Весь сайт Вход
Регистрация
Избранное (0)

Начальная (максимальная) цена контракта в Москве: новые правила

10.07.2014

Распоряжением Правительства Москвы от 16.05.2014 № 242-РП (далее – Распоряжение № 242-РП) утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения нужд города Москвы.

Согласно части 20.1 статьи 22 федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – закон № 44-ФЗ) высшие исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе утверждать собственные методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта для обеспечения нужд субъекта РФ в дополнение к рекомендациям Минэкономразвития, в том числе вправе дать рекомендации по обоснованию и применению иных методов, не предусмотренных ст. 22 закона № 44-ФЗ.

1. Методы определения НМЦК.

Сравнительный анализ методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – НМЦК), предусмотренных статьей 22 закона № 44-ФЗ и Распоряжением № 242-РП, представлен в Таблице № 1.

Таблица № 1. Сравнительный анализ методов определения НМЦК

44-ФЗ: ч.1 ст. 22

242-РПп.1.12: п.1.12

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

1) анализ рыночной стоимости закупаемых товаров, работ, услуг;

6) анализ стоимости аналогов с последующей корректировкой;

9) метод анализа цен, содержащихся в реестре контрактов, заключенных

по итогам осуществления закупок

2) нормативный метод

4) нормативный метод

3) тарифный метод

5) тарифный метод

4) проектно-сметный метод

10) иные методы, предусмотренные законодательством

5) затратный метод

3) затратный метод

12. Иные обоснованные заказчиком методы

2) составление смет

7) метод удельных показателей

8) параметрический метод

В таблице наглядно видно, что для заказчиков города Москвы метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется в трех вариантах, в зависимости от источников информации о ценах (реестр контрактов) и возможности корректировки цены по московским правилам. Кроме того, Распоряжением № 242-РП предлагаются два новых метода определения НМЦК: метод удельных показателей и параметрический метод, которые в своей основе также опираются на метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), но правила расчета НМЦК в них конкретизированы с учетом специфики объекта закупки.

Условия применения метода составления смет по московским правилам не в полном объеме совпадают с условиями применения проектно-сметного метода, предусмотренными ч.9 и ч. 9.1 ст. 22 закона № 44-ФЗ.

Согласно п. 2.8. Распоряжения № 242-РП, при определении НМЦК с применением метода составления смет составление таких смет производится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, правовыми актами города Москвы, в том числе отраслевыми нормативами, методическими рекомендациями, содержащими указания по составлению смет. Условия применения данного метода в Распоряжении № 242-РП отсутствуют, однако, можно предположить, что использовать этот метод можно будет при наличии правовых актов города Москвы, содержащих указания по составлению и использованию смет.

При этом в случае отсутствия в указанных правовых актах отражения действующих цен, необходимых для расчета сметной стоимости выполнения работ, применяются действующие цены из иных источников информации, предусмотренных п.1.6. методических рекомендаций, утвержденных Распоряжением № 242-РП. Следовательно, возможность применения метода составления смет ограничена закупками работ (услуг), правила составления смет для которых утверждены нормативными правовыми актами.

В Распоряжении № 242-РП рекомендуется использовать метод составления смет при определении НМЦК при осуществлении закупок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (п.2.10), проектно-изыскательских работ (п.3.3) в сочетании с другими методами.

Что касается проектно-сметного метода, предусмотренного ст. 22 закона № 44-ФЗ, московским заказчикам рекомендуется использовать расчет сметной стоимости при определении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при осуществлении закупок услуг по исполнению функций технического заказчика на период строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и строительных работ, выполняемых на объектах, не являющихся объектами капитального строительства (п 3.4. Распоряжения № 242-РП); работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и строительных работ, выполняемых на объектах, не являющихся объектами капитального строительства (п 3.4. Распоряжения № 242-РП); оборудования на основании утвержденной сметной стоимости строительства объекта (п.3.6. Распоряжения № 242-РП); выполнения остатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и строительных работ, выполняемых на объектах, не являющихся объектами капитального строительства (п.3.7 Распоряжения 242-РП).

2. Источники информации о ценах, используемых при определении НМЦК.

Закон № 44-ФЗ однозначно называет метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) приоритетным. Поэтому особую важность приобретают общедоступные источники информации о рыночных ценах товаров, работ, услуг, используемые заказчиками при определении НМЦК.

Перечни возможных источников информации о ценах в законе № 44-ФЗ и в Распоряжении № 242-РП имеют некоторые отличия. Сравнительный анализ источников информации о ценах представлен в Таблице № 2.

Таблица № 2. Сравнительный анализ источников информации о ценах, используемых при определении НМЦК.

44-ФЗ: ч.18 ст.22

242-РП: п.1.6

1) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами;

6) сведения, содержащиеся в реестре контрактов, заключенных по итогам осуществления закупок, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в заявках, поданных на участие в конкурсе, аукционе (в том числе аукционе в электронной форме), запросе котировок, запросе предложений;

2) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;

1) сведения из Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы (далее - ЕАИСТ), в том числе подсистемы "Портал поставщиков" ЕАИСТ;

2) сведения из Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг (до ввода в эксплуатацию ЕИС - сведения, размещенные на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и данные о товарах, работах, услугах, приведенные на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет поставщиков, подрядчиков, исполнителей;

3) информация о ценах на товары, работы, услуги, содержащаяся в каталогах, издаваемых российскими и иностранными поставщиками,

подрядчиками, исполнителями;

10) информация о ценах производителей

3) информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;

11) информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;

4) информация о котировках на электронных площадках;

12) информация о котировках на электронных площадках;

5) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;

9) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;

6) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;

4) информация о ценах на товары, работы, услуги, содержащаяся в российских и иностранных информационно-справочных бюллетенях о ценах на основные товары, работы, услуги, выпускаемых в печатной и электронной форме или размещаемых в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

5) информация о ценах на товары, работы, услуги, содержащаяся в специализированных периодических печатных изданиях, статистических и аналитических обзорах, других печатных и интернет-изданиях;

7) информация о ценах на товары, работы, услуги, содержащаяся в отраслевых сборниках (справочниках);

7) информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, или законодательством иностранных государств;

13) информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, или законодательством иностранных государств

8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен.


8) иные источники информации.

8) действующие цены рынка закупаемых товаров, работ, услуг

Из таблицы видно, что специфическими из рекомендуемых для московских заказчиков источников информации являются сведения, содержащиеся в заявках, поданных на участие в конкурсе, аукционе (в том числе аукционе в электронной форме), запросе котировок, запросе предложений, сведения из Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы (далее - ЕАИСТ), в том числе подсистемы "Портал поставщиков" ЕАИСТ; действующие цены рынка закупаемых товаров, работ, услуг. При этом не понятно, что Правительство Москвы имело в виду под действующими ценами рынка товаров, работ, услуг, поскольку ч.5 ст. 22 закона № 44-ФЗ предполагает, что любой общедоступный источник информации должен раскрывать именно рыночную цену товара, работы, услуги.

Пояснение к данному источнику дано в пункте 2.5.5 Распоряжения № 242-РП, регулирующем сбор информации для определения НМЦК при закупке товаров методом анализа рыночной стоимости: «Сбор информации о действующих ценах осуществляется путем получения прейскурантов/прайс-листов от поставщиков с указанием срока действия указанных цен, в том числе по факсимильной связи, электронной почте, а при отсутствии возможности их получения - записи цен, указанных на ценниках организаций, осуществляющих торговую деятельность, с подтверждением правильности этих цен соответствующей организацией.

Заказчикам города Москвы не рекомендуется использовать такой источник как информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен (данный источник рекомендован только при определении прибыли в рамках затратного метода определения НМЦК). Видимо, этот факт можно объяснить тем, что бюджетное финансирование заказчиков в г.Москве не предполагает такое направление расходов, как оплата услуг информационно-ценовых агентств.

3. Общие требования к определению НМЦК в Москве.

Методические рекомендации, утвержденные Распоряжением 242-РП, имеют общую и особенную части, а также прилагаемые формы расчетов, и соответственно определяют общие принципы и особенности определения НМЦК для отдельных объектов закупки.

Среди общих принципов и подходов к определению НМЦК следует выделить следующие:

  • обязательность получения заключения независимой экспертной организации о достоверности определения НМЦК для закупок, НМЦК которых равна либо превышает 20 млн. руб. (кроме закупок в сфере строительства и по регулируемым ценам)
  • с 1 января 2015 г. заказчики должны определять НМЦК перечисленными в Распоряжении № 242-РП методами не только в процессе подготовки документации о закупке, но и при формировании плана-графика закупок
  • при определении НМЦК должны использоваться сведения о ценах, полученные не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения извещения об осуществлении закупки

Следует отметить, что в рекомендациях Минэкономразвития, утвержденных приказом от 02.10.2013 № 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее – приказ № 567), предусмотрена возможность использования информации о ценах прошлых периодов – более 6 месяцев от периода определения НМЦК – с корректировкой на коэффициент пересчета, рассчитанный на основе индексов потребительских цен, публикуемых Росстатом (официальный сайт http://www.gks.ru/) – п.3.18 приказа № 567.

4. Особые правила применения методов определения НМЦК в Москве.

Рекомендации по применению нормативного и тарифного методов определения НМЦК практически полностью совпадают в федеральных и московских правилах.

При решении вопроса о возможности применения тарифного метода определения НМЦК заказчикам города Москвы необходимо руководствоваться Постановлением Правительства Москвы от 29.09.2009 № 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве", в Приложении № 4 которого приведен Перечень работ и услуг, цены (тарифы) на которые регулируются Департаментом экономической политики и развития города Москвы в целях формирования на их основе государственными заказчиками города Москвы начальных (максимальных) цен государственных контрактов и гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений при размещении заказов для нужд города Москвы.

Метод анализа рыночной стоимости закупаемых товаров, работ, услуг, согласно московским рекомендациям, имеет следующие особенности.

Для определения НМЦК при закупке товаров заказчикам рекомендуется использовать цены не менее трех видов товаров с одинаковыми характеристиками разных производителей, входящих в ценовую группу, отвечающую потребностям и финансовым возможностям заказчика города Москвы. Для сравнения: в приказе № 567 (п.3.19) дана рекомендация при определении НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Разница существенная, поскольку в Москве требуются именно три производителя, а не только поставщика.

Основная таблица, которую должны заполнять заказчики города Москвы, приведенная в Приложении № 2 к Распоряжению № 242-РП, включает 9 граф для указания цен: для трех моделей разных производителей, и по каждой модели (каждому производителю) – цены трех поставщиков. По каждой модели (каждому производителю) рассчитывается средняя цена за единицу. Для определения НМЦК принимается наибольшая из рассчитанных средних цен. Полученное значение цены округляется до тысяч рублей.

Правительство Москвы подчеркивает важность этого требования в п.1.9. Распоряжения № 242-РП: обеспечение создания условий конкуренции и состязательности при осуществлении закупок и расширение спектра моделей и круга поставщиков, подрядчиков, исполнителей - потенциальных участников закупок достигается при использовании наибольшей из средних цен товара и среднего арифметического значения цены работы, услуги, определяемых по совокупности оцененных предложений поставщиков, подрядчиков, исполнителей.

При закупке товаров из числа сложных технических средств, поставляемых преимущественно иностранными поставщиками, заказчикам города Москвы рекомендуется использовать действующие цены, предоставленные официальными дилерами производителей.

При закупке товаров иностранного производства за пределами территории Российской Федерации заказчикам необходимо для определения НМЦК направлять письменные запросы производителям, официальным дилерам или поставщикам товара.

При закупке товара, оснащенного техническими средствами, предусматривающими дополнительную комплектацию, сопутствующие и другие услуги, работы, в том числе специальную комплектацию, поставку запасных частей, техническое обслуживание, заказчикам при определении НМЦК необходимо заполнить таблицу из Приложения № 3 к Распоряжению № 242-РП, предполагающую анализ цен товаров трех моделей (трех производителей), трех поставщиков по каждой модели, анализ цен на дополнительные элементы, запасные части, расходные материалы, сопутствующие и иные услуги.

Согласно ч. 2 ст. 22 закона № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

В московских правилах определения идентичных и однородных товаров, работ, услуг отсутствуют, в связи с чем по данному вопросу подлежат использованию рекомендации Минэкономразвития, утвержденные приказом № 567.

При этом в Распоряжении № 242-РП упоминается товар-аналог, с учетом комплектации, определяемой технической спецификацией. Согласно разделу 2.3. Распоряжения № 242-РП, товар-аналог не является ни идентичным, ни однородным товаром, но имеет определенные характеристики, необходимые заказчику.

Метод анализа стоимости аналогов с последующей корректировкой заключается в том, что заказчик анализирует цены не менее трех поставщиков товаров-аналогов, добавляет в расчет стоимости элементы комплектации, не содержащиеся в товаре-аналоге, но необходимые заказчику, и исключает стоимость элементов комплектации товаров-аналогов, не требующихся заказчику города Москвы. Все данные заносятся в таблицу, форма которой предусмотрена Приложением № 4 к Распоряжению № 242-РП. При отсутствии сведений о ценах на каждый элемент из всех используемых источников информации заказчики могут использовать данные, получаемые из одного источника (от одного поставщика). Средняя цена за единицу рассчитывается на основе усредненных значений цен товаров-аналогов и элементов, исключаемых или дополнительно включаемых в комплектацию.

При определении НМЦК на работы и услуги методом анализа рыночной стоимости заказчикам рекомендуется анализировать стоимость единицы времени: нормо-час, нормо-день; стоимость единицы вида услуг, работ или стоимость других единиц измерения, принятых для установления цен. Для анализа необходимо использовать цены, установленные тремя или более участниками рынка, специализирующимися на оказании соответствующих услуг, выполнении работ. Для расчета НМЦК при закупке работ, услуг заказчики должны заполнить таблицу из Приложения № 6 к Распоряжению № 242-РП, в которой цены заносятся в соответствующие графы (не менее трех), затем определяется средняя цена, которая потом умножается на количество в соответствующих единицах измерения. Следует отметить, что указанное количество (объем работ, услуг) должно фигурировать в качестве количества (объема), указываемого в плане-графике и извещении об осуществлении закупки.

При закупках работ и услуг заказчики города Москвы могут использовать метод анализа стоимости аналогов с последующей корректировкой. В отличие от метода анализа стоимости товаров-аналогов, в ситуации с работами и услугами заказчикам рекомендуется использовать информацию о ценах работ и услуг, ранее закупаемых заказчиком; после чего произвести корректировку с учетом изменения объема (количества единиц измерения) работы, услуги, количества и качества товаров, необходимых для оказания услуг, инфляции с использованием индексов потребительских цен города Москвы, публикуемых на официальном сайте Департамента экономической политики и развития города Москвы. Поскольку метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным в силу прямого указания закона № 44-ФЗ, использование данного метода на основе только одного контракта, ранее заключенного заказчиком, представляется нарушением требований закона № 44-ФЗ. Цены на работы и услуги, ранее закупаемые заказчиками, могут использоваться наряду с другими источниками информации о рыночных ценах, а применяемые коэффициенты для корректировки стоимости должны быть обоснованы, в том числе на основе анализа рыночных цен на товары, используемые при оказании услуг.

Еще одно важное отличие московских рекомендаций – требование при заполнении форм расчета НМЦК полностью раскрывать информацию о поставщиках, с указанием наименования, адреса, ИНН, Ф.И.О. уполномоченного лица, контактного телефона. В приказе № 567, напротив, Минэкономразвития императивно «рекомендует» в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не указывать наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию (п.2.1. приказа 567). Поскольку московские правила являются дополнительными по отношению к федеральным, заказчикам города Москвы рекомендуется заполненные таблицы, содержащие сведения о поставщиках, хранить в установленном порядке, а на официальном сайте (в системе ЕАИСТ) размещать расчет НМЦК без раскрытия подробных сведений о поставщиках.

Рекомендации по применению затратного метода определения НМЦК в городе Москве практически полностью совпадают с рекомендациями Минэкономразвития, изложенными в приказе № 567. Затратный метод рекомендуется использовать только в исключительных случаях, когда применение иных методов невозможно, либо в дополнение к иным методам. Сложность применения затратного метода состоит в невозможности объективного обоснования размера накладных расходов и прибыли, используемых для расчета затрат.

5. Параметрический метод определения НМЦК.

Сфера применения параметрического метода определения НМЦК является достаточно узкой: он может применяться в ситуации, когда невозможно найти на рынке информацию о ценах на идентичные товары, товары-аналоги, однако имеется информациях о ценах на однородные товары, цена на которые определяется преимущественно значением одного или нескольких параметров. При этом изменение основного параметра товара не влечет за собой принципиальных конструктивных изменений иных параметров с соответствующим увеличением либо снижением его стоимости. В качестве оцениваемого параметра заказчикам города Москвы рекомендуется использовать вес, мощность, производительность, скорость и иные параметры.

Расчет НМЦК производится на основании удельной цены основного параметра, которая определяется как среднее значение, определяемое в результате анализа цен не менее чем трех видов товаров, различающихся между собой по величине одного основного параметра. Для определения НМЦК заказчик должен рассчитать произведение среднего значения показателя «удельная цена основного параметра» товара и значения основного параметра товара, требующегося заказчику города Москвы.

Если заказчику нужно, чтобы товар для него изготовили на заказ с отличиями от однородных товаров по двум и более параметрам, Распоряжение № 242-РП рекомендует использовать метод балльной оценки соответствующих параметров. Недостатком данного метода является то, что присвоение баллов каждому отобранному параметру осуществляется экспертным путем. При этом вопрос отбора экспертов и оплаты их труда, а также обеспечения объективности их оценок является для большинства заказчиков неразрешимым.

Еще одна разновидность параметрического метода определения НМЦК – индексный параметрический метод, который может применяться при закупке технически сложных, дорогостоящих товаров, крупных партий товаров с новыми характеристиками, отличными от имеющихся на рынке.

Для использования указанного метода заказчику необходимо построить параметрический ряд, представляющий собой последовательный ряд цен моделей товара, отражающий изменения параметров товара, требующихся заказчику города Москвы. На основе параметрического ряда заказчик должен установить зависимость между изменением параметров товара и соответствующим ему изменением цены на единицу товара. В предлагаемых заказчикам для расчета формулах учитываются коэффициенты изменения параметров и их значимость, корректирующие коэффициенты, которые также устанавливаются на основе экспертных оценок.

7. Метод удельных показателей.

Сфера применения метода удельных показателей также является специфической – определение НМЦК на технологически и конструктивно несложные работы. Метод представляет собой вариацию метода анализа рынка с использованием удельных показателей, характеризующих стоимость единицы работы (например, квадратного метра газона, помещений, подлежащих уборке, километра автомобильной дороги).

Значение удельного показателя работы определяется на основе анализа перечисленных выше источников информации о ценах или стоимости выполнения однородных работ. Для расчета НМЦК заказчику необходимо удельный показатель работы умножить на объем работы в натуральных показателях.

8. Особенности определения НМЦК на НИиОКР.

Для определения НМЦК на НИиОКР рекомендуется использовать метод составления смет, если выполнение указанных работ не предполагает дорогостоящих лабораторных и других исследований и больших затрат на приобретение материалов и технических ресурсов. В основе расчета – укрупненный показатель стоимости единицы рабочего время специалиста, включающий в себя размер оплаты труда и обязательных отчислений. При этом заказчик должен провести анализ информации об уровне оплаты труда соответствующих специалистов, анализ действующих цен на используемые материалы, информацию, услуги, рассчитать затраты на командировки, транспортные и прочие расходы.

9. Особенности определения НМЦК при осуществлении закупок проектно-изыскательских и строительных работ.

В основе определения НМЦК при осуществлении закупок строительных работ, как указано в ст. 22 закона № 44-ФЗ, лежит проектно-сметный метод, который детализируется для заказчиков города Москвы дополнительными рекомендациями.

Если заказчику нужно закупить услуги технического заказчика на период выполнения проектно-изыскательских работ, то ему предлагается для расчета норматив – 5% от стоимости проектно-изыскательских работ.

При определении стоимости проектно-изыскательских работ возможно составление сметы, использование метода удельных показателей, анализа стоимости аналогов с последующей корректировкой, использование затратного метода.

При определении НМЦК на услуги по исполнению функций технического заказчика строительных работ рекомендуется использовать сметную стоимость работ по главам сводного сметного расчета в составе утвержденной проектной документации, нормативы, утвержденные в городе Москве, для расчета дополнительных затрат. Также заказчикам необходимо произвести корректировку цены на прогнозный индекс инфляции на период строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, который рассчитывается как среднее арифметическое соответствующих индексов на месяц начала и месяц окончания работ.

При определении цены на строительные работы заказчик должен скорректировать показатели сметной стоимости строительства по главам сводного сметного расчета в составе утвержденной проектной документации в текущем уровне цен на прогнозный индекс инфляции на период строительства. Перерасчет сметной стоимости строительства в текущий уровень цен осуществляется с применением обобщенных индексов инфляции (при необходимости).

Стоимость оборудования, поставляемого в рамках строительства объекта, определяется на основании сметной стоимости строительства. Если давность утверждения стоимости оборудования в составе сводного сметного расчета строительства превышает 6 месяцев, то заказчику необходимо применять иные методы определения НМЦК: анализ рыночной стоимости оборудования, с возможной корректировкой, параметрический метод.

Если заказчику необходимо рассчитать НМЦК при закупке остатков строительных работ, ему рекомендуется учитывать не только сметную стоимость в текущем уровне цен и коэффициент инфляции (обобщенный и прогнозный), но и сметную стоимость выполненных работ в текущем уровне цен, а также коэффициент тендерного снижения цены, указанной в расторгнутом контракте.

В заключении следует отметить, что согласно императивному требованию, установленному в части 12 статьи 22 закона № 44-ФЗ, использование методов обоснования НМЦК, не указанных в законе № 44-ФЗ, допускается только в случае невозможности применения методов, указанных в законе, и при наличии обоснования невозможности применения указанных методов.

Соответственно, применение методов составления смет, удельных показателей, параметрического метода потребует от заказчика дополнительного обоснования невозможности применения методов, указанных в законе № 44-ФЗ.

Еще одна проблема московских заказчиков – наличие рекомендуемой формы протокола начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (Приложение № 1 к Распоряжению № 242-РП), к которому должен прилагаться расчет по установленной форме, однако в 50 процентах случаев в результате имеющейся схемы интеграции информации из системы ЕАИСТ на официальный сайт расчет в составе размещенной документации закупки отсутствует.

Достаточно актуальным является вопрос об ответственности заказчика за несоблюдение рекомендаций по определению НМЦК, установленных приказом № 567 и распоряжением № 242-РП. Если представители Минэкономразвития неоднократно заявляли о том, что за несоблюдение рекомендаций нельзя наказывать заказчика, что подтверждается практикой работы контрольных органов, то в случае нарушения московских правил в рамках ведомственного и местного контроля возможно применение санкций к заказчику в виде несогласования соответствующей закупки.

В целом рекомендации Правительства Москвы, утвержденные Распоряжением № 242-РП, с одной стороны, призваны помочь государственным заказчикам, которые часто испытывают сложности с правильным определением НМЦК, но, с другой стороны, накладывают на заказчика множество дополнительных обязанностей и ограничений, которые в условиях недостаточно высокого уровня квалификации работников контрактной службы и отсутствия опыта подготовки планово-экономических расчетов НМЦК приводят к неэффективному проведению закупок.

К списку статей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Вам могут быть также интересны семинары: