МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛЕЙ КОМПЕТЕНЦИЙ
Экспертная практика разработки компетенций.
- Понятие компетенций в различных подходах: Дэвид К. МакКлелланд, Лайл Спенсер, Ричард Бояцис, Стив Уиддет и Сара Холлифорд
- Разработка модели компетенций по концепции Лайла Спенсера
- Цели и задачи создания моделей компетенций для компании
- Принципы применения компетентностного подхода в управлении организацией
Упражнение: «Компетентность и компетенции».
Управление компетенциями как ресурсом компании.
- «Знания» компании как функционирующей хозяйственной единицы
- Концепция Питера Дракера об устаревающих знаниях в организации
- Теория организационного научения (Оrganizational learning)
- Питер Сенге. Предприятие как система, способная создавать и осваивать новые знания
- Теория интеллектуального капитала К – Э. Свейби, М. Мэлоун, Т. Стюарта
- Джеймс Брайан Куинн. Знания компании - нематериальный актив
Анализ. Дискуссия. Обсуждение. Упражнение: на выявления целесообразности предлагаемых концепций для практики российских компаний.
Модели компетенций как корпоративные стандарты качества.
- Модель компетенций 20 граней "De tech-Development Technologies"
- Модель компетенций 9 кластеров Норильского Никеля
- Проектирование модели компетенций компании
Анализ: оценка преемственности для других компаний.
Моделирование: разработка корпоративной модели компетенций, соответствующей бизнес-целям компании.
Разработка словаря компетенций для компетентностной модели компании.
- Коммуникативные
- Личностные
- Профессиональные
- Поведенческие (социальные)
- Мотивационные
- Аналитические
- Предпринимательские
- Исполнительские
- Управленческие
- Креативные
- Лидерские
Моделирование: кластеры компетенций и их расшифровка.
Деловая игра: «Развитие креативности».
Методы выявления потребности в развитии компетенций и обучении.
- Экспертная оценка
- Бенчмаркетинг (bench mark)
- 360 градусов
- Центр оценки (assessment)
Решение задач: «Торговая компания», «PR компания».
Оценка компетенций потенциальных сотрудников при отборе персонала.
- Отбор кандидатов на вакантную должность методом оценки компетенций
- Разработка профессионального профиля: структура и содержание
- Интервью по компетенциям: вопросы, сценарий, интерпретация
Инсценировка: интервью по компетенциям для отбора на разные вакантные должности.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА ПО КОМПЕТЕНЦИЯМ
Цели оценки эффективности сотрудников по компетенциям.
- Оценка уровня и качества корпоративной культуры компании
- Оценка организационного поведения
- Оценка компетенций для создания кадрового резерва
- Планирование обучения и развития
- Выявление и развития уникальных (талантливых) сотрудников
- Оптимизация должностных функций и расходов на оплату труда
- Высвобождение сотрудников (сокращение кадрового состава)
Анализ. Логическая подстановка. Упражнение: определить содержание и предмет оценки в зависимости от целей компании. Назвать ключевые оцениваемые компетенции.
Компетенции как предмет оценки эффективности труда работников.
- Модели рабочего поведения
- Личностные характеристики
- Способности и потенциал сотрудников
- Возможности и факторы, влияющие на эффективность применения компетенций сотрудниками
Анализ. Логическая подстановка: определяется предмет оценки (что оценивать в работе сотрудников) в зависимости от целей оценки.
Методы оценки компетенций.
- Основные недостатки оценки эффективности сотрудников по компетенциям и способы их устранения
- Алгоритм выбора наиболее корректного метода оценки
- Разработка оценочных градаций и шкал
Решение кейса: «Оценка на 100%».
Упражнение: разработка листа оценки сотрудника по профессиональным, личностным и надпрофессиональным компетенциям.
Рейтинговые методы оценки компетенций.
- Метод шкалы наблюдения за поведением (BehavioralObservationScales)
- Метод оценки по решающей ситуации (Critical Incident Method)
- Метод ранжирования
Упражнение: разработка форм оценки моделей поведения работника рейтинговым методом.
Модели оценки эффективности сотрудников и руководителей по компетенциям.
- Ключевые компетенции для выполнения функциональных задач
- Расшифровки компетенций и индикаторы их измерения
- Форма (лист) оценки сотрудника
Моделирование: разработка индивидуального листа оценки по компетенциям для различных должностей (по выбору группы).
Профессиональные компетенции руководителей.
- Управленческие (административные) компетенции
- Надпрофессиональные компетенции руководителя
- Компетенции эмоционального лидерства
Игра: «Делегирование и поручение».
Упражнение: «Персональная консультация».
Моделирование: разработка и наполнение кластеров компетенций.