Дивергентное мышление: что это и почему полезно его развивать

Способность быстро генерировать нестандартные и неожиданные идеи, придумать наибольшее количество решений для одной задачи, называют дивергентным мышлением.

Способность быстро генерировать нестандартные и неожиданные идеи, придумать наибольшее количество решений для одной задачи, называют дивергентным мышлением.

Психолог Джой Гилфорд изучил структуру интеллекта и предположил, что для решения задач человек использует два типа мышления — дивергентное и конвергентное.

Конвергентное мышление направлено на распределения всех «за» и «против», поиск единственно верного решения. Как правило, оно используется, когда нужно сфокусироваться на одной основной идее. Например, когда нужно рассчитать бюджет на проект.

Дивергентное мышление для одной задачи порождает множество решений. Оно полезно, когда нужно придумать идею для стартапа или раскрыть тему научной работы.

Дивергентное и конвергентное мышление не замещают, а дополняют друг друга. Дивергентное мышление можно использовать, чтобы подобрать самые неожиданные и оригинальные способы решения задачи. Затем, используя конвергентное мышление, отсеять те идеи, которые не жизнеспособны. Потом можно снова «включить» дивергентное мышление и подобрать разные способы реализовать отсеянные идеи. Цикл можно повторять множество раз — до проработки окончательного решения.

Насколько у вас развито дивергентное мышление: тест

Проверить, насколько развито дивергентное мышление, поможет тест альтернативных применений. Выберите любой предмет, например, канцелярскую скрепку или стул и придумайте для них как можно больше вариантов альтернативных применения. Задачу можно усложнить, введя временные рамки. Например, придумать идеи в течение одной — двух минут.

Результаты теста оцените по четырём базовым критериям:

1.Беглость. Способность генерировать большое число решений за ограниченное время. Чем больше идей — тем лучше. Хороший показатель, если вы придумали больше двух-трёх самых очевидных вариантов.

2. Гибкость. Способность одновременно использовать для решения проблемы разные подходы. Объедините все сгенерированные идеи в категории по целям и способам использования предметов. Например, канцелярскую скрепку можно приспособить под рисование или письмо, а можно попробовать изготовить из неё рыболовный крючок. Это две разные категории использования. Чем больше категорий образовалось — тем выше показатель.

3. Оригинальность. Способность создавать принципиально новые идеи, далёкие от стандартного применения предмета.

4. Проработанность. Способность обдумывать детали идеи и делать её жизнеспособной. А теперь попробуйте выбрать свой вариант предмета, засеките 2-3 минуты и придумайте как можно больше способов его использования. Результаты оцените по четырём базовым критериям.

Как развить дивергентное мышление

Дивергентное мышление можно развить, выполняя специальные упражнения. Например:

  • Регулярно проходите тест альтернативных применений.
  • Предлагайте самые неожиданные идеи во время мозговых штурмов на работе.
  • Попробуйте технику «10 новых идей». В течение недели каждый день придумывайте 10 идей на какую-либо тематику.
  • Выполняйте упражнения на креативность. Например: — Придумывайте названия и заголовки. Вспомните события, произошедшие за день, и попробуйте придумать для каждого из них газетный заголовок. Подумайте, как можно коротко рассказать о событии, чтобы вызвать интерес. — Составьте совместный рассказ. Потребуется группа из двух-трёх человек. Первый участник начинает рассказывать идею или историю до определённого момента. Следующий участник её продолжает. Передавать такую словесную эстафету по кругу можно несколько раз.
  • Делайте записи. Заведите привычку записывать свои мысли. Абсолютно любые, даже самые странные. Записи можно использовать в качестве источника для вдохновения.

Владея развитым дивергентным мышлением, вы сможете быстрее адаптироваться к новым условиям и обстановке, сможете рассмотреть проблему с неожиданных сторон и глубже понять её, найти инновационные идеи и справиться со сложными задачами.

16.06.24-21.06.24   |   Сочи
Курс повышения квалификации

Как достигать максимальных результатов: развитие управленческих навыков и личной эффективности руководителя

Как современному руководителю в век инноваций, в мире быстрых изменений быть и оставаться результативным. Почему Lifelong learning (непрерывное обучение) становится глобальным трендом, зачем нам способность не только учиться, но и разучиваться, от каких иллюзий стоит отказаться и какие навыки развивать в новом мире. Почему Soft skills в период четвёртой промышленной революции имеют большее значение для успеха, чем владение Hard skills, и где брать энергию, чтобы все успевать и быть продуктивным. Курс направлен на помощь руководителям в оптимизации и повышении эффективности взаимодействия с персоналом, в поиске мотивационных инструментов и способов, повышающих результативность и эффективность работы.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/divergentnoe-myshlenie-chto-eto-i-pochemu-polezno-ego-razvivat/