 раз.

К списку статей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Вам могут быть также интересны семинары: