Бюджетное планирование и прогнозирование: рассматриваем девять основных методов

Экономические процессы, связанные с бюджетным планированием, характерны для многих видов хозяйственной деятельности. Бюджетное планирование необходимо для домохозяйств, бюджетных учреждений, государства в целом.

Экономические процессы, связанные с бюджетным планированием, характерны для многих видов хозяйственной деятельности. Бюджетное планирование необходимо для домохозяйств, бюджетных учреждений, государства в целом.

Что из себя представляет бюджет

Бюджет — это план, в котором фиксируются показатели различных экономических активностей. Здесь в численном выражении обозначаются планы на определённый период (например, на год или на несколько лет).

Бюджет требует не формального, а предметного подхода. Здесь не обойтись без бюджетного планирования.

Как происходит бюджетное планирование: основные этапы

Бюджетное планирование можно разделить на пять общих этапов:

  1. финансовые органы разных уровней составляют проекты бюджетов;
  2. проекты бюджетов рассматривают исполнительные органы власти;
  3. проекты бюджетов рассматриваются и утверждаются в законодательных и представительных органах госвласти разных уровней и в органах местного самоуправления;
  4. финансовые органы поквартально распределяют государственные, региональные и муниципальные уровни доходов и расходов;
  5. составляются сводные бюджетные росписи.

Как построить прогноз

Для построения бюджета необходим прогноз. На основании реальных расчётов нужно обосновать предположение о направлениях развития бюджета, какими путями и в какие сроки будут достигнуты в будущем возможные состояния доходов и расходов. Вариантов бюджетной политики и концепций развития бюджета может быть несколько. Из них нужно выбрать оптимальный.

Чтобы построить прогноз, нужно:

  • изучить информацию о состоянии бюджета на текущий момент;
  • на основании выявленных закономерностей определить различные варианты достижения планируемых бюджетных показателей;
  • аналитически определить наилучший вариант развития бюджетных отношений.

В прогнозах необходимо рассматривать разные концепции развития бюджета. Учесть различные ситуации и факторы, действующие на федеральном, региональном и местном уровнях, различные варианты федеральной бюджетной политики, различные социальные и экономические задачи. По мере формирования свежих данных бюджетные показатели систематически уточняются.

Какие методы бюджетного планирования и прогнозирования существуют

Можно выделить девять наиболее известных методов (таблица 1).

Таблица 1. Девять методов бюджетного планирования и прогнозирования

Метод

Особенности

1. Нормативный метод

Определяет целевые расходы бюджета в рамках пределов прогнозированных доходов. Как правило, используется при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений.

Метод строится на применении установленных норм и нормативов (законодательных или подзаконных актов).

Например:

  • нормы индивидуальных выплат (размеры пособий, ставки заработной платы);
  • денежные выражения натуральных показателей удовлетворения соцпотребностей;
  • нормы, основанные на средних статистических величинах расходов за определённые периоды и т.д.

2. Метод экспертного прогнозирования

Основан на совмещении уже имеющихся статистических данных с оценками, сделанными и обоснованными специалистами-экспертами в различных областях экономики, финансов, налогообложения, финансов, бюджетов, социальной сферы и т. д.

Метод можно использовать при отсутствии возможности достаточно достоверно определить, как развиваются социально-экономические условия извне, нет возможности выработать формализованную прогностическую модель

Экспертные оценки могут быть индивидуальными и коллективными. Чем больше экспертов, тем точнее результат.

3. Индексный метод

Метод основан на использовании различных индексов, отражающих динамику цен, уровня жизни, реальных доходов населения.

Индексы, полученные путём сравнения статистических данных, позволяют использовать их для прогнозного расчёта несоизмеримых показателей. Количественно несравнимые величины приводятся к некоторому общему единству, которое позволяет их сравнить, соизмерить.

Например, с помощью индексов, характеризующих изменение каких-либо условий в будущем по сравнению с настоящими условиям, можно спрогнозировать число получателей бюджетных услуг, приведя количество таких получателей в настоящем времени к моменту времени в будущем.

4. Балансовый метод

При помощи такого метода составляется баланс доходов и расходов бюджета. Он применяется при разработке планов, программ и прогнозов.

Метод позволяет:

  • увязать финансовые ресурсы органов госвласти с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития;
  • увязать расходы бюджетов с их доходами;
  • установить пропорции распределения средств между бюджетами разных уровней;
  • распределить доходы и расходы по кварталам.

В основе метода лежит принцип сбалансированности и пропорциональности. Он предполагает разработку балансов, которые представляют собой систему показателей, где одна часть (характеризующая ресурсы по источникам поступления) равна другой (показывающей распределение по всем направлениям расходования).

Результаты балансовых расчётов служат основой при формировании структурной, финансовой, социальной политики, политики внешнеэкономической деятельности, позволяют выявить диспропорции в текущем периоде, вскрыть неиспользованные резервы и обосновать новые пропорции.

5. Метод бюджетирования, ориентированного на результат

Планирование расходов тесно связано с достигаемыми результатами.

Метод представляет собой механизм планирования бюджетных расходов и подготовки проекта бюджета, при котором:

  • формулируются цели расходования бюджетных средств;
  • определяется система показателей для мониторинга степени достижения поставленных целей;
  • получатели и распорядители бюджетных средств обладают большими свободами в принятии решений по наиболее эффективной структуре расходов;
  • внедряется система мониторинга и оценки эффективности деятельности распорядителей, которая позволяет отслеживать степень выполнения принятых обязательств, за счёт этого распорядители бюджетных средств несут повышенную ответственность за достижение поставленных целей;
  • труд работников бюджетной сферы оплачивается по результатам деятельности и степени личного вклада в достижение результатов.

6. Метод экономического анализа

Метод является одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Он должен осуществляться на макро-, мезо- и микроуровнях.

Метод предполагает применение системного подхода и комплексного анализа, т.е., необходимо рассматривать как экономику в целом, так и её структурные части: отрасли, сферы, регионы, предприятия.

Экономический процесс нужно разделить на части и выявить взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на развитие всего процесса, раскрыть его сущность, определить закономерности изменения в плановом периоде и оценить возможные пути достижения поставленных целей.

При проведении экономического анализа можно придерживаться следующего алгоритма:

  • установите проблемы, определите цели и критерии для их оценки;
  • подготовьте информацию для анализа;
  • изучите и проанализируйте данные;
  • разработайте рекомендации о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей;
  • оформите результаты анализа.

7. Метод экстраполяции

Метод предполагает внедрение тенденции развития прошлых и текущего этапов в планирование последующих.

Необходимо изучить сложившиеся в настоящем и прошлом устойчивые факторы развития объекта прогноза и перенести их на будущий период.

Экстраполяция может нескольких видов:

  • формальная — базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза;
  • прогнозная — фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учётом изменений влияния различных факторов в перспективе.

8. Программно-целевой метод

Метод, как правило, используют для обеспечения ресурсами государственных целевых программ. Он способствует

соблюдению единого подхода к рациональному использованию денежных средств для решения наиболее значимых задач и служит инструментом стабилизации экономического положения отдельных территорий.

Метод предполагает разработку плана, начиная с оценки конечных потребностей в зависимости от целей развития экономики, и последующий поиск эффективных способов и средств достижения и обеспечения ресурсами.

Необходимо отобрать основные цели развития: экономического, социального и научно-технического. Разработать взаимоувязанные мероприятия по их достижению в планируемые сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и с учётом их эффективного использования.

9. Метод моделирования

Метод предполагает конструирование модели. Объект или процесс предварительно изучаются, выделяются их существенные признаки и характеристики.

В модель закладываются разные условия развития социально-экономических процессов. Если выбранный вариант прогноза ошибочный, метод позволяет быстро исправить допущенные отклонения.

Модели можно классифицировать по нескольким направлениям:

  • в зависимости от уровня управления экономическими и социальными процессами (макроэкономические, межотраслевые, межрайонные, отраслевые, региональные модели и модели микроуровня).
  • по аспектам развития экономики (модели прогнозирования воспроизводства основных фондов, трудовых ресурсов, цен и т.п.).

Есть и другие признаки классификации моделей: факторный, производственный, временной, транспортный.

Бюджетное планирование осуществляется ежегодно на федеральном, региональном и местных уровнях.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/byudzhetnoe-planirovanie-i-prognozirovanie-rassmatrivaem-devyat-osnovnykh-metodov/