Вход
Регистрация
Избранное (0)
Подпишитесь на рассылку

Развитие контрактной системы в 2018 году: пути решения неоднозначных вопросов практики, анализ выявляемых нарушений, подготовка к новациям. Семинар в Москве

Авторский семинар-практикум по 44-ФЗ эксперта в области государственных и муниципальных закупок Толстобокова О.Н. Специальное предложение для участников семинара - в составе раздаточного материала участники получат уникальную подборку более чем из 114 авторских статей Толстобокова О.Н, посвященных практике контроля закупок по закону о КС (44-ФЗ), опубликованных в 2014-2017 годах в специализированных изданиях.
  • Краткое описание

  • Полная программа

  • Преподаватели

  • Скидки

Мероприятие проходит в рамках курса повышения квалификации:

Место проведения

г. Москва, бизнес-центр «Виктория Плаза», ул. Бауманская д. 6, стр. 2, в пяти минутах от м. Бауманская. Всем участникам высылается подробная схема проезда на семинар.
Показать на карте
Региональным клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения обучения.

Дата и время проведения

13-14 Февраля 2018 с 10:00 до 17:30

Формат обучения

Семинар
Возможно заказать в корпоративном формате (обучение не менее 10 сотрудников по программе, адаптированной под потребности компании).

Документ по окончании обучения


Сертификат об участии в семинаре.

Для участников предусмотрено

Методический материал, обеды, кофе-паузы.

Для кого предназначен

Руководителей и специалистов федеральных, региональных и муниципальных органов власти, бюджетных, казенных автономных учреждений, отвечающих за осуществление закупок, членов Комиссий заказчика, работников контрактной службы (контрактных управляющих), руководителей компаний, руководителей и специалистов тендерных отделов, руководителей юридических отделов и отделов продаж компаний-поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Это мероприятие относится к темам

Расширение функции контроля в сфере закупок с использованием данных из информационных систем в 2018 году.

  • Показатели, анализируемые при мониторинге информации ЕИС в целях контроля (соответствие описания объекта закупке в плане-графике и извещении; нарушение срока размещения извещений относительно последней дат изменения позиции плана граифка (ранее 10 дней); соответствие ОКПД 2 в извещении и плане-графике; соответствие описания объекта закупке в контракте и извещении; анализ срока исполнения контракта менее одного месяца и т.д.).
  • Расширение системы автоматического контроля информации, размещаемой заказчиками в ЕИС с целью минимизации нарушений, возникающих вследствие технических ошибок и ошибок по причине «человеческого фактора».
  • Поисковые системы и средства автоматизированного сбора данных в сети «Интернет», а также технологические (технические и программные) средства ЕИС как доказательство нарушений.
  • Достоверность информации, размещаемой в ЕИС (возможность неверного указания заказчиком информации о контрактах; возможность прикрепления к одному реестровому номеру закупки нескольких контрактов с различными реестровыми номерами; размещение информации в протоколах по закупкам не в структурированной форме; указание в извещениях адреса электронной почты и номера контактного телефона не соответствующих действительности и т.п.).
  • Создание информационной системы по методическому обеспечению деятельности контрактных управляющих (контрактных служб): анонс практической реализации с целью повышения исполнительской дисциплины лиц, осуществляющих полномочия в сфере закупок.
  • Унификация закупочной деятельности путем введения каталога товаров, работ, услуг: практическая значимость информации «временного» каталога товаров, работ, услуг, функционирующего в ЕИС.
  • Досрочная практическая реализация классификаторов объектов закупок региональными заказчиками: оценка эффективности с позиции контрольно-счетных органов.
  • Отсканированные и размещенные заказчиками в ЕИС документы (нечеткий формат, плохое качество изображения, нечеткий образ, размытость, ознакомление исключительно с использованием программ Fоxit Reader, ABBYY FineReader, Foxit Phantom PDF, отсутствие страниц в документациях, отсутствие возможности скачивания технических заданий и т.д.): позиции центрального аппарата и территориальных органов ФАС России, Счетной палаты РФ и активистов Общероссийского народного фронта во взаимодействии с прокуратурой.
  • Обеспечение соблюдения Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» и Закона № 44-ФЗ (размещение контрактными управляющими документов с использованием ЭЦП руководителя, использование ЭЦП лицами, не состоящими в штате заказчиков и т.д.).
  • Допустимость ограничений в части формы предоставления требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии исключительно в письменной форме на бумажном носителе.
  • Выписки из ЕГРЮЛ, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде электронного документа и распечатанные на бумажном носителе в составе заявке как основание допуска заявки.
  • Условие о заключении контракта в бумажном виде по результатам электронного аукциона как соответствие требованиям № 44-ФЗ.

Итоги прокурорских проверок исполнения законодательства о закупках в 2017 году: особенности прокурорского реагирования при выявлении нарушений 44-ФЗ, информационного обеспечения закупок и нарушений прав хозяйствующих субъектов.

  • Манипуляции заказчиков при реализации 44-ФЗ, вскрываемые надзорным ведомством: отмена торгов по требованию прокуратуры и цели передачи материалов прокурорских проверок в МВД и ФСБ России.
  • Незаконный выбор заказчиками неконкурентных способов определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
  • Надзор своевременности оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
  • «Встречные» перепроверки фактов привлечения подрядчиками субподрядчиком из числа СМП, СОНО в объеме, отличном от условий контракта, с назначением штрафов на юридических лиц размере до 200 000 рублей.
  • Широкие дискреционные полномочия закупочной (приемочной) комиссий и иные коррупционные риски закупочной деятельности.
  • Аффилированность и конфликт интересов при заключении и исполнении контрактов: незаконные вознаграждения от имени юридических лиц и наказания в размере штрафов от 1 млн. рублей и др.
  • Правомерность выполнения работ, оказания услуг путем заключения контрактов со штатными сотрудниками заказчиков (главным бухгалтером, зам. главного бухгалтера, программиста и т.д.): тактика защиты заказчиков.
  • Оспаривание фактов родства участников и организаторов закупок: критерии несостоятельности доводов виновных должностных лиц.
  • Особенности права голоса в закупочной комиссии в случае выявления учредителем и генеральным директором родным отцом секретаря комиссии.
  • Пресечение проведения незаконных закупок, а также специфика рассмотрения протестов прокуратуры, представления и требования об устранении выявленных надзорным органом нарушений.
  • Умышленное невыполнение заказчиками законных требований прокуратуры и оценка эффективности принимаемых мер реагирования на конкретных примерах.
  • Непредставление документов по запросу контрольного органа и обстоятельства исключающие в действиях должностных лиц правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.2 КоАП РФ.
  • Протесты прокуратуры на решения должностных лиц ФАС России в части прекращения административных производств и не применения к заказчикам штрафов по результатам прокурорских проверок.

Итоги проверок законности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки путем проведения в 2017 году аудита закупок (ст. 98 Закона о КС): причины нарушений, выявляемых в ходе экспертно-аналитических и контрольных мероприятий Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов (КСО) субъектов РФ и муниципальных образований, а также отсутствие четких полномочий органов аудита в сфере закупок и дублирование функций, возложенных на органы аудита и органы контроля в сфере закупок

  • Негативные и положительные тенденции развития контрактной системы (экономия бюджетных средств; рост доли закупок у ед. поставщика, увеличение несостоявшихся торгов; формальная конкуренция; некачественное планирование закупок; недостаточная квалификация сотрудников заказчика, ответственных за подготовку описания объекта закупки; отсутствие организованного на должном уровне внутреннего контроля заказчиком за исполнением условий контракта и т.д.);
  • Результаты анализа конкуренции при осуществлении закупок (среднее количество поданных заявок на одну закупку, среднее количество допущенных заявок на одну закупку, доля закупок у ед. поставщика) и показатели конкурентности и эффективности закупочной деятельности 0 % от общего объема размещенных заказов: способы защиты заказчика в спорах с инспекторами КСО;
  • Целенаправленные действия должностных лиц как причина отклонений, нарушений и недостатков, выявляемых в ходе контрольных мероприятий в рамках аудита в сфере закупок (заключение заказчиками контрактов в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств; неприменение мер ответственности по контракту (отсутствие взысканий неустойки (пени, штрафа) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя); приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, не соответствующих условиям контрактов (договоров) и т.д.);
  • Изменение условий контракта, приводящих к дополнительному расходованию средств бюджетов бюджетной системы РФ и двукратные размеры штрафов за дополнительно израсходованные средства: практика применения «расчетных» штрафов согласно ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ.

Решение бизнес-кейса: Как правильно доказать контрольным органам причины не исполнения контрактных обязательств?

  • Безосновательность закупок проверенных заказчиков: выводы аудиторов о не достижении установленных целей и заданных результатов деятельности, для обеспечения которой закупались соответствующие товары (работы, услуги).
  • Нецелевое использование средств как квалификация действий должностных лиц заказчиков при проведении закупок с нарушением принципа адресности и целевого характера бюджетных средств.
  • Критерии отсутствия экономического эффекта от закупок и невозможность (нецелесообразность) использования конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  • Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего (государственного) аудита (контроля), одобренный Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, 17.12.2014, протокол № 2-СКСО), НОВАЯ методическая рекомендация по проведению аудита в сфере закупок, утвержденная Коллегией СП РФ (протокол от 30.06.2017 № 39 К (1184) и уголовные дела, возбужденные по результатам рассмотрения обращений КСО субъектов РФ: анализ практики.

Практическая задача: Как должностному лицу заказчика заключить притворную сделку, прикрывающую сделку на иных условиях и не быть привлечённым к административной ответственности согласно ст. 15.11 КоАП РФ

Зоны риска функционирования контрактной системы в 2017 году: направления последовательного (поэтапного) внесения «пакетных» изменений в законодательство в сфере закупок в 2018-2019 годах (по материалам коллегии СП РФ).

  • Предложения (рекомендации), заключения и представления объектам аудита по результатам аудита закупок (обеспечение контроля на всех стадиях закупочного процесса, исключение нарушений, виляющих на эффективность осуществления закупок, организация самостоятельного мониторинга законодательства в сфере закупок и т.д.).

Обзор планов мероприятий проверенных заказчиков по устранению выявленных нарушений и внутренних документов (приказов руководителей) о рассмотрении актов проверок.

  • Приемлемые способы устранения нарушений в ходе проведение аудита (перераспределение бюджетных ассигнований, удаление недостоверных записей из ЕИС и др.).
  • Заключения контрактов заказчиками, не смотря на решения контрольных органов об аннулировании закупок, а также санкционирование оплаты денежных обязательств по контрактам без проверки сведений о контрактах в реестре контрактов как нарушение п. 5 ст. 219 БК РФ.
  • Особенности взаимодействия СП РФ и Центрального аппарата ФАС России (формальные ответы ФАС России на информационные письма о выявленных в ходе проверок нарушениях законодательства РФ, «затягивание» сроков рассмотрения дел с целью применения штрафов и т.д.), а также сопоставимость применяемых размеров штрафов и характера допущенных правонарушений.

Обсуждение тематики «ПЕРСПЕКТИВЫ реализации в 2018 году полномочий по применению мер государственно-правового принуждения за нарушения закона о КС в части признания закупки необоснованной и привлечения к адм. ответственности виновных должностных лиц».

  • Правомерность проведения одним контрольным органом контроля в соответствии с ч. 8 ст. 99 и ст. 100 (ведомственный контроль) № 44-ФЗ контроля в отношении закупок товаров, работ, услуг.

Анализ нарушений, выявленных внутренним государственным (муниципальным) финансовым контролем: итоги камеральных, выездных плановых и внеплановых проверок – 2017.

Практикум: Проверка выборочным способом в соответствии с ч.8 ст. 99 № 44-ФЗ соблюдения одним заказчиком законодательства о КС (на примере контроля завершенных 26 закупок на сумму 3 326 854 рублей и не завершенных в 2017 г. 23 закупок на общую сумму 4 728 629 руб.):

  • Назначение штрафов, связанных с несоблюдением требований законодательства РФ о КС при планировании закупок: отсутствие полномочий контрольно-надзорных органов в финансово-бюджетной сфере субъектов РФ и муниципальных образований на конкретных примерах.
  • Реализация заказчиками предложений, рекомендаций органов внутреннего финансового контроля по результатам проверок и основания передачи материалов проверок в правоохранительные органы, прокуратуру, а также органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Расчетно-нормативные затраты на обеспечение деятельности заказчиков и перечни отельных видов товаров, работ, услуг, подлежащих нормированию в 2017-2018 годах как нарушение ст. 19 Закона о КС и ст. 72 БК РФ.

  • Превышения нормативов в части предельной цены и количества закупаемых товаров, работ, услуг, выявляемые контрольными мероприятиями.
  • итрости заказчиков при размещении в ЕИС правил нормирования закупок: обзор типовых ошибок.

Кейс-стади: Прогнозный план затрат на 2018 год и расчет затрат по нормативам 2017 года на примере одного учреждения.

  • Ошибки обязательного и ведомственного перечня нормируемых закупок (отсутствие нормативов цены в ведомственных правовых актов; отклонении предельных стоимостных показателей одноименных товаров для различных заказчиков от 4 до 37,5 раз; вариации «предельной цены» различных групп от 2 до 100 раз в зависимости от должностей сотрудников).

Квест: Результаты практики соблюдения требований по нормированию транспортных услуг (занижение (завышение) ценовых нормативов, анализ причин превышения нормативов, среднее снижение нормативов на торгах): мониторинг КСО одного из субъектов РФ на примере 302 контрактов; выводы проверяющих и предостережения заказчикам на 2018 год.

Оценка отдельных объектов закупки по обоснованности осуществления закупок, включенных в план закупок и план-график: нарушения порядка, установленного ПП РФ № 555.

  • Табличные формы обоснования закупок (правила заполнение столбцов (колонок) при закупках до 100 (400) тысяч рублей; не точности (не указания) обоснований закупок путем указания «План ФХД», «Осуществление видов деятельности согласно уставной деятельности» и т.д.).
  • Отсутствие прямой связи между объектом закупки и соответствующим мероприятием государственной (муниципальной) программы, международным договором, функциями и полномочиями проверенных заказчиков (например, поставка прочих товаров и обеспечение деятельности заказчика; оказание образовательных услуг по проведению курсов повышения квалификации и повышение уровня профессиональной компетентности служащих и т.д.).
  • Выявление сносок, ссылок на не соответствующие документы и не существующих потребностей заказчиков как доказательство неверного обоснования закупок.

Установление законности формирования, утверждения, размещения и ведения плановых документов 2017-2018 гг.: объективные причины нарушения правил планирования закупок.

  • Кассовый план по расходам, уведомления о лимитах доведения бюджетных средств как основания осуществления закупок.
  • Нововведения закона о КС вступившие в законную силу в 2017-2018 г. и некорректная работа ЕИС: обзор пояснительных записок заказчиков причин несвоевременности размещения плана закупок и плана-графика.
  • Структурированные и бумажные формы планирования закупок: трудности реализации (расхождения дат; подпись, не соответствующая подписи руководителя; единицы измерения, не соответствующие ОКЕИ и т.д.).
  • Внесение изменений в плановые документы по каждому объекту с целью недопущения расхождений общего объема закупок: неоднозначная практика реализации из-за правовых пробелов законодательного регулирования.
  • Приемлемые варианты доказательств недостоверности информации о планируемых закупках.

Проведение закупок, не соответствующих информации, указанной в плане-графике: нарушение требований законодательство о КС и применение штрафов к виновным должностным лицам в размере 15 000 рублей.

  • Извещения о закупках, не соответствующие редакции плана-графика, действовавшим на момент публикации в ЕИС (приобретение бензина в количестве 1 у.е. на 700 000 рублей; поставка 1 штуки нефтепродуктов и т.д.).
  • Телефонные звонки, письма и требования сотрудников Управлений Федеральных казначейств об исправлении и приведении в соответствие позиций планов-графиков: специфика практической реализации 2017 года.
  • Исправление заказчиками несоответствий позиций плана-графика после завершения торгов и заключения контрактов при выявлении нарушений ПП РФ от 05.06.2015 № 554.
  • Оценка вреда и тяжести наступивших последствий в случае проведения закупки без привязки к плану-графику;

Контроль соблюдения заказчика ст. 22 Закона о КС и Методических рекомендаций Минэкономразвития России (Приказ № 567) в части обоснования НМЦК и ЦК и принцип эффективности использования бюджетных средств, закрепленный в ст. 34 БК РФ.

Бизнес-кейс: как признать НМЦК, ЦК необоснованной (средняя цена коммерческих предложений, использование сайтов при не поступлении ответов от потенциальных поставщиков, локальная смета и положительные заключения экспертизы достоверности сметной стоимости, устные запросы и маркетинговые исследования в режиме телефонной связи, технические и умышленные ошибки единичных расценок в спецификациях, неоднородные ценовые предложения поставщиков как типовая практика поиска ценовой информации для обоснования НМЦК, приводящие к ее значительному снижению по результатам торгов и длительному отвлечению бюджетных средств и т.д.):

  • Проблемы анализа актуального рынка с обязательным изучением минимальных цен на товары (ком. предложения от поставщиков, не имеющих опыт поставок, двух организаций, расположенных по одному адресу и имеющих один телефон приемной; ошибки приведения цен прошлых периодов к текущему уровню цен, а также твердых сумм ценовой информации и иное).
  • Снимки экрана «скриншота», оригиналы использованных при обосновании НМЦК и ЦК документов, справочная информация: типы и виды нарушений (по материалам сформированной практики контроля 2017 г.).
  • Особенности предоставления заказчиками для проверки оригиналов ком. предложений, скриншотов: рекомендации эксперта при выявлении ошибок.
  • Способы получения ценовой информации с целью максимального приближения сформированного обоснование НМЦК к реальной, не завышенной цены контракта, действующей на ценовом рынке поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг: выводы проверяющих.
  • Ошибки принятия мер по согласованию с исполнителями контрактов возможности снижения цены контрактов без изменения объемов оказанных услуг.

Практикум: Анализ цен как несоблюдение принципа эффективности исопльзования бюджетных средств, установленного ст. 34 БК РФ «средние потребительские цены», «справедливая рыночная цена», «цена приобретения без проведения торгов и по результатам аукционов», «стабильность цены у поставщика», «отклонения максимальной минимальной цены в 1, 6 раза» - как доказательства завышения цены контракта и практики неэффективности закупок на примерах закупок картофеля, куриного яйца, бананов, горбуши.

Соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата), оказанной услуги условиям контракта (приемка и экспертиза): итоги выездных проверок количества, комплектности и объема требований условиям контракта.

  • Анализ документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (не законное проставление штампов и подписей; комиссионное или единоличное проведение экспертиз и т.д.).
  • Формальный подход заказчика к проведению экспертизы (принятие марок товаров не соотносимых к сертификатам, а также отсутствующих в сметах контрактов работ; проведение экспертизы в течение срока приемки товаров, работ, услуг и т.д.): требования Закона о КС и ст. 474, п. 2 ст. 513, п. 1-3 ст. 720 Гражданского Кодекса РФ.

Первые штрафы и пути их минимизации при выявлении нарушений ч. 13.1 ст. 34 Закона о КС при установлении в контракте сроков оплаты более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (оплата до 01.12.2017 г.; в течение 60 календарных дней; предоплата 100 % и т.д.), а также применения новых штрафов за нарушения заказчиком срока и порядка оплаты принятых товаров, работ, услуг (ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ введена от 26.07.2017 № 189-ФЗ) и обзор практики правовых последствий несвоевременной оплаты заказчикам контрактов путем взыскания задолженностей через суд и дополнительных неэффективных расходов средств бюджета на оплату неустоек, судебных расходов, компенсаций поставщикам (подрядчикам) расходов на юридические услуги.

Контроль нового порядка определения штрафов и пеней в рамках ПП РФ от 30.08.2017 № 1042: факты неправомерного установления условий об ответственности сторон в контракте (на примерах проверок ФАС России за период с сентября по декабрь 2017 г.)

  • Конкретные суммы штрафов цифрами и прописью за каждый факт нарушения: заполнения на стадии заключения контракта на основании сведений о цене, предложенной участником закупок.
  • Применения ПП РФ № 1042 к отношениям возникшим до введения его в силу с учетом положений п. 1 ч. 4 ГК РФ.
  • Фиксированная сумма рассчитываемая как процент цены контракта при выделении этапов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
  • Ненадлежащий размер пени, начисляемой за каждый день происрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
  • Варианты изменения заказчиком положений проекта контракта по истечению срока для внесений изменений в документацию с целью соблюдения требований ПП РФ № 1042.
  • Неустойка и штраф как специальные нормы права с учетом требований ст. 330 ГК РФ и Закона о КС.
  • Дословное и системное прочтение разделов проектов контрактов «Ответственность сторон» как доказательство нарушений ПП РФ № 1042.

Проверки постановки бухгалтерского учёта и достоверности отчетности в части учета планирования закупок и санкционирования расходов: ошибки отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата), оказанной услуги, а также безосновательное проведение хозяйственных операций и принятие первичных учетных документов (товарные накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ и т.д.).

Позиции контрольных органов с учетом разъяснительных писем Минфина России, Федерального казначейства, Минэкономразвития России, ФАС России по проблемным вопросам реализации Закона о КС в 2017 году: ошибки практики реализации, рекомендации заказчикам в части эффективной практики защиты.

  • Право сторон установить, что условие заключенного договора, применяются к отношениям возникшими до заключения договора на основании п.2 ст. 425 ГК РФ и письмо Минэкономразвития России от 22 января 2016 г. N Д28и-85 о недопустимости реализации указанной возможности со сроком исполнения до даты заключения.
  • Указание ориентировочной цены контракта на оказание услуг как неправомерная практика, указанная в письме Минэкономразвития России от 20.07.2016 Д28и-1896 и решения судов, доказывающие обратное.
  • Недопустимость пролонгация на новый срок заключенных контрактов согласно письма Минэкономразвития России от 14.07.2016 Д28и-1818 и положения БК РФ, допускающие перенос сроков исполнения контрактных обязательств.
  • Включение в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, исходя из требований письма Минэкономразвития РФ от 8 ноября 2013 г. № ОГ-Д28-15539 и практики текущей контрольной деятельности.
  • Заключение контракта до доведения лимитов бюджетных обязательств под отлагательное условие, предусмотренное ч. 1 ст. 157 ГК РФ с позиции разъяснительного письма ФАС России от 20 марта 2017 г. N РП/17453/17 и положения БК РФ.
  • Разъяснения Минэкономразвития России (письмо от 23.05.2016 № Д 28и-1299) об обеспечении заказчиком необходимости поиска и копирования фрагментов текста, размещенной в ЕИС и допустимость веб-обозревателя «гипертекстовый формат» и средств общераспространённых программ для просмотра («документ в электронной форме») с позиции ФАС России.
  • Право заказчика приобретать бывший в употреблении товар (письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016г. № Д28и-361) и запрет устанавливать в документации о закупке требования о дате выпуска товара (Письмо Минэкономразвития России от 10 марта 2016 г. N ОГ-Д28-3661).
  • Отсутствие требований в законодательстве о КС требований о направлении в реестре контрактов после каждого подписания акта приемки оказанных услуг (письмо ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5) и требования п. 12 ПП РФ от 28.11.2013 № 1084.
  • Фиксация (указание) в актах проверок нарушений требований разъяснительных писем: обзор практики на конкретных примерах 2017 года.

Решение бизнес-кейса: Неоднозначный понятийный аппарат закона о КС: как не ошибиться в спорах с проверяющими.

ОКПД, ИКЗ, реестр закупок как нарушение законодательства о КС: реакция контроля, практические примеры, пути устранения нарушений.

Ошибки кода ОКПД в плане-графике, извещении о закупке, идентификационном коде закупке, реестре контрактов как ограничение количества участников закупок.

  • Указание неправильных конкретных кодов ОКПД, обуславливающие нарушение Закона о КС (нарушения правил применения обязательного «аукционного перечня», не предоставление преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, не соблюдение запретов и ограничений иностранных товаров в соответствии со ст. 14 Закона о КС и пр.).
  • Обоснованность доводов жалоб участников закупки в ФАС России в 2017 году (степень подробной детализации указания ОКПД, не относимость объектов закупок к определённым кодам ОКПД, формирование лотов, состоящих из разных ОКПД и т.д.).

ИКЗ: формирование, указание, изменение (проверки содержания, допустимость не указания в закупках до 100 (400) тысяч, проектах контрактах, извещениях, а также размещение в ЕИС двух и более извещений об осуществлении закупок с одинаковыми (идентичными) предметами закупок по одному ИКЗ и др.).

Реестр закупок, заключаемых без заключения контрактов в 2018 году: обязательные требования, своевременность включения информации, электронный и (или) бумажный вид ведения.

Выписка из реестра членов СРО в составе заявки в силу поправки к Градостроительному кодексу РФ от 03.07.2016 № 372-ФЗ, вступившей в законную силу 1 июля 2017 г.: анализ сформированной за II полугодие 2017 г. практики контроля ФАС России.

  • Системное толкования норм части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ и пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о КС с целью установления требований о дате выдачи выписки.
  • Закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства для членов СРО с компенсационным фондом обеспечения договорных обязательств и совокупным размером обязательств по договорам, не превышающим уровень ответственности участника.
  • Правомерность отсутствия требований о наличии документа, подтверждающего членство в СРО при осуществлении закупок до 3 и более млн. рублей.
  • Выписка из реестра СРО на капительный ремонт системы отопления и разработку рабочей документации: неоднозначная практика реализации.
  • Ошибки предоставления выписок из реестра СРО, не подтверждающих членство СРО в соответствующей области.
  • Полномочия ФАС России оценивать действительность (недействительность) выписки о членстве в СРО, а также законность (незаконность) членства подрядчиков и проектировщиков в СРО.

Создание равных и понятных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок при подготовке технического задания-2018 года: анализ ошибок заказчиков, слабых позиций контроля, неоднозначных (противоречивых) требования законодательства о национальной стандартизации РФ (№ 162-ФЗ) и закона о защите конкуренции (№ 135-ФЗ).

  • Аннулирование ФАС России закупок по причине ошибок ТЗ как свидетельство о нарушении должностными лицами заказчиков принципов эффективности закупки и обеспечения конкуренции, предусмотренного ст. 8 Закона о КС.
  • Положения тех. задания, предложения участников в заявках, пояснения заказчика как доказательство отсутствие неправомерных требований ТЗ.
  • Добровольное применение национальных стандартов в ТЗ: правовые основания для большей части заказчиков.
  • Значимость международных стандартов для подготовки ТЗ (на примерах ISO).
  • Обоснование необходимости использования не применяемых в национальной системе стандартизации показателей, требований, условных обозначений и терминологии: положительный опыт проверенных ФАС России заказчиков и уполномоченных органов (учреждений).
  • Приемлемые документы и сведения, подтверждающие, что установленные Заказчиком требования к закупаемому товару, ограничивают количество участников закупки.
  • Орфографические, технические ошибки в ТЗ, вводящие в заблуждение участников закупки.
  • «Ценовые заточки» ТЗ: описание потребительских свойств под двух производителей с соблюдением правила «или эквивалент», но разных ценовых сегментов.
  • Практическое осуществление контроля за соответствием действительных характеристик заявленных в ТЗ и в контракте (массовая доля свободного формальдегида в рабочих креслах руководителей и посетителей Минфина России; патогенных микроорганизмов и возбудителей паразитарных заболеваний, их токсинов, вызывающих инфекционные и паразитарные болезни и представляющих опасность для здоровья человека при поставке свежих апельсинов по ГОСТ Р 53596-2009 для нужд ФГКУ «Главный клинический военный госпиталь ФСБ России», жизнеспособности клея при выполнении капительного ремонта республиканской гимназии и т.д.).

Нестандартные решения заказчиков практических ситуаций, одобренных контрольными органами.

  • Поставка бензина через АЗС по талонам (суточные лимиты, виды топлива, поставка путем выборки на АЗС с указанием в первой части заявки перечня АЗС, поставке нефтепродуктов через АЗС исключительно по талонам при существовании способа отпуска по топливным картам).
  • Ремонт служебного автомобильного транспорта на территории Заказчика исходя из стоимости норма часа и плановое техническое обслуживание автомобилей с помощью авторизованных сервисных станций.
  • Оказание услуг по охране с прибытием на охраняемый объект вооруженной группы быстрого реагирования Исполнителя не более чем через 7 минут с момента поступления сигнала, а также принятие при чрезвычайных ситуациях неотложных мер по локализации и ликвидации последствий, содействие в этих условиях бесперебойной работы спасательных служб.
  • Закупка дивана обитого экокожей коричневого оттенка (определяется на выбор Заказчика из числа не менее чем 7 предложенных Участников вариантов исполнения).

Объединение поставки товаров, работ, услуг функционально и технологически не связанных друг с другом либо с предметом закупки: нюансы действий заказчиков и участников закупок.

  • Критерии допустимости включения в один лот работ, услуг (работ по пополнению информацией из трофейных и содержащихся в зарубежных архивах документов о советских военнопленных и захороненных за рубежом + обработку документов, уточняющих потери (книги погребений, дела с информацией запасного стрелкового полка)+ обработку документов о ранениях и умерших от ран в госпиталях и медсанбатах + а также модернизация специального программного обеспечения раздела общедоступного банка данных «Мемориал»; локализации + реабилитации загрязненных участков территории; оказание услуг лизинга дорожной и специализированной техники; по уборке и вывозу снега, контролю уровня и химического состава грунтовых вод + мойку тротуаров+ поливку газонов и зеленых насаждений+ подсев газоно+ сбивание сосулек с карнизов кровли и пр.).
  • Ошибки закупок выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования: позиции ФАС России и КСО.
  • Неидентичные и неоднородные товары в ОДНОМ лоте: приемлемая практика реализации (блокнот формата А5 + карандаш +рулетка+ пакет пластиковый+ ручка шариковая; Поставка автоматизированного комплекса ДНК-анализа; контейнерной автозаправочной станции КАЗС-20/2 + резервуара Р-50 в контейнере с арматурой и др.).

Квест: Допустимые варианты формирования лота с учетом практики контроля ФАС России в 2017 году.

Деловая игра: «Программное обеспечение, офисные пакеты совместимые с закупаемым оборудованием».

Тренинг: Безошибочное указание качественных характеристик предлагаемых к поставке товаров (стройматериалов).

Погрешность, уточнение и конкретизация показателей участниками закупок Размер не менее 40 %; Ширина более 340 мм; Глубина До 70 мм; условия хранения с относительной влажностью воздуха до 70% и температурой до 25 °С; плотность – 550±40 гр./м², шир. 90±1,5 см.

Использование при описании характеристик товара значений и символов «не более», «более», «не выше» «выше», «свыше», «не менее», «менее», «не ранее», «ранее», «не ниже», «ниже», «не хуже», «хуже» «может быть», «должно быть», «примерно», «минимум», «от» , «или», «или эквивалент», «аналог», «>», «<», «≥», «≤»,«±»…».

Оформление заявки участника по инструкциям установленным заказчиком: диапазоны значений в неизменном виде; сопровождение знаками квадратных скобок «[ ]», конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в документации и т.д..

Недостоверные технические характеристики: обзор документов и сведений, принимаемых членами комиссий и участниками закупок для практики не допуска заявок и одностороннего отказа от исполнения контракта.

Единая сделка, искусственно раздробленная и оформленная контрактами (договорами) до 100 (400) тысяч рублей: действия заказчика направленные на ограничение конкуренции путем не допуска других потенциальных предпринимателей к участию в закупке.

  • Формальное соблюдение п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ и ответственность должностных лиц за результативность обеспечения государственных и муниципальных закупок и эффективность закупок.
  • Злоупотребление правом осуществления микро закупок как осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу и действия обхода закона с противоправной целью (ч. 1 ст. 10 ГК РФ.
  • Нецелесообразность проведения конкурентных процедур в виду несоответствия стоимости закупки и организационных затрат на ее проведение как доказательство необходимости закупки «малого» объема (позиции ФАС России и Счетной палаты Российской Федерации).

Превышение лимитов как 5 % от СГОЗ, так и 2 млн. рублей: объективные обстоятельства, делающие невозможным соблюдение лимитов, установленных п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о КС.

  • Принятие и согласование ращений об осуществлении закупок до 100 тысяч в объеме 20, 11 %, 30, 0 %, 37, 5 %, 55, 7 %, 56,7 %, 73, 1 %, от СГОЗ.
  • Обстоятельства применения к виновным должностным лицам штрафов в размере 25 000, 30 000, 50 000, 810 000 рублей при выявлении фактов заключения контрактов до 100 (400) тысяч с превышением предельных размеров.

Первый квест для представителей ГУП (МУП).

  • Не правомерная практика реализации ГУП, МУП № 44-ФЗ по неосторожности в связи с незнанием требований законодательства о контрактной системе.
  • Директор (руководитель) ГУП (МУП) как виновное должностное лицо: срок давности привлечения к административной ответственности и практика реализации обстоятельств отягчающих и смягчающих вину в 2017 году.
  • Ошибки утверждения сметы доходов и расходов согласно п. 2 ст. 19 ФЗ № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также порядка составления, утверждения показателей плана (программ) финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий.
  • Организация и ведения контрольных мероприятий в рамках внутреннего контроля в силу положений ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  • Требования контрольных органов о передачи в оперативное управление имущества в целях снижения налоговой нагрузки (на примерах проверок КСО).

Заключение контрактов на условиях отличных от тех, которые указаны в закупочной документации и в заявке участника (победителя закупки): назначение штрафов в размере до 300 тысяч рублей (несогласованность существенных условий контракта в требуемых ГК РФ и № 44-ФЗ формах).

Изменение условий заявки и проекта контракта при заключении контракта как обеспечение баланса частных и публичных интересов участников отношений, связанных с осуществлением закупок: анализ спорных ситуаций 2017 года.

  • Условие закупки о проведении мероприятий в центре города и включение в контракт отдаленных районов.
  • Учет позиций информационного письма Президиума ВАС РФ о необходимости согласования условий договора, являющихся существенными для договоров поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
  • Производственные необходимости увеличения количеств товаров, работ, услуг.

Активизация деятельности ФАС России и контрольных органов субъектов РФ в части возбуждения дел об административных правонарушениях: легитимные способы минимизации штрафов (по материалам административной практики 2017 года).

  • Отсутствие в законодательстве развернутого определения понятия «малозначительность» правонарушения: критерии и основания применения контрольными органами «устных замечаний» как альтернатив штрафов в закупках.
  • Вред, противоправный характер, опасность для охраняемых законом прав и интересов, разовый (кратковременный) характер: правильность /неправильность действий виновных лиц при определении размеров штрафов.
  • Составы инкриминируемых правонарушений в сфере закупок доказывающие пренебрежительное отношение виновных лиц в исполнению своих обязанностей, установленных законодательством о закупках.
  • Отказы в удовлетворении ходатайств об отложении рассмотрения административных дел на примерах ФАС России.

Кейс-стади: «Субъективный подход контрольно-надзорных органов к решению, не урегулированных законодательством о КС, практических вопросов (на примерах практика контроля ФАС России в 2017 году)».

Круглый стол: типовые ошибки заказчиков, участников закупок и контрольно-надзорных органов. Индивидуальный разбор конкретных ситуаций в формате кейс-стади.

  • ТОЛСТОБОКОВ Олег Николаевич
    ТОЛСТОБОКОВ Олег Николаевич

    Кандидат технических наук, действующий эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА РФ, аккредитованный Министерством юстиции РФ (свидетельство №2390 от 28.04.2016), эксперт по качеству (№ диплома БВС 0928033), референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, соавтор совместного издания Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, ФАС России для заказчиков и поставщиков «Проверки, контроль и надзор в сфере госзаказа».

    Узнать больше
Виды скидок Размер скидки*
При заполнении заявки на обучение на сайте 5%
При единовременном участии двух и более сотрудников в одном мероприятии 7%
Программа для постоянных клиентов
В зачет идет история посещений начиная с 01.06.16 и действует до 31.12.17
2-5 посещение любого сотрудника компании
(1-й партнерский уровень)
7%
6-10 посещение любого сотрудника компании
(2-й партнерский уровень)
10%
с 11 посещения любого сотрудника компании
(3-й партнерский уровень)
15%

*Скидки не суммируются.


Артикул: МС09083
Стоимость участия:
26 800.-
Сейчас работает8800 234 5522
+7495 698 6364 +7812 438 0033
Пн-Пт с 9 до 19 Мск
сейчас работаем


Вам могут быть интересны другие мероприятия