Валютный контроль 2024: что изменилось в № 173-ФЗ

Валютное законодательство за последние несколько лет претерпело ряд существенных изменений. С 14 июля 2022 года действуют положения Федерального закона № 353-ФЗ, предусматривающие поправки в Федеральный закон от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютное законодательство за последние несколько лет претерпело ряд существенных изменений. С 14 июля 2022 года действуют положения Федерального закона № 353-ФЗ, предусматривающие поправки в Федеральный закон от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Не все, предусмотренные новым законом поправки вступили в силу сразу. Часть из них действует с 2022 года, часть – с 2024 года, блок изменений вступит в силу в январе 2026 года.

Основные изменения в валютном законодательстве приведены в таблице 1.

Таблица 1. Обзор изменений в законе № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Как было

Как стало

Когда вступает в силу

Статья 1

Подпункт «в» пункт 6 часть 1

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях».

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях».

С 14.07.2022

Часть 2 — добавили новый абзац

-

Права и обязанности, установленные настоящим Федеральным законом в отношении федеральных органов исполнительной власти, имеющих представительства, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, распространяются на иные федеральные государственные органы, имеющие в своей структуре зарубежный аппарат или представительства, находящиеся за пределами территории Российской Федерации.

С 14.07.2022

Статья 4

Меняется наименование статьи

Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля.


Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования, акты органов валютного контроля, акты агента валютного контроля, являющегося федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С 01.01.2026

Часть 5.1 (новая)

Агент валютного контроля, являющийся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, может издавать акты по вопросам, отнесенным к его компетенции, в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Акты указанного агента валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

С 01.01.2026

Часть 6

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования, актов органов валютного контроля и актов агента валютного контроля, являющегося федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

С 01.01.2026

Статья 5

Часть 4

Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, за исключением валютных операций, указанных в части 9 статьи 14 настоящего Федерального закона, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

С 01.01.2026

Часть 4.1 (новая)

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, устанавливает формы учета и отчетности по валютным операциям, указанным в части 9 статьи 14 настоящего Федерального закона, порядок и сроки их представления, а также форму ведомости валютного контроля и порядок ее формирования указанным федеральным органом исполнительной власти.

С 01.01.2026

Статья 9

Пункт 30 части 1


Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:

операций, предусматривающих перевод иностранной валюты с открытых в уполномоченных банках счетов резидентов, лицевые счета которым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации открыты в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительных функций по обеспечению исполнения федерального бюджета, казначейского обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на счета, открытые указанному федеральному органу исполнительной власти в уполномоченных банках (в валюте, в которой открыты такие счета), либо на счета, открытые в уполномоченных банках федеральным государственным органам, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

операций, предусматривающих перевод иностранной валюты с открытых в уполномоченных банках счетов резидентов, лицевые счета которым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации открыты в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на счета, открытые указанному федеральному органу исполнительной власти в уполномоченных банках (в валюте, в которой открыты такие счета), либо на счета, открытые в уполномоченных банках федеральным государственным органам, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

С 01.01.2026

Пункт 34 части 1 (новый)

операций, совершаемых за пределами территории Российской Федерации между находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами российских медицинских организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющими деятельность по оказанию услуг в сфере здравоохранения, и физическими лицами — резидентами или юридическими лицами — резидентами в рамках договоров об оказании услуг в сфере здравоохранения, за исключением расчетов в наличной иностранной валюте или наличной валюте Российской Федерации с юридическими лицами — резидентами.

С 14.07.2022

Статья 12

Абзацы 3-5 части 2 изложены в новой редакции

  • для резидента — юридического лица - налоговый орган по месту его нахождения;
  • для резидента — физического лица - налоговый орган по месту его жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства на территории Российской Федерации), в случае отсутствия у резидента — физического лица на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания) — налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему объекта недвижимого имущества (при наличии у резидента нескольких объектов недвижимого имущества — налоговый орган по месту нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимого имущества по выбору резидента).

В случае отсутствия у резидента - физического лица места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации, уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, представляются в налоговый орган, определенный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

  • для резидента — юридического лица - налоговый орган по месту его нахождения либо налоговый орган по месту его учета в качестве крупнейшего налогоплательщика;
  • для резидента — физического лица - налоговый орган по месту его жительства (в случае отсутствия у такого резидента места жительства на территории Российской Федерации — налоговый орган по месту его пребывания) либо налоговый орган по месту его учета в качестве крупнейшего налогоплательщика; в случае отсутствия у резидента - физического лица на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания) — налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему объекта недвижимого имущества (при наличии у такого резидента нескольких объектов недвижимого имущества — налоговый орган по месту нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимого имущества по выбору резидента).

В случае отсутствия у резидента - физического лица места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, представляются резидентом в любой налоговый орган по его выбору.

С 14.07.2022

Абзац первый части 5

Наряду со случаями, указанными в части 4 настоящей статьи, на счета (во вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены суммы процентов на остаток средств на таких счетах (во вкладах), денежные средства в виде минимального взноса, требуемого правилами соответствующего банка при открытии счета (вклада), наличные денежные средства, вносимые на счет (во вклад), денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады), суммы налогов, которые возвращены компетентными органами государства пребывания резидента, средства, полученные в случаях, установленных пунктом 1 части 6.1 настоящей статьи, подпунктами «ж» и «з» пункта 9 части 1 статьи 1, пунктами 10 — 12, 16 — 18, 25, 26, 28 и 31 части 1 статьи 9, абзацами шестым — девятым части 2, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 14, а также пунктами 1 — 3 и 6 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона.

Наряду со случаями, указанными в части 4 настоящей статьи, на счета (во вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены суммы процентов на остаток средств на таких счетах (во вкладах), денежные средства в виде минимального взноса, требуемого правилами соответствующего банка при открытии счета (вклада), наличные денежные средства, вносимые на счет (во вклад), денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады), суммы налогов, которые возвращены компетентными органами государства пребывания резидента, средства, полученные в случаях, установленных пунктом 1 части 6.1 настоящей статьи, подпунктами «ж» и «з» пункта 9 части 1 статьи 1, пунктами 10 — 12, 16 — 18, 25, 26, 28, 31 и 34 части 1 статьи 9, абзацами шестым — девятым и пятнадцатым части 2, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 14, а также пунктом 1 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона.

С 14.07.2022

Часть 7

Абзац 1. Резиденты, за исключением физических лиц — резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представляют налоговым органам по месту своего учета либо постановки на учет в качестве крупнейших налогоплательщиков отчеты о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и отчеты о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, с подтверждающими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Абзац 1. Резиденты, за исключением физических лиц — резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и отчеты о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, с подтверждающими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Абзац 3 (новый): В случае отсутствия у резидента - физического лица места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации отчеты о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и отчеты о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, представляются резидентом в любой налоговый орган по его выбору.

Прежние абзацы с третьего по шестой стали, соответственно абзацами 4-7.

Во втором абзаце слова «в абзаце третьем» заменили словами «в абзаце четвёртом».

С 14.07.2022

Статья 14

Абзац 11 части 2 (изложен в новой редакции)

Резиденты, являющиеся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, лицевые счета которым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации открыты в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительных функций по обеспечению исполнения федерального бюджета, казначейского обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, могут осуществлять операции, связанные с внесением (получением) наличной иностранной валюты на счета (со счетов) такого федерального органа исполнительной власти, открытые (открытых) в уполномоченных банках.

Резиденты, являющиеся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, лицевые счета которым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации открыты в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, могут осуществлять операции, связанные с внесением (получением) наличной иностранной валюты на счета (со счетов) указанного федерального органа исполнительной власти, открытые (открытых) в уполномоченных банках.

С 01.01.2026

Абзац 15 части 2 (новый)

Находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы российских медицинских организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере здравоохранения, могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с физическими и юридическими лицами — нерезидентами, а также с физическими и юридическими лицами - резидентами по заключаемым данными филиалами таких организаций с указанными лицами договорам об оказании услуг в сфере здравоохранения за пределами территории Российской Федерации, за исключением расчетов в наличной иностранной валюте или наличной валюте Российской Федерации с юридическими лицами (резидентами и нерезидентами).

С 14.07.2022

Часть 9 (новая)

-

Расчеты при осуществлении валютных операций за счет средств федерального бюджета, средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, средств федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений осуществляются резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, за исключением Центрального банка Российской Федерации, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, лицевые счета которым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации открыты в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, через счета в иностранной валюте, открытые указанному федеральному органу исполнительной власти в уполномоченных банках, в случае проведения расчетов в валюте, в которой открыты такие счета, либо через счета в валюте Российской Федерации, открытые ему в Центральном банке Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

С 01.01.2024

Статья 19

Пункт 1 части 1

При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:


получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках, либо в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на соответствующие счета, открытые федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в уполномоченных банках и (или) Центральном банке Российской Федерации, иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них

С 01.01.2026

Второй абзац части 1.1

При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов резиденты обязаны представлять, за исключением случаев, указанных в части 1.3 настоящей статьи, уполномоченным банкам информацию:

С 01.01.2026

Часть 1.2

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам информации, указанной в части 1.1 настоящей статьи, и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам информации, указанной в части 1.1 настоящей статьи (за исключением случаев, указанных в части 1.3 настоящей статьи), и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

С 01.01.2026

Часть 1.3 (новая)

Резиденты, указанные в части 9 статьи 14 настоящего Федерального закона, при осуществлении валютных операций через счета, открытые федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в уполномоченных банках и (или) Центральном банке Российской Федерации, в ходе исполнения заключенных с нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов) за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, средств федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений обязаны в порядке и по формам, которые установлены указанным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, представлять указанному федеральному органу исполнительной власти информацию:

  1. об ожидаемых в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на соответствующие счета, открытые федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в уполномоченных банках и Центральном банке Российской Федерации, соответственно иностранной валюты и валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
  2. об ожидаемых в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей и о сроках возврата таких авансовых платежей в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов).

С 01.01.2026

Первый абзац части 2

Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в следующих случаях:

Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках, либо в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на счета, открытые федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в уполномоченных банках и (или) Центральном банке Российской Федерации, иностранную валюту или валюту Российской Федерации в следующих случаях:

С 13.10.2026

Пункт 14 части 2 (новый)

при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрена передача нерезидентам товаров, или при замене обязательства нерезидента перед резидентом новым обязательством в целях исполнения резидентом обязанности по получению от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), в случаях, не предусмотренных настоящей частью и включенных в перечень разрешенных случаев проведения таких зачетов или замены обязательств нерезидентов новыми обязательствами, утвержденный Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

С 13.10.2022

Часть 3

Иностранная валюта, зачисленная в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи на счета резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации, должна быть использована в целях исполнения резидентами своих обязательств, предусмотренных соответственно пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи, либо переведена на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках.

Иностранная валюта, зачисленная в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи на счета резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации, должна быть использована в целях исполнения резидентами своих обязательств, предусмотренных соответственно пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи, или должна быть переведена на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, либо в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на счета, открытые федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в уполномоченных банках.

С 01.01.2026

Часть 4

Резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, в случае, если он обеспечил получение страховой выплаты в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по заключенному с таким нерезидентом внешнеторговому договору (контракту), договору займа на свои банковские счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на банковские счета, открытые в уполномоченных банках резидента, являющегося выгодоприобретателем по такому договору страхования, в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.

Резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, в случае, если он обеспечил получение страховой выплаты в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по заключенному с таким нерезидентом внешнеторговому договору (контракту), договору займа на свои банковские счета, открытые в уполномоченных банках, либо в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на счета, открытые федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в уполномоченных банках и (или) Центральном банке Российской Федерации, и (или) на банковские счета, открытые в уполномоченных банках резидента, являющегося выгодоприобретателем по такому договору страхования, в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.

С 01.01.2026

Абзац первый части 5

В случае, если резидентом, являющимся в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги, передающим ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, было уступлено финансовому агенту (фактору) — резиденту денежное требование иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся резиденту в рамках соответствующего внешнеторгового договора (контракта) за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги, переданные ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, при условии, что он обеспечил в сроки, предусмотренные соответствующим внешнеторговым договором (контрактом), получение от нерезидента причитающейся по такому внешнеторговому договору (контракту) иностранной валюты или валюты Российской Федерации на банковский счет финансового агента (фактора) — резидента в уполномоченном банке, если финансовый агент (фактор) — резидент не является уполномоченным банком, либо на корреспондентский счет соответствующего уполномоченного банка, если финансовый агент (фактор) — резидент является уполномоченным банком.

В случае, если резидентом, являющимся в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги, передающим ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, было уступлено финансовому агенту (фактору) — резиденту денежное требование иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся резиденту в рамках соответствующего внешнеторгового договора (контракта) за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги, переданные ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, при условии, что он обеспечил в сроки, предусмотренные соответствующим внешнеторговым договором (контрактом), получение от нерезидента причитающейся по такому внешнеторговому договору (контракту) иностранной валюты или валюты Российской Федерации на банковский счет финансового агента (фактора) — резидента в уполномоченном банке, либо в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на счета, открытые федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в уполномоченных банках и (или) Центральном банке Российской Федерации, если финансовый агент (фактор) — резидент не является уполномоченным банком, либо на корреспондентский счет соответствующего уполномоченного банка, если финансовый агент (фактор) — резидент является уполномоченным банком.

С 01.01.2026

Часть 8

Требования пункта 1 части 1 настоящей статьи не применяются в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, за исключением внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, предусматривающих передачу резидентами нерезидентам товаров, классифицируемых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в позициях 0302 — 0308, 0511 91 909 0, 2501 00 — 2522, 2524 — 2530, 2601 — 2704 00 (кроме 2601 11 000 0, 2601 12 000 0), 2709 00, 2710, 2711, 2712 — 2713, 2715 00 000 0, 2902, 4401 - 4403, 4407, 7101 — 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 - 7103 99 000 8), 7112, 7204, 7302, 7401 00 000 0, 7404 00, 7501, 7503 00, 7602 00, 7802 00 000 0, 7902 00 000 0, 8002 00 000 0, 8101 97 000 0, 8102 97 000 0, 8103 30 000 0, 8104 20 000 0, 8105 30 000 0, 8107 30 000 0, 8108 30 000 0, 8109 30 000 0, 8110 20 000 0, 8111 00 190 0, 8112 13 000 0, 8112 22 000 0, 8112 52 000 0, 8112 92 210, 8113 00 400 0.

Требования пункта 1 части 1 настоящей статьи не применяются в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, за исключением внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, предусматривающих передачу резидентами нерезидентам товаров, классифицируемых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в позициях 0302 — 0308, 0511 91 909 0, 2501 00 — 2522, 2524 — 2530, 2601 — 2704 00 (кроме 2601 11 000 0, 2601 12 000 0), 2709 00, 2710, 2711, 2712 — 2713, 2715 00 000 0, 2902, 4401 - 4403, 4407, 7101 — 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 - 7103 99 000 8), 7112, 7204, 7302, 7401 00 000 0, 7404 00, 7501, 7503 00, 7602 00, 7802 00 000 0, 7902 00 000 0, 8002 00 000 0, 8101 97 000 0, 8102 97 000 0, 8103 30 000 0, 8104 20 000 0, 8105 30 000 0, 8107 30 000 0, 8108 30 000 0, 8109 30 000 0, 8110 20 000 0, 8111 00 190 0, 8112 13 000 0, 8112 22 000 0, 8112 52 000 0, 8112 92 210, 8113 00 400 0, а также за исключением внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, и нерезидентами.

С 14.07.2022

Статья 20

Часть 1 (изложена в новой редакции)

Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

В целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля при проведении валютных операций между резидентами и нерезидентами в соответствии с настоящим Федеральным законом могут устанавливаться правила оформления паспорта сделки:

  1. в отношении резидентов, счета которым открыты в уполномоченных банках, - Центральным банком Российской Федерации, за исключением случая, установленного пунктом 2 настоящей части;
  2. в отношении резидентов, указанных в части 9 статьи 14 настоящего Федерального закона, при осуществлении валютных операций через счета, открытые федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в уполномоченных банках или Центральном банке Российской Федерации, — указанным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

С 01.01.2026

Пункт 6 части 3 (новый)

При осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются:

6. сведения о федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или его территориальном органе, в которых оформляется паспорт сделки.

С 01.01.2026

Часть 4

Слова «1 и 4» заменены словами «1, 4 и 6»

С 01.01.2026

Часть 7 (новая)

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, передает оформленные паспорта сделок в электронном виде органам валютного контроля в объеме и порядке, установленных соглашениями, заключаемыми указанным федеральным органом исполнительной власти с органами валютного контроля. Срок передачи оформленного паспорта сделки не может превышать три рабочих дня с даты оформления паспорта сделки в указанном федеральном органе исполнительной власти или его территориальном органе.

С 01.01.2026

Статья 22

Часть 3

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С 01.01.2026

Абзац первый части 6

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющегося агентом валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

С 01.01.2026

Статья 23

Пункт 1 части 3 (изложен в новой редакции)

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается:


для представления федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

для представления органам валютного контроля, являющимся федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, и агенту валютного контроля, являющемуся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

С 01.01.2026

Пункт 2 части 3

Для представления агентам валютного контроля — Центральным банком Российской Федерации.

Для представления агентам валютного контроля (за исключением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) — Центральным банком Российской Федерации.

С 01.01.2026

Четвёртый абзац части 5

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае, если проведение такой операции нарушит положения статьи 9, и (или) статьи 12, и (или) статьи 14 настоящего Федерального закона, положения других актов валютного законодательства Российской Федерации, со ссылкой на соответствующее положение акта валютного законодательства Российской Федерации, которому проведение такой операции противоречит, а также в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов, либо представления им документов, не соответствующих требованиям настоящего Федерального закона. Решение об отказе в осуществлении валютной операции сообщается лицу в письменной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения решения об отказе.

Уполномоченные банки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отказывают в осуществлении валютной операции в случае, если проведение такой операции нарушит положения статьи 9, и (или) статьи 12, и (или) статьи 14 настоящего Федерального закона, положения других актов валютного законодательства Российской Федерации, со ссылкой на соответствующее положение акта валютного законодательства Российской Федерации, которому проведение такой операции противоречит, а также в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов, либо представления им документов, не соответствующих требованиям настоящего Федерального закона. Решение об отказе в осуществлении валютной операции сообщается лицу в письменной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения решения об отказе.

С 01.01.2026

Седьмой абзац части 5

Документы и информация, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций и представленные резидентами органам и агентам валютного контроля с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, не подлежат повторному представлению до изменения сведений, содержащихся в таких документах и информации.

Документы и информация, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций и представленные резидентами уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, не подлежат повторному представлению до изменения сведений, содержащихся в таких документах и информации.

С 14.07.2022

Абзац первый части 5.1

Органы и агенты валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в отношении валютных операций резидентов, получивших доступ к информационной системе «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, получают документы и информацию, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Уполномоченные Правительством Российской Федерации органы валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в отношении валютных операций резидентов, получивших доступ к информационной системе «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, получают документы и информацию, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

С 14.07.2022

Второй абзац части 5.1

При представлении резидентами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, органам и агентам валютного контроля документов, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в электронной форме с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности такие документы признаются электронными документами, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью.

При представлении резидентами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля документов, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в электронной форме с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности такие документы признаются электронными документами, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью.

С 14.07.2022

Часть 6.1 (изложена в новой редакции)

Таможенные органы передают в электронном виде информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, а также о статистических формах учета перемещения товаров, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 278 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.


Таможенные органы передают в электронном виде информацию, предусмотренную настоящей частью, уполномоченным банкам не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами Российской Федерации товаров.


Таможенные органы с учетом положений настоящего Федерального закона передают в электронном виде информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, а также о статистической форме учета перемещения товаров, установленной Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 278 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:


  1. Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам — в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;

  2. федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, — в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

С 01.01.2024

Часть 6.1-1 (новая)

Таможенные органы передают в электронном виде информацию Центральному банку Российской Федерации, уполномоченным банкам и федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

  1. о зарегистрированных декларациях на товары — не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами Российской Федерации товаров;
  2. о статистической форме учета перемещения товаров — не позднее трех рабочих дней, следующих за датой представления указанной статистической формы в таможенные органы.

С 01.01.2024

Часть 6.4 (новая)

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, передает в электронном виде информацию о валютных операциях резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне (за исключением Центрального банка Российской Федерации), федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, лицевые счета которым открыты в указанном федеральном органе исполнительной власти, Центральному банку Российской Федерации и федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, в объеме и порядке, установленных соглашениями, заключаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с Центральным банком Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

С 01.01.2026

Первый абзац части 7

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

Агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны:

С 01.01.2026

Второй абзац части 8.1

Представление и передача документов и информации, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, акционерным обществом «Российский экспортный центр» органам и агентам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна акционерному обществу «Российский экспортный центр» при осуществлении им своих полномочий.

Представление и передача документов и информации, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, акционерным обществом «Российский экспортный центр» органам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна акционерному обществу «Российский экспортный центр» при осуществлении им своих полномочий.

С 14.07.2022

Часть 9.2 (новая)

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при наличии информации о нарушении резидентом, указанным в части 1.3 статьи 19 настоящего Федерального закона, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования передает такую информацию органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к этому резиденту, а при наличии информации о нарушении этим резидентом требований статьи 19 настоящего Федерального закона также соответствующую ведомость валютного контроля по состоянию на дату выявления нарушения в порядке, установленном соглашением, заключаемым указанным федеральным органом исполнительной власти с таким органом валютного контроля.

С 01.01.2026

Часть 13

В целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов уполномоченные банки и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам имеющиеся в их распоряжении заверенные надлежащим образом копии документов при условии, что запрошенные документы входят в перечень документов, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.

В целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, уполномоченные банки и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам имеющиеся в их распоряжении заверенные надлежащим образом копии документов при условии, что запрошенные документы входят в перечень документов, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.

С 01.01.2026

Часть 15

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, передает уполномоченным банкам и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» как агентам валютного контроля по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями информацию о соответствии (несоответствии) сведений в представленных резидентами в уполномоченный банк или государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ» таможенных декларациях на товары, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации, сведениям о совершении таможенных операций в отношении товаров, имеющимся в распоряжении таможенных органов. Срок исполнения запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией, предусмотренный настоящей частью, осуществляется в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, передает федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, уполномоченным банкам и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» как агентам валютного контроля по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями информацию о соответствии (несоответствии) сведений в представленных резидентами федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в уполномоченный банк или государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ» таможенных декларациях на товары, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации, сведениям о совершении таможенных операций в отношении товаров, имеющимся в распоряжении таможенных органов. Срок исполнения запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией, предусмотренный настоящей частью, осуществляется в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

С 01.01.2026

Часть 16

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, передает уполномоченным банкам и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» как агентам валютного контроля по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов информацию, подтверждающую уведомление (неуведомление) налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке и (или) иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Срок исполнения запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией, предусмотренный настоящей частью, осуществляется в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, передает федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, уполномоченным банкам и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» как агентам валютного контроля по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов информацию, подтверждающую уведомление (неуведомление) налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке и (или) иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Срок исполнения запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией, предусмотренный настоящей частью, осуществляется в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

С 01.01.2026

Статья 24


Часть 2.1

Признаётся утратившей силу

С 14.07.2022

Часть 2.2

Резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции и получившие доступ к информационной системе «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, документы и информацию, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности.

Резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции и получившие доступ к информационной системе «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, обязаны представлять уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации, документы и информацию, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности и проведением валютных операций, с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности.

С 14.07.2022

Часть 3

Резиденты обязаны обеспечить получение на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, по внешнеторговым контрактам валюты Российской Федерации в доле, определяемой Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, по которым осуществляются расчеты в соответствии с настоящей частью, а также перечень иностранных государств, с резидентами которых заключаются указанные контракты.

Резиденты обязаны обеспечить получение на свои счета, открытые в уполномоченных банках, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на счета, открытые федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Центральном банке Российской Федерации, и (или) на счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, по внешнеторговым контрактам валюты Российской Федерации в доле, определяемой Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, по которым осуществляются расчеты в соответствии с настоящей частью, а также перечень иностранных государств, с резидентами которых заключаются указанные контракты.

С 01.01.2026

Рекомендуем

Валютное регулирование и валютный контроль в РФ с учетом последних изменений законодательства

В ходе семинара будут детально рассмотрены особенности современной практики валютного регулирования и валютного контроля в РФ в условиях противодействия недружественным действиям со стороны ряда государств, а также связанные с этим изменения норм валютного регулирования в соответствии с Указами Президента РФ, нормативными актами Банка России , Минфина, ФНС, решениями Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

ВЭД 2024: бухгалтерский и налоговый учет

Новое в валютном регулировании и контроле внешнеэкономической деятельности, НДС и налог на прибыль у экспортёров и импортёров в 2024 году, учёт и отчётность в организациях, осуществляющих ВЭД.

13.05.24-15.05.24   |   Санкт-Петербург
Курс повышения квалификации

Валютное регулирование и валютный контроль: актуальные вопросы осуществления валютных операций, новые аспекты 2024 года. Особенности налогообложения внешнеторговых операций

На курсе будут рассмотрены изменения законодательства в валютной сфере 2023-2024 годов, актуальные вопросы валютного регулирования и ужесточения валютного контроля, новые условия работы и санкции в расчетах с 01.03.2022 года, проведен анализ типичных ситуаций в сфере валютных операций и налогообложения внешнеторговых операций, арбитражной практики и рисков фактов хозяйственных жизни.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/valyutnyy-kontrol-2024-chto-izmenilos-v-173-fz/