Вход
Регистрация
Избранное (0)
Подпишитесь на рассылку

Внедрение антимонопольного комплаенса: 7 ключевых шагов

25.02.2021

Внедрение антимонопольного комплаенса необходимо, чтобы все сотрудники и руководители действовали осмотрительно, защищая будущее бизнеса. Рассмотрим основные этапы внедрения.

1. Оцените антимонопольные риски

Оцените, какие антимонопольные требования и запреты актуальны для вашего бизнеса. Изучите ФЗ «О защите конкуренции», международные договоры, предписания ФАС и отраслевые кодексы поведения.

Проведите независимый внутренний аудит и найдите возможные риски. Анализ поможет найти условия их появления. Стандарт ISO 31000 — опора в сортировке рисков со стороны критичности их последствий. Ежегодно проводите повторную проверку.

2. Сформируйте политику

Внедрение антимонопольного комплаенса невозможно без политики — локального документа. На нём основываются все решения по бизнесу. Документ служит базой для всех последующих нормативных актов. В нем содержатся:

  • цели компании;
  • задачи;
  • обязанности и права должностных лиц.

Помните — меры надо не только изложить на бумаге, но и внедрять на практике.

3. Распределите ответственность

Обязательно сформируйте отдел по комплаенсу. Лучше всего распределить задачи так:

  • топ-менеджмент утверждает принципы, цели и задачи, распределяет компетенции между сотрудниками, занимается аналитикой;
  • комплаенс-отдел оценивает риски, обучает персонал и разрабатывает акты;
  • начальники подразделений устраняют причины и последствия антимонопольных нарушений;
  • сотрудники сообщают о риске или о факте нарушений;
  • отдел внутреннего аудита анализирует эффективность комплаенс-системы, думает, как ее улучшить.

4. Создайте инструменты управления рисками

Выстраивайте превентивную защиту с помощью:

  • документооборота,
  • закупок,
  • заключения договоров,
  • изучения жалоб,
  • общения с антимонопольными органами.

Эти инструменты упростят внедрение антимонопольного комплаенса в организацию.

5. Исполняйте принятые меры

Реальная работа — не издание актов, а их соблюдение. Применяйте санкции, если правила не выполняют.

Доносите до персонала изменения антимонопольного законодательства в доступной форме, обучайте и тестируйте их. Осмотрительно выбирайте контрагентов, внимательно изучайте оговорки и гарантии при заключении контрактов.

Сообщите о внедрении антимонопольного комплаенса своим партнерам и представителям, предусмотрите с ними последствия при неисполнении оговоренных условий поведения.

6. Контролируйте

Определите частоту и порядок проведения проверок, процесс рассмотрения сообщений о нарушениях. Расследуйте признаки неправомерной деятельности. Поощряйте и сохраняйте анонимность лиц, сообщивших о неправомерных деяниях. Результаты контроля фиксируйте в актах.

Функции по контролю поручите независимым экспертам, так вы избавитесь от «замыленного взгляда».

7. Оцените эффективность

Оцените результативность: снизились ли нарушения, количество жалоб. Продуктивность измеряется в том, насколько оптимальны затраты усилий и ресурсов без вреда для интересов бизнеса.

Проводите оценку ежегодно, а по ее итогам — разработайте план мероприятий по устранению недостатков, совершенствованию проводимых процедур и оптимизации трат на них.

Внедрение антимонопольного комплаенса выявит пробелы в правовой культуре работников и подготовит их к вероятным угрозам.

Рекомендуем

Антимонопольный комплаенс: практика внедрения и построение системы управления рисками. Курс в Москве + Онлайн-трансляция

Программа позволит слушателям получить комплексное представление о показателях эффективности организации антимонопольного комплаенса, понять процедуру рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, получить навыки в составлении «Карты рисков», «Дорожной карты» в рамках внедрения антимонопольного комплаенса, а также рассмотреть практические аспекты контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.


К списку статей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Вам могут быть также интересны семинары: