Вход
Регистрация
Избранное (0)
Подпишитесь на рассылку

Управление бизнес-процессами: компания «созрела», не дайте ей «постареть»

23.09.2020

В жизни любой компании, как и в жизни человека, бывают свои возрастные циклы и кризисы. Если в человеческой жизни природа запрограммировала обязательный спад, старение и умирание, то в жизненном цикле компании этого можно избежать. Бизнес-процессы нужно построены таким образом, чтобы после достижения своего жизненного пика предприятие продолжало развиваться без старения и умирания.

Какой бизнес называют незрелым, и чем он опасен?

Перед тем, как заниматься оптимизацией бизнес-процессов в компании, следует понять, на какой стадии развития она находится, является ли ее модель зрелой или незрелой. Оценить зрелость компании можно по пяти пунктам:

  1. Процессы не организованы. Сотрудники работают по собственным моделям. Нет внутренней регламентации. Персонал не знает целей и задач компании, показателей ее работы. Такая организация считается незрелой.
  2. Основные процессы организованы с помощью внутренних регламентов работы, должностных инструкций. Разработаны стандарты на основные бизнес-процессы. Управленческие структуры и основной персонал не имеют пока общей парадигмы развития.
  3. Оптимизированы бизнес-процессы более, чем наполовину. На 100% разработаны стандарты для их выполнения. Но система управления остается отделенной от штата основных работников. Это приводит к появлению внутреннего свода правил поведения и осуществления деятельности.
  4. Все бизнес-процессы находятся под контролем, их анализируют и оценивают по достигнутым результатам.
  5. Происходит постоянное совершенствование и оптимизация бизнес-процессов на основе анализа результатов деятельности.

Если описание бизнес-процессов вашей компании соответствуют пятому пункту, вы работаете в зрелой организации. Остановились на первых трёх? Есть над чем поработать.

Незрелость компании опасна для развития бизнеса. Неуправляемость и бесконтрольность ее деятельности могут разрушить перспективные проекты, привести к банкротству и «смерти» предприятия.

Что такое жизненный цикл компании?

У каждой компании есть свой цикл развития — повторяющиеся этапы или стадии. Их подробно описывает модель Ицхака Адизеса:

  1. Рождение.
  2. Младенческий возраст, в котором есть угроза «ранней смерти».
  3. Активная деятельность, которая может стать ловушкой для собственников.
  4. Юношество — Расцвет. На этом этапе сильнее всего риски преждевременного старения и неосуществленных проектов. Если компания сумеет их преодолеть, то она будет процветать и развиваться дальше. В противном случае ее ждет аристократизм, «охота на ведьм», стабильность, бюрократия и в конечном итоге — смерть.

Моделью Ицхака Адизеса пользуются крупнейшие транснациональные корпорации: Кока-Кола, Вольво, Visa и др. Если следовать её принципам, можно избежать ошибок и постоянно развиваться.

Вот основные принципы модели:

  1. Смерть и старение необязательны для организации;
  2. Всем компаниям свойственны «болезни роста», которые проходят с взрослением, и «тяжелые патологии», которые не исчезают сами собой.
  3. До периода расцвета компаниям нужно постоянно искать новые бизнес-идеи или модернизировать имеющиеся.

Чтобы предотвратить «старение» и «умирание» компании необходимо правильно определить её возраст. Специалисты по организационной диагностике обычно используют для этого шесть шагов:

  1. Сбор информации о компании и об ее рыночном сегменте и определение цикла их развития.
  2. Интервью с собственниками и топ-менеджерами по вопросам: стратегия, кадры, структура, система мотивации, стиль руководства.
  3. Опрос управленцев по анкете Масютина.
  4. Анализ показателей работы компании: чистая прибыль, объем и рентабельность продаж, количество работников, доля на рынке, вид управления, уровень бюрократизма.
  5. Анализ и оценка качества бизнес-процессов с помощью онлайн-системы BIZDIAGNOSTICS.
  6. Определение этапа развития в жизненном цикле бизнеса.

Как бороться со «старением» компании?

Поняв возраст компании, можно приступать к ее омоложению. Специалисты рекомендуют:

  • не развивать лишний бюрократизм;
  • сделать ставку на отделы продаж и маркетинга;
  • перенести фокус работы на запросы потребителей;
  • разработать документы по стратегии развития, мотивации сотрудников, оптимизации бизнес-процессов и др.;
  • вовлечь всех сотрудников в работу по обновлению и улучшению их предприятия.

На крупном предприятии целесообразно создать отдел по организационному развитию. Его сотрудники будут отвечать за непрерывные процессы «омоложения» компании, моделирование, регламентацию, оптимизацию бизнес-процессов и развитие корпоративной культуры.

Рекомендуем

Моделирование, регламентация, оптимизация бизнес-процессов и организационной структуры предприятия. Курс в Санкт-Петербурге + Онлайн-трансляция

Курс позволит рассмотреть современные и эффективные методологии моделирования, описания, регламентации оптимизации процессов и организационной структуры предприятия.

Курс содержит достаточно практических примеров применения изучаемой методологии в современной отечественной практике управления и ведения дел, включает в себя разбор конкретных ситуаций и тренировок.

К списку статей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Вам могут быть также интересны семинары: