Важные новости для поставщиков (подрядчиков, исполнителей), работающих на рынке государственных и корпоративных закупок15.12.2020 1. Установлены обязательные минимальные доли закупок определенных российских товаров, начиная с 2021 года, для заказчиков, работающих по законам №№ 223-ФЗ и 44-ФЗ. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» определена минимальная доля соответствующих закупок для заказчиков, работающих по закону № 223-ФЗ, в отношении 251-й позиции товаров, в том числе поставляемых при выполнении работ, оказании услуг. Минимальная доля будет определяться с 2021 года в отношении объема закупок товаров соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году. Российской продукцией будет считаться только продукция, включенная в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, предусмотренный постановлением от 30 апреля 2020 г. № 616, и в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный постановлением от 10 июля 2019 г. № 878. Упоминания евразийской продукции, отчета и порядка его формирования, обоснования невозможности достижения минимальной доли закупок, которые были в проекте постановления, из текста официально опубликованного документа исчезли, что вызывает немало вопросов о том, каким же образом можно будет исполнить требования постановления № 2013 в 2021 году, и какая ответственность грозит заказчикам, если они требования этого постановления исполнить не смогут. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» утверждена аналогичная минимальная доля закупок для заказчиков, работающих по закону № 44-ФЗ, в отношении 107-ми позиций товаров, в том числе поставляемых при выполнении работ, оказании услуг. Прилагаемый перечень включает товары, для которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, другими нормативными актами. К постановлению № 2014 прилагается форма отчета об объеме закупок российских товаров, осуществленных в целях достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров, а также порядок, критерии и последствия проведения Минпромторгом оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров. Форма отчета заказчиков включает графу «Обоснование невозможности достижения минимальной обязательной доли закупок (код причины)». Постановление № 2014 вступит в силу с 1 января 2021 года, отчет о его исполнении нужно будет подписать до 1 апреля 2022 года. Отчет будет формироваться в единой информационной системе автоматически не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, путем обработки информации, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, содержащийся в ЕИС. Заказчику необходимо будет добавить только обоснование (если минимальная доля не будет достигнута) и поставить свою подпись. Среди причин невозможности достижения минимальной доли закупок указаны три кода на выбор заказчика:
01 — осуществлена приемка товара, происходящего из иностранных государств, по контракту (контрактам), заключенному (заключенным) по результатам закупки (закупок), при осуществлении которой (которых) не подано заявок, содержащих предложение о поставке российского товара; Установлено, что для цели достижения минимальной доли закупок заказчиком учитываются товары, происходящие из государств — членов Евразийского экономического союза. В Постановлении № 2014 не упоминается о том, каким образом подтверждается происхождение продукции (нет ссылки на обязательное включение продукции в соответствующие реестры); информация для будет формироваться на основе данных реестра контрактов, которые подлежат контролю и считаются достоверными. При этом законом № 44-ФЗ (в редакции от 31.07.2020 г.) установлена обязанность заказчика при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указывать характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Постановлением № 2014 установлены особенности обоснования НМЦК на продукцию, включенную в прилагаемый перечень: при определении идентичности и однородности товаров заказчик должен учитывать исключительно товары, происходящие из государств — членов Евразийского экономического союза (в том числе включенные в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, реестр промышленной продукции, произведенной на территории государства — члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, единый реестр российской радиоэлектронной продукции), а также включенные в каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики (при наличии) соответствующих товаров; при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет запрос информации о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности. 2. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1909 внесены долгожданные изменения в постановление Правительства от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которым заказчики теперь вправе указывать и обосновывать дополнительные характеристики закупаемой радиоэлектронной продукции, если они в определенном постановлением № 878 порядке не устанавливают ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств. 3. Изменены правила подтверждения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе применяющего налог на профессиональный доход, в закупках, для которых постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352 установлены особенности участия в них субъектов МСП. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1909 внесены следующие изменения в постановление Правительства от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Установлено, что постановление № 1352 применяется, среди прочего, к физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Подтверждением соответствующего факта является информация на официальном сайте ФНС России о применении физическим лицом такого налогового режима. В аналогичном режиме будет подтверждаться статус субъекта малого и среднего предпринимательства: подтверждением принадлежности участника закупки, субподрядчика (соисполнителя), к субъектам МСП теперь является только наличие информации о таких участнике, субподрядчике (соисполнителе) в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Декларацию, сведения из реестра не нужно представлять в составе заявки на участие в закупке. Дополнительные документы в отношении подтверждения статуса участника заказчикам требовать запрещено. Установлена обязанность заказчика отказывать участникам в допуске к закупкам, отказываться от заключения договора в случаях:
Кроме того, из постановления № 1352 исключены все упоминания о возможности заказчика отказаться от заключения договора при осуществлении конкурентной закупки. Уточнен срок заключения договора по результатам неконкурентной закупки, участниками которой являются только субъекты МСП: не более 20 дней со дня принятия заказчиком решения о заключении такого договора. Ранее установленный срок в 20 рабочих дней, не совпадающий с правилом статьи 3.2 закона № 223-ФЗ, теперь в постановлении № 1352 не упоминается, т.е. срок заключения договора по результатам конкурентной закупки регулируется только законом № 223-ФЗ. 4. Установлены новые сроки перехода на закрытые электронные процедуры по 44-ФЗ и сроки регистрации в ЕИС для участия в таких электронных процедурах. Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 223 (в редакции от 07.11.2020) „Об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках“ установлен новый срок — с 1 июля 2021 года — перехода заказчиков (Минобороны, ФСБ и СВР России, а также подведомственных организаций) на проведение закрытых электронных процедур (конкурсов и аукционов) в соответствии с Положением, утвержденным постановлением № 223, в случае, установленном пунктом 5 части 2 статьи 84 закона № 44-ФЗ. Соответственно, до 1 июля 2021 года продлен срок действия постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1428 „Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства“. Установлено, что только до 31 декабря 2020 года подача заявок на участие в закупках, проводимых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1428 » и участие в таких закупках осуществляются в том числе участниками закупок, которые аккредитованы до 1 октября 2020 г. на специализированной электронной площадке. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется. При этом ранее (в редакции от 30.06.2020 г.) было установлено, что документы и информация участников закрытых электронных процедур, необходимые для получения аккредитации на специализированной электронной площадке, вносятся с 1 октября 2020 г. в единый реестр участников закупок в порядке, установленном в соответствии с частью 11 статьи 24.2 закона № 44-ФЗ, после регистрации участников закрытых электронных процедур в единой информационной системе в электронной форме. 5. На 1 апреля 2021 года перенесено вступление в силу новых правил закона № 44-ФЗ о проведении запросов котировок в электронной форме и закупок у единственного поставщика на сумму до 600 тыс. руб. в электронной форме на электронных площадках. Федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в закон № 44-ФЗ была включена новая редакция статьи «Статья 82.1. Проведение запроса котировок в электронной форме», а также добавлены правила о проведении закупок товаров у единственного поставщика на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ в электронной форме с использованием электронных площадок на сумму до трех миллионов рублей. 24 апреля 2020 года и 31 июля 2020 года правила проведения этих новых электронных процедур были уточнены, а также перенесены сроки вступления в силу этих норм — на 1 апреля 2021 года, в части доступности информации о предложениях участников на электронных площадках посредством информационного взаимодействия с ЕИС — на 1 октября 2021 года. Напомним, что запрос котировок в электронной форме с 1 апреля 2021 года станет существенно быстрее, его предельная цена увеличится до 3 млн. руб. У участника закупки не будет права на отзыв заявки, на протокол разногласий, а подписать контракт в электронной форме по результатам запроса котировок нужно будет в течение одного рабочего дня. Новый функционал так называемого «электронного магазина» для осуществления закупок товаров «с полки» начнет функционировать на электронных площадках с 1 апреля 2021 года. Поставщики должны будут разместить информацию о своих товарах (только товарах!) на электронных площадках, включая полный комплект документов по аналогии с заявкой на участие в запросе котировок в электронной форме. Срок действия предложения поставщика не может составлять более одного месяца. Среди прочего необходимо указать информацию о количестве имеющегося товара и регион поставки по классификатору, используемому для сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления, систематизации и однозначной идентификации. Предложения товаров по запросам заказчика операторы будут подбирать автоматически. После определения заказчиком контрагента контракт нужно будет подписать в течение одного рабочего дня. При этом работа в региональных «электронных магазинах» и на агрегаторе «Березка» на сумму до 600 тыс. руб. сохранится в прежнем режиме (сведений об отмене или ограничении таких закупок на дату подготовки настоящего обзора не поступало). 6. Введены дополнительные контроли в части информации, размещаемой заказчиками в реестре контрактов по 44-ФЗ, в том числе о стране происхождения поставленного товара. В 2020 году несколько раз были внесены изменения в постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну». В частности, органы Федерального Казначейства и региональные органы финансового контроля осуществляют теперь «глазной» контроль за соответствием информации, внесенной заказчиком в реестр контрактов, информации, содержащейся в прилагаемых документах, в том числе актах, накладных и других документах о приемке. Осуществляется проверка соответствия информации о количестве поставленного товара, об объеме выполненной работы, оказанной услуги, о единице измерения поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, о наименовании страны происхождения товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) и информации о производителе товара в отношении исполненного контракта. Федеральное казначейство контролирует непревышение объема финансового обеспечения для осуществления закупки (цены контракта или ее значения). Кроме того, Федеральное казначейство отслеживает непротиворечивость сведений в реестре контрактов и данных прилагаемых документов друг другу, а также условиям принимаемого (принятого) к учету бюджетного обязательства получателя средств соответствующего бюджета. В случае представления информации об изменении контракта осуществляется проверка непротиворечивости информации, размещенной ранее в реестре контрактов, за исключением изменяемой информации. При отрицательном результате проверки представленные заказчиком информация и документы не включаются в реестр контрактов, и соответственно, контракты, информация по которым не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате. Заказчику (а значит, и поставщику) дан один рабочий день на устранение выявленных несоответствий, формирование доработанных информации и документов. 7. В едином реестре участников закупок ЕИС появится информация о применении физическими лицами налогового режима «Налог на профессиональный доход». Постановлением Правительства РФ от 07.11.2020 № 1799 внесены изменения в Правила регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. № 1752. В частности, предусмотрено, что в ЕРУЗ будет включена информация о применении физическим лицом специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» и дата постановки на учет (снятия с учета) в налоговом органе. Указанная информация будет формироваться в ЕИС автоматически на основании сведений, полученных от Федеральной налоговой службы, после указания участником закупки своего ИНН. Соответствие такой информации обеспечивается посредством использования и дальнейшего обновления информации, получаемой от ФНС, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем ее получения. Кроме того, с 1 января 2021 года в ЕРУЗе должна появиться информация о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (при наличии), включающая наименование суда, вынесшего постановление о назначении административного наказания, номер дела об административном правонарушении, дату вынесения постановления и дату вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания. 8. Государственная Дума 9 декабря 2020 года приняла в третьем чтении важные поправки, которые существенно изменят правила участия в закупках по закону № 223-ФЗ. Законопроект № 902432-7, окончательно принятый Государственной Думой 9 декабря 2020 года «О внесении изменений в статьи 7.32.3 и 23.83 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности за нарушение сроков оплаты по договорам, заключенным с субъектами малого и среднего предпринимательства), предусматривает ответственность заказчика за нарушение срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства, в виде штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 рублей; на юридических лиц — от 50000 до 100000 рублей. Законопроект № 301875-7, в третьем чтении принятый Государственной думой 9 декабря 2020 года, предусматривает уточнение правил и дополнение частями 19.1 — 19.8 статьи 3.4 закона № 223-ФЗ «Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства». В частности, будет ограничен перечень информации и документов, которые заказчики вправе требовать в составе заявки на участие в конкурентной закупке для субъектов МСП. В декларации, которую участники будут предоставлять в составе заявки, предусмотрены возможные требования к участникам закупки, которые по большей части совпадают с редакцией ч.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ. Указанная декларация будет предоставляться участниками закупки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Предусмотрены документы и информация в составе первой и второй частей заявок на участие в конкурсах, запросах предложений, аукционах в электронной форме. Часть 19 статьи 3.4 закона № 223-ФЗ в действующей редакции о требованиях к заявкам на участие в конкурентных электронных процедурах для МСП утратит силу. Условие об отклонении заявки за то, что во второй части содержатся сведения о ценовом предложении участника, будет исключено из закона. Закон должен вступить в силу с 1 апреля 2021 года. При этом заказчикам необходимо будет привести Положения о закупке в соответствие с новым законом в течение 90 дней. Более подробно об этих и других новостях в сфере закупок, а также о правилах и алгоритмах работы поставщика в рамках законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, практике контроля ФАС России мы расскажем на семинаре Учебного центра «Финконт», который состоится 22-23 декабря 2020 года, возможно участие в форме онлайн-трансляции: https://www.fcaudit.ru/training/all/uchastie-v-zakupkakh-po-44-fz-i-223-fz-seminar-v-moskve/ Более подробно и глубоко освоить правила работы поставщиков по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, включая практическую работу на трех учебных площадках, Вы сможете на курсе повышения квалификации Учебного центра «Финконт», очное обучение по которому состоится в Москве с 21 по 25 декабря 2020 года: https://www.fcaudit.ru/training/all/reglamentirovannye-zakupki-po-44-fz-i-223-fz-kurs-v-moskve/ Обзор подготовлен Богацкой С.Г., руководителем направления по государственным и корпоративным закупкам АНО УМЦ «Финконт», экспертом в сфере закупок, доцентом Учебного центра «Финконт», к.э.н. Комментарии 0Комментировать
Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий. Вам могут быть также интересны семинары:
|
Новые статьи
Категории статей |