Бесплатный звонок
по всей России
8800 234 5522
Отчет о закупках у СМП и СОНКО за 2014 г.: анализ результатов реализации закона № 44-ФЗ01.04.2015 ВажноC последними изменениями в Постановлении Правительства РФ № 238 можно ознакомиться в нашей статье, пункт 2. Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 238 утверждены форма и правила подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций для заказчиков по закону № 44-ФЗ. В статье представлены результаты анализа отчетной кампании по итогам 2014 года, проведенного руководителем направления по государственным и коммерческим закупкам СО «ФинКонт Торги» Богацкой С.Г. Средний отчетный объем закупок у СМП и СОНКО составил в 2014 году 17,6%, рекордный – 475%. Постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 № 238 "О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования" (далее – Постановление № 238) утверждены:
В соответствии с требованиями статьи 30 федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – закон № 44-ФЗ) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15 процентов совокупного годового объема закупок (СГОЗ), рассчитанного в порядке, установленном этой статьей. Отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО заказчик обязан разместить на официальном сайте до 1 апреля года, следующего за отчетным. По данным официального сайта на 1 апреля 2015 г. размещено более 120 тысяч отчетов при общем количестве зарегистрированных заказчиков по 44-ФЗ, превышающем 220 тысяч. Несмотря на «погрешности» данных официального сайта, можно однозначно сделать вывод о том, что отчет о закупках у СМП и СОНКО разместили чуть более половины всех заказчиков, работающих по закону № 44-ФЗ. При этом необходимо учитывать, что, согласно разъяснениям представителей Минэкономразвития, автономные учреждения, акционерные общества, унитарные предприятия, в редких установленных законом случаях проводящие закупки по 44-ФЗ, этот отчет размещать не должны. Утвержденная Правительством форма отчета о закупках у СМП и СОНКО предполагает раскрытие сведений о состоявшихся и несостоявшихся процедурах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), участниками которых могли быть только СМП и СОНКО (далее также процедуры с ограничением участия), а также о фактически оплаченных поставщиками (подрядчиками, исполнителями) договорах субподряда с СМП и СОНКО в размере установленного в документации о закупке процента цены контракта. Таким образом, в отчете подлежит отражению не реальная сумма денежных средств, перечисленных по договорам (контрактам) субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, а скорее «номинальная», т.е. в этом отчете не учитываются контракты с единственными поставщиками, заключенные с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, в том числе по итогам несостоявшихся процедур; не учитываются контракты и объемы денежных средств, перечисленные СМП и СОНКО по итогам конкурентных процедур без ограничения участия. Если в документации был предусмотрен обязательный субподряд для СМП и СОНКО, то он учитывается только в объеме не более процента цены контракта, установленного в документации о закупке, независимо от того, что реальные суммы, перечисленные СМП и СОНКО, могли превышать этот объем. В отчете могут быть учтены только закупки, подлежащие оплате в отчетном финансовом году, по контрактам, заключенным в отчетном финансовом году, а также до начала отчетного финансового года. При этом в заключительных положениях закона № 44-ФЗ (ч.30 ст. 112) указано, что при определении объема закупок, предусмотренного ч.1 ст. 30, в расчет СГОЗ не включаются закупки, извещения об осуществлении которых размещены до 1 января 2014 года. Предложенные Правительством правила и форма отчета об объеме закупок у СМП и СОНКО вызвали у заказчиков массу вопросов.
К сожалению, официальных ответов на поставленные заказчиками вопросы до 1 апреля получено не было. Пришлось формировать отчетные показатели, исходя из собственной логики и понимания требований закона; в некоторых случаях подсказки приходили от вышестоящих органов. Главную проблему – отражения в отчете закупок по закону № 94-ФЗ – большинство заказчиков решили путем невключения сведений об этих закупках в отчет. Анализ 30 размещенных на официальном сайте отчетов об объеме закупок у СМП и СОНКО за 2014 год заказчиков разного уровня и подчинения (федеральных, субъектов РФ, муниципальных; органов власти, бюджетных, казенных учреждений) показал следующие результаты.
Выполнение нормы закупок у СМП и СОНКО стало нелегким делом для заказчиков со специфическими объектами закупками, поэтому многие крупные федеральные и региональные заказчики показали невыполнение установленного законом № 44-ФЗ минимального объема закупок у СМП и СОНКО, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице.
Абсолютный рекорд по закупкам у СМП и СОНКО поставила средняя общеобразовательная школа Находкинского городского округа – 475%!!! В заключении считаем необходимым напомнить, что согласно части 11 статьи 7.30 КоАП, осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит норму о презумпции невиновности, причем неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст.1.5). В связи с многочисленными противоречиями в нормативном регулировании вопросов осуществления закупок и составления отчетности о закупках у СМП и СОНКО, часть из которых отражена в данной статье, у заказчиков есть шанс на то, что они не будут привлечены к административной ответственности за невыполнение нормы закупок у СМП и СОНКО в связи с отсутствием вины соответствующего должностного лица, особенно, когда большинство проводимых закупок с ограничением участия поставщиков, не являющихся СМП и СОНКО, были признаны несостоявшимися. Научиться правильно делать отчеты можно на наших курсах и семинарах: /training/zakupki/ Руководитель направления по государственным и коммерческим закупкам Комментарии 0Комментировать
Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий. Вам могут быть также интересны семинары:
|
Новые статьи
Категории статей |
Наши услуги |
Обучение по темам |
Компания |
Услуги: Аудит, бухучет, консалтинг. Обучение: семинары, тренинги, курсы, повышение квалификации. ©2003-2020 ФинКонт. Все права защищены. Информация на сайте ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями ч. 2 ст. 437 ГК РФ |
Присоединяйтесь к нам в соцсетях ![]() ![]() ![]() |