Вход
Регистрация
Избранное (0)
Подпишитесь на рассылку

Система управления затратами: какие риски нужно учесть при бюджетировании на предприятии

29.10.2020

Многим финансовым операциям на производственном предприятии присущи риски. Это неотъемлемая часть экономического процесса. С рисками связано большинство управленческих решений, связанных с финансовой деятельностью, краткосрочным и долгосрочным планированием. Все риски нужно учесть и оценить, ведь от этого зависит не только развитие, но и существование предприятия.

Рассмотреть различные варианты развития ситуации поможет система бюджетирования.

Какими бывают риски

На этапе формирования бюджета важно провести анализ и прогнозирование возможных потерь. Это ключевой момент в оценке риска.

Риски производственного предприятия можно разделить на две группы:

  • Явные — группа рисков, известных из экономической теории и ранее накопленных из собственной практики предприятия.
  • Скрытые. Эти риски заранее неизвестны и становятся заметны уже в процессе деятельности предприятия. Например, меры органов власти, которые могут вызвать изменение финансово-экономической деятельности предприятия, налогового законодательства, непредвиденные ситуации внутри предприятия т.п.

Риски первой группы легче спрогнозировать. А вот чтобы не попасть в неприятную ситуацию из-за рисков второй группы, менеджерам нужно регулярно анализировать ситуацию в стране, сопоставлять события с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

В зависимости от места возникновения риски делятся на внешние и внутренние (таблица 1).

Таблица 1. Классификация факторов риска промышленного предприятия по месту возникновения.

Внешние риски

Внутренние риски

Прямого действия

Непрямого действия

  • Международные
  • Политические
  • Социальные
  • Научно-технические
  • Экологические
  • Экономические
  • Правового регулирования
  • Сфера хранения и управления складскими запасами
  • Сфера снабжения
  • Сфера сбыта
  • Сфера учёта затрат потери от неполного учёта затрат
  • Финансовая сфера
  • Производственная сфера
  • Техническая и технологическая сфера
  • Отставание имеющихся основных фондов и используемых технологий от мировых стандартов
  • Ошибки в процессе финансового и производственного планирования
  • Ошибки в управленческих решениях
  • Потеря значимой информации
  • Кадровые риски
  • Неэффективное использование времени менеджерами

Факторы внешних рисков не связаны с деятельностью предприятия напрямую. Они не выражены явно и могут лишь поддаваться прогнозирования.

В чём польза бюджетного планирования

Внутренние риски связаны с работой предприятия. С ними можно успешно бороться с помощью системы бюджетного планирования.

Например, в сфере хранения и управления складскими запасами она поможет получить по любому виду ресурса точную информацию о количестве, состоянии и месте нахождения в соответствии с внутренними и внешними документами. Риск получить неполную или неточную информацию снижается, появляется возможность отслеживать факты хищения ресурсов.

В сфере снабжения бюджетирование даст возможность точно подсчитать потребность в каждом материале на определенный период в соответствии с утвержденным планом производства, позволит избежать накапливания излишков запасов на складах, предупредить резкий дефицит какого-либо вида ресурсов и необходимости срочных закупок по завышенным ценам.

В финансовой сфере можно оперативно отслеживать ликвидность активов, поступлений и платежей, определить финансовую эффективность взаимозачётных схем и бартерных сделок.

Для чего нужны бюджет-минимум и бюджет-максимум

Для предприятия последствия рисков могут как отрицательными, так и положительными. При составлении бюджета финансовые менеджеры должны учесть максимально возможное количество рисков.

С учётом возможных рисков нужно разработать несколько бюджетов. Основой будет основной бюджет или бюджет-минимум. Он составляется с минимальным уровнем риска.

Его доходная часть должна включать поступления только от заказов, обеспеченными договорами, вероятность выполнения которых превышает 90%. Такая же вероятность должна быть у исполнения контрактов поставки. Нужно просчитать различные варианты изготовления и транспортировки продукции. Только так можно получить начальный бюджет, подверженный влиянию рисков в минимальной степени. Начальный бюджет — это наиболее реальный сценарий развития событий и основа для следующих вариантов бюджетов.

Последующих вариантов может быть несколько. Все они должны учитывать мероприятия по нейтрализации возможных рисков. Итогом должен стать бюджет — максимум. Это наиболее оптимальный вариант работы предприятия.

Как минимизировать ошибки при бюджетировании

Чтобы снизить вероятность появления ошибок в процессе планирования, свести к минимуму потери от факторов непрямого воздействия и мгновенно получить достоверную информацию в любом интересующем направлении, систему бюджетного планирования можно автоматизировать.

Бюджет целесообразно составлять на год и проводить ежемесячные корректировки по результатам работы организации. Учёт рисков в системе бюджетов будет способствовать повышению эффективности управления затратами промышленного предприятия.

Рекомендуем

Система управления затратами на производственном предприятии. Курс в Санкт-Петербурге + Онлайн-трансляция

Особое внимание в курсе уделено практическому применению инструментов формирования финансовой модели, бюджетированию, современным методам учета затрат на производстве.


К списку статей

Нравится
Комментарии 0Комментировать

Авторизоваться - для того, чтобы оставить комментарий.

Вам могут быть также интересны семинары: