Вход
Регистрация
Избранное (0)
Подпишитесь на рассылку

Обзор изменений в сфере закупок по закону № 223-ФЗ

14.11.2018

В 2018 году принято несколько законов и подзаконных актов, вносящих важные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые исключения из сферы регулирования закона № 223-ФЗ; правила проведения закупок проектных и изыскательских работ, согласование закупок определенных товаров с координационным органом Правительства, изменения правил ведения реестра договоров, новый функционал ЕИС и электронных площадок для закупок с участием субъектов МиСП и многое другое.

Доля в уставном капитале 1. Федеральным законом от 30.10.2018 № 391-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" из сферы регулирования закона № 223-ФЗ исключены отношения, связанные с:

  • приобретением долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ, обществ и паев в паевых фондах производственных кооперативов;
  • совместной инвестиционной деятельностью, осуществляемой на основании договора инвестиционного товарищества, предусматривающего возврат товарищу стоимости его вклада в общее имущество товарищей (в денежной форме).

Соответствующие изменения внесены в часть 4 статьи 1 закона № 223-ФЗ.

Закон вступил в силу 11 ноября 2018 года.

Земельный кодекс РФ 2. Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" в закон № 223-ФЗ добавлено исключение из сферы регулирования закупок отдельными видами юридических лиц (п.15 ч.4 ст. 1):

  • осуществлением заказчиком отбора субъекта оценочной деятельности для проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности оценки объектов оценки в целях определения размера платы за публичный сервитут, устанавливаемый в соответствии с земельным законодательством.

Проектная документация 3. Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в закон № 223-ФЗ добавлены две новые статьи, регламентирующие особенности закупок произведений архитектуры, градостроительства, проектных и изыскательских работ.

Статьей 3.1-2 установлено, что исключительное право использовать произведение архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства путем разработки проектной документации объекта капитального строительства, если произведение создано в результате закупки по закону № 223-ФЗ, принадлежит заказчику. Автор произведения не имеет преимущественного права на разработку проектной документации без участия в конкурентной закупке, а заказчику дано право на многократное использование проектной документации.

Статьей 3.1-3 установлены обязательные требования к условиям договоров на выполнение проектных и (или) изыскательских работ, в том числе об исключительном праве заказчика на результаты выполнения этих работ, а также конкретизировано понятие результата выполнения проектных и изыскательских работ.

Закон вступил в силу с 4 августа 2018 года.

Унитарные предприятия4. Федеральным законом от 29.06.2018 № 174-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены новые основания для работы унитарных предприятий по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, изменены требования к содержанию итогового протокола и сроки начала осуществления закупок у субъектов МСП на площадках, определенных в соответствии с правилами закона № 44-ФЗ.

Всем унитарным предприятиям предоставлено право осуществлять закупки по закону № 223-ФЗ без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Для начала работы по 223-ФЗ в текущем году унитарному предприятию необходимо в срок до 1 октября 2018 года утвердить или внести изменения в Положение о закупке и разместить их в ЕИС, а также разместить план закупки.

Кроме того, предусмотрено, что федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утвержден распоряжением Правительства от 31 декабря 2016 г. № 2931-р, осуществляют закупки по закону № 223-ФЗ с одним исключением: это случаи осуществления закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории РФ капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ и (или) на приобретение на территории РФ объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации.

Из обязательных требований к содержанию итогового протокола конкурентной закупки исключено требование указывать наименование участника закупки, с которым планируется заключить договор.

Срок начала осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства по правилам, установленным статьей 3.4 закона № 223-ФЗ, перенесен с 1 июля 2018 года на дату начала функционирования операторов электронных площадок в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными законом № 44-ФЗ, и дополнительными требованиями, установленными Правительством в соответствии со статьей 3.4 закона № 223-ФЗ. Согласно информации Минфина России, операторы начали работу по новым правилам с 1 октября 2018 года. Соответствующий функционал появился и в Единой информационной системе в сфере закупок.

Государственное имущество5. Федеральным законом от 04.06.2018 № 135-ФЗ "О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" автономным учреждениям предоставлено право в рамках закупок по закону № 223-ФЗ передавать в пользование государственное и муниципальное имущество.

Согласно новой редакции статьи 17.1 закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться автономным учреждением без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, если автономным учреждением заключен договор по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с законом № 223-ФЗ, и предоставление указанных прав было предусмотрено документацией о закупке для целей исполнения этого договора.

Субъекты МиСП 6. Федеральным законом от 03.08.2018 № 313-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части статуса и условий отнесения лица к субъектам МиСП.

Изменено определение субъекта МиСП: субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 01.12.2018 состав субъектов МиСП будет дополнен хозяйственными товариществами, соответствующими установленным требованиям.

Кроме того, иностранные юридические лица будут признаваться субъектами МиСП, если:

  • их годовой доход не превышает предельное значение, установленное для средних предприятий (на дату подготовки обзора это 2 млрд. рублей в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265);
  • их среднесписочная численность сотрудников не превышает значения, установленного для средних предприятий (250 человек, подп. «б» п. 2 ст. 4 закона № 209-ФЗ).

Таким образом, к участникам иностранных юридических лиц не будет применяться правило о суммарной доле участия иностранных юрлиц и/или юрлиц, не являющихся субъектами МСП. Исключение из этого правила составят компании, работающие в оффшорных зонах.

С учетом внесенных поправок, данные реестра субъектов малого и среднего предпринимательства должны теперь играть решающую роль при рассмотрении заявок участников закупки, объявленной только для субъектов МиСП.

Порядок согласования 7. Постановлением Правительства РФ от 27.08.2018 № 1000 "О порядке согласования заказчиками - государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей принадлежит указанным юридическим лицам, закупок товаров, определенных в соответствии с частью 6 статьи 3.1-1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также закупок, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование этих товаров, с координационным органом Правительства Российской Федерации по согласованию закупок заказчиков" установлены условия для проведения отдельными заказчиками закупок товаров, включенных в перечень, утвержденный распоряжением от 18.07.2018 № 1489-р.

Согласованию с координационным органом подлежат эксплуатационные характеристики закупаемых товаров и (или) возможность осуществления закупок за пределами территории Российской Федерации при наличии в совокупности следующих условий:

а) товар включен в перечни товаров, указанные в части 6 статьи 3.1-1 закона № 223-ФЗ (далее - перечни);
б) НМЦД превышает величину, установленную Правительством.

Заказчики, перечисленные в наименовании Постановления № 1000, не позднее чем за 90 дней до начала закупки указанных товаров (работ, услуг с использованием этих товаров), должны направить в Минпромторг заявку на согласование закупки и информацию о закупке, в которую включаются информация о закупаемых товарах, включенных в перечни, и (или) закупках, предметом которых предусмотрено выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование таких товаров. Для закупки за пределами территории РФ заказчик дополнительно должен представить обоснование необходимости такой закупки.

Минпроторг на основе предоставленной информации формирует для координационного органа обоснованное предложение о согласовании закупки или о согласовании закупки с учетом предложений Минпромторга, или об отказе в согласовании закупки. Обоснованное предложение Минпромторга направляется заказчику, который в ответ должен представить в Минпромторг согласование обоснованного предложения, возражения по нему или измененную с учетом предложений Минпромторга информацию о закупке.

Комплект документов о закупке с обоснованным предложением Минпромторга, согласованием или возражением заказчика направляется в координационный орган Правительства, который принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании закупки.

В решении координационного органа об отказе в согласовании закупки излагается мотивированная позиция об отказе, и (или) о необходимости внесения изменений в эксплуатационные характеристики товара, предусмотренного договором, и (или) о возможности осуществления закупки в Российской Федерации, на что заказчик вправе представить свои возражения.

Постановление вступило в силу 7 сентября 2018 года.

Реестр договоров 8. Постановлениями Правительства РФ от 15.03.2018 № 255 и от 22 июня 2018 г. № 715 внесены изменения в Правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденные постановлением Правительства от 31.10.2014 № 1132.

Постановлением № 255 исключена обязанность всех заказчиков указывать в реестре договоров информацию о том, что участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Одновременно предусмотрена обязанность указывать сведения об осуществлении закупки у субъекта МиСП, в том числе сведения об осуществлении закупки, участниками которой могут быть только субъекты МиСП, для заказчиков, в отношении которых осуществляется мониторинг соответствия и оценка соответствия по постановлению Правительства от 29.10.2015 № 1169.

Постановлением № 715 предусмотрено, что часть сведений реестра договоров не является общедоступной. В частности, только ФАС России, Счетной палате, Федеральному казначейству, контрольно-счетным органам предоставляются:

  • сведения об изменении условий договоров и подтверждающие документы;
  • информация и документы о результатах исполнения договоров;
  • информация и документы, подтверждающие расторжение договора;
  • копии заключенных договоров;
  • сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе); о договорах с субподрядчиками (соисполнителями), привлеченными из числа субъектов МСП (указанная в данном абзаце информация предоставляется также Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства).

Соответственно, заказчики с 1 июля 2018 года размещают информацию в реестре договоров в полном объеме, в соответствии с требованиями закона № 223-ФЗ и Постановления № 1132, без приостановления действия этих обязанностей и исключений.

Продукция машиностроения 9. Распоряжением Правительства РФ от 05.07.2018 № 1370-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 31.12.2015 № 2781-р» изменен и дополнен перечень отдельных видов продукции машиностроения, которая включается в перечни перспективных потребностей в продукции машиностроения, необходимой для реализации инвестиционных проектов, и закупки которой и (или) закупки, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование этой продукции, не могут быть осуществлены за пределами территории Российской Федерации без согласования возможности осуществления таких закупок с Правительственной комиссией по импортозамещению.

Перечень расширен со 139 до 190 позиций, в него, в частности, дополнительно включены:

  • цистерны, бочки, барабаны, канистры, ящики и аналогичные емкости для любых веществ (кроме газов) из железа, чугуна или стали;
  • машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных (в части автоматизированных систем управления производством);
  • волокна оптические и жгуты волоконно-оптические; кабели волоконно-оптические;
  • оборудование для пищевой промышленности;
  • инструмент электрический ручной.

Обязанности по согласованию закупок распространяются на юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты с государственной поддержкой, включенные в реестр инвестиционных проектов.

10. Распоряжением Правительства РФ от 05.07.2018 № 1371-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 29.12.2015 № 2744-р» изменено наименование перечня отдельных видов продукции машиностроения, которая включается в перечни перспективных потребностей в продукции машиностроения, необходимой для реализации инвестиционных проектов, и закупки которой не могут быть осуществлены без согласования эксплуатационных характеристик такой продукции с Правительственной комиссией по импортозамещению.

Теперь перечень предусматривает не только согласование характеристик закупаемой продукции машиностроения, но и согласование характеристик такой продукции, если предметом закупки являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование соответствующей продукции машиностроения.

Перечень продукции, характеристики которой необходимо согласовывать, не изменился.

11. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2018 № 948 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1521" приложение к Постановлению № 1521, определяющее цену единицы продукции машиностроения, при превышении которой сведения о такой продукции включаются в формируемые юридическими лицами перечни перспективных потребностей в продукции машиностроения, необходимой для реализации инвестиционных проектов, изложено в новой редакции.

Перечень продукции машиностроения расширен, вместо 142 позиций в него включены теперь 190 видов продукции машиностроения. В частности, в перечень добавлены:

  • Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных (в части автоматизированных систем управления производством) с ценой от 2 млн. руб.;
  • Волокна оптические и жгуты волоконно-оптические; кабели волоконно-оптические, кроме составленных из волокон с индивидуальными оболочками, с ценой от 5 млн. за 10 км продукции;
  • Различные виды оборудования для пищевой промышленности;
  • Станки деревообрабатывающие с ценой от 1 млн. руб.;
  • Машины швейные, кроме брошюровочных и бытовых швейных машин, с ценой от 1 млн. руб.

12. Распоряжением Правительства РФ от 18 июля 2018 г. № 1489-р утвержден Перечень товаров, закупки которых с начальной (максимальной) ценой договора, превышающей величину, установленную Правительством РФ, не могут быть осуществлены заказчиками, указанными в части 1 статьи 3.1.1 закона № 223-ФЗ, без предусмотренного законом согласования таких закупок.

Распоряжением предусмотрено согласование с Правительственной комиссией по импортозамещению эксплуатационных характеристик товаров, в том числе использование которых предусмотрено при закупках работ, услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду), а также согласование возможности осуществления таких закупок за пределами территории Российской Федерации в отношении следующих товаров:

  • Котлы паровые и их части;
  • Генераторы переменного тока (синхронные генераторы);
  • Установки генераторные с двигателями с искровым зажиганием; прочие генераторные установки; электрические вращающиеся преобразователи;
  • Турбины на водяном паре и прочие паровые турбины;
  • Турбины газовые, кроме турбореактивных и турбовинтовых;
  • Суда и аналогичные плавучие средства для перевозки людей или грузов;
  • Суда рыболовные и прочие суда специального назначения;
  • Платформы плавучие или погружные и инфраструктура;
  • Суда прогулочные и спортивные;
  • Установки силовые и двигатели летательных или космических аппаратов; наземные тренажеры для летного состава, их части;
  • Вертолеты и самолеты.

Порядок согласования таких закупок определен Постановлением Правительства от 27.08.2018 № 1000.

Доля превышает 50 процентов 13. Постановлением Правительства Москвы от 22.08.2018 № 974-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 5 июля 2013 г. № 441-ПП" изменены дополнительные требования к Положению о закупках товаров (работ, услуг) государственных унитарных предприятий города Москвы и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля города Москвы в совокупности превышает 50 процентов, государственных автономных и бюджетных учреждений города Москвы.

Постановлением предусмотрено, что анализ эффективности осуществления закупок товаров (работ, услуг) в рамках мониторинга ключевых показателей эффективности деятельности осуществляется Главконтролем Москвы.

Внесение изменений, предусматривающих включение в Положение о закупках дополнительных требований, относящихся к отраслевой специфике заказчика, возможно при наличии согласования заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, осуществляющего координацию деятельности соответствующей сферы городского управления, Главного контрольного управления города Москвы, а также органа исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого находится заказчик.

Положения о закупке заказчиков города Москва должны предусматривать закрытый перечень способов конкурентных и неконкурентных закупок, к которым относятся:

  1. Конкурс, в том числе двухэтапный (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс).
  2. Аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион).
  3. Запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок).
  4. Запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
  5. Закупка у единственного поставщика.
  6. Котировочные сессии (инициированные заказчиком переговоры о заключении договора в соответствии со статьей 434.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, проводимые для определения существенных условий оферты).

Также Постановлением предусмотрено, что закупки у единственного поставщика, стоимость которых не превышает 300 тыс. рублей или 500 тыс. рублей, в зависимости от годовой выручки заказчика, должны осуществляться посредством подсистемы "Портал поставщиков" Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы.

Сроки перехода на новые правила закупок14. В письме Минфина России N 24-04-06/44451, ФАС России N АД/48543/18 от 27.06.2018 "О позиции Минфина России и ФАС России о приведении положения о закупке в соответствие с Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изложено мнение указанных органов власти о сроках, которые предоставлены заказчикам по закону № 223-ФЗ для перехода на новые правила закупок.

В письме отмечено, что согласно части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ правовым актом, регламентирующим правила закупки, является положение о закупке, принимаемое в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Учитывая положения части 3 статьи 4 Закона № 505-ФЗ, предусматривающие возможность приведения положения о закупке в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ в редакции Закона № 505-ФЗ до 1 января 2019 года, заказчик с 1 июля 2018 года и по 1 января 2019 года вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, действующей до приведения его в соответствие с Законом № 223-ФЗ в редакции Закона № 505-ФЗ.

Изменение цены 15. В письме Минфина России от 28.08.2018 № 24-03-07/61247 "По вопросу изменения цены контрактов после повышения ставки налога на добавленную стоимость" изложена позиция ведомства в отношении возможности изменения условий договоров в связи с изменением ставки НДС.

Если в договоре, заключенном по результатам закупки в 2018 году, предусматривающем исполнение обязательств по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в 2019 году, указано, что цена договора является твердой, и изменение условий договора не допускается в соответствии с Положением о закупке заказчика, то риски, связанные с исполнением договоров, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика (подрядчика, исполнителя), которые должны были быть предусмотрены участником закупки в цене заявки на участие в закупке.

При этом все участники, пожелавшие принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заранее осведомлены об условиях исполнения договора и предупреждены о невозможности изменения цены договора, а подача заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о согласии поставщика принять на себя обязательства, связанные с оказанием услуг на условиях, установленных заказчиком.

Учитывая изложенное, по мнению Минфина, цены контрактов, заключенных до повышения ставки НДС на указанных условиях, не подлежат изменению в связи с таким повышением.

Минфин отметил также, что возможно расторжение договоров по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством.

Кроме того, Минфин указал, что в отдельных случаях (если такая возможность предусмотрена Положением о закупке заказчика) возможно внесение изменений в договоры, в том числе при изменении ставки НДС.

Электронные площадки 16. В письме Минфина России от 02.10.2018 № 24-06-08/70718 "О начале функционирования электронных площадок, специализированной электронной площадки, применении Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ и 223-ФЗ" дано разъяснение в отношении правил осуществления закупок по закону № 223-ФЗ на новых электронных площадках.

В частности, в письме предусмотрено, что, учитывая заключение с операторами электронных площадок соглашений 1 октября 2018 г., заказчики, приведшие согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 505-ФЗ) положения о закупке в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ), осуществляют проведение конкурентных закупок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства исключительно на электронных площадках, операторы которых включены в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р.

При осуществлении такой закупки денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником такой закупки на специальный счет, открытый им в уполномоченном банке.

Законом N 223-ФЗ возможность информационного взаимодействия оператора электронной площадки с иными информационными системами (за исключением единой информационной системы в сфере закупок) для осуществления закупок в электронной форме с участием субъектом МСП, в том числе с иными электронными площадками, не предусмотрена.

Также Минфин отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 3.5 Закона № 223-ФЗ Правительством Российской Федерации утвержден перечень операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок, являющийся приложением № 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р.

По мнению Минфина, заказчики, приведшие согласно части 3 статьи 4 Закона № 505-ФЗ положения о закупке в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ), осуществляют закрытые конкурентные закупки в электронной форме на электронных площадках, включенных в перечень, являющийся приложением N 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р, при совокупности следующих условий:

  1. Закупка осуществляется в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 3.5 Закона № 223-ФЗ.
  2. Заказчиком принято решение об осуществлении такой закупки в электронной форме.

Взимание платы операторами 17. В письме Минфина России от 06.11.2018 № 24-06-08/79659 «Об осуществлении закупок в электронной форме» ведомство дало, среди прочего, пояснения по правилам использования специальных счетов и взимания платы операторами электронных площадок при осуществлении закупок по закону № 223-ФЗ, участниками которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства.

В частности, Минфин отметил, что расторжение договора банковского счета не влечет прекращения блокирования денежных средств на специальном счете участника закупки.

На специальный счет могут быть внесены денежные средства, предоставленные участнику закупки в кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Специальные счета должны открываться банками и для участников закупок – физических лиц.

В отношении размера платы, которую оператор электронной площадки вправе взимать с лица (субъекта малого и среднего предпринимательства), с которым по результатам закупки по статье 3.4 закона № 223-ФЗ заключается договор, Минфин отметил, что размер такой платы не должен превышать 5000 руб., без учета НДС. Пониженный максимальный размер платы не более 2000 руб. предусмотрен только для закупок у СМП и СОНКО по Закону № 44-ФЗ.

Обзор судебной практики 18. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 утвержден «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров с применением положений Закона о закупках определяет правовые позиции судов по следующим вопросам:

  • Информационное обеспечение закупки и установление измеряемых требований к участникам закупки;
  • Реализация принципов осуществления закупочной деятельности;
  • Заключение и изменение договора;
  • Контроль при осуществлении закупок.

Наибольший интерес, на наш взгляд, представляют следующие выводы Верховного Суда:

«6. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.»;

«10. Включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции. При этом указание в закупочной документации товарного знака может быть признано допустимым в случаях, когда закупка эквивалентного товара приведет к дополнительным и подтвержденным затратам, превышающим возможную выгоду заказчика. Такие затраты, например, могут быть связаны с необходимостью переобучения персонала, увеличения затрат на разноплановое техническое обслуживание в связи с низким уровнем технологической совместимости различных производителей и др.»

Обзор подготовлен преподавателем АНО УМЦ Финконт:

Богацкой С.Г.

Преподаватель, аккредитованный в ЗАО "Сбербанк-АСТ". Кандидат экономических наук. Руководитель направления «Государственные (муниципальные) закупки», ведущий преподаватель-консультант УМЦ «Финконт» курсов и семинаров по государственным и муниципальным закупкам, корпоративным закупкам по ФЗ-223.

К списку новостей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Похожие новости:

  • 12 01.18

    В декабре 2017 года принято несколько законов, вносящих существенные изменения в правила осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №223-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые правила проведения конкурентных закупок с 1 июля 2018 года, закупки у СМиСП на электронных площадках, работающих по 44-ФЗ, ограничения на использование товарных знаков в описании предмета договора, новые полномочия ФАС России и многое другое.

  • 10 01.18

    В декабре 2017 года подписаны несколько законов, вносящих существенные изменения в правила закупок по закону № 44-ФЗ, в том числе реализующих долгожданный перевод всех конкурентных процедур в электронную форму. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: конкурсы, запросы котировок, запросы предложений и закрытые закупки в электронной форме; изменения требований к участникам закупки и заявкам, сроков размещения информации в реестре контрактов и правил отчетности о закупках и многое другое.

  • 30 11.17

    В октябре-ноябре 2017 года произошли важные изменения в регулировании закупок по закону № 44-ФЗ. Предлагаем Вашему вниманию обзор новостей в сфере регулирования закупок по закону №44-ФЗ, подготовленный экспертами компании «ФинКонт Торги»: новые правила авансовых платежей для бюджетных и автономных учреждений, поправки в Постановление № 145 о каталоге товаров, работ, услуг, специальный порядок обоснования НМЦК на лекарственные препараты и медицинские изделия из ПВХ, разъяснения Минфина по отчетности об исполнении контрактов и многое другое.